• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Направления


Ближневосточное направление
Китайское направление
Корейское направление
Японское направление

Ближневосточное направление

Как известно, древнейшие мировые цивилизации — Месопотамская и Египетская — зародились именно на Ближнем Востоке. Алфавитное письмо и принципы современных счетных систем, банковское дело, администрирование и логистика, тоже родом отсюда. Все аврамические религии, преобладающие сегодня в мире, берут свое начало на Ближнем Востоке. Одновременно страны Ближнего Востока являются одними из основных мировых поставщиков нефти и газа, а также наиболее активными игроками в региональной и международной политике. Ближний Восток давно и прочно занял важное место в российской геополитике и экономике, что определяет высокую важность изучения его языков, политики и культуры в России.

Современный Ближний Восток – обширный регион, включающий страны арабского мира, а также ближайших соседей: Турцию, Иран и Израиль. С исторической точки зрения, границы региона всегда были подвижными и охватывали также некоторые другие европейские (Пиренейский полуостров, Балканы, Кавказ), азиатские (современные Афганистан, Пакистан, Северная Индия и отдельные районы Средней Азии) и африканские регионы (страны Северной и частично Восточной Африки).

В настоящее время студенты ближневосточного направления могут выбрать один из двух основных языков региона – арабский или турецкий. А также выбрать для изучения язык хинди и погрузиться в освоение знаний, связанных с Индией.

Дисциплины так называемого «цивилизационного цикла» (история, культура, литература, политика, экономика и международные отношения) включают в себя несколько малых региональных блоков – помимо арабского, это иранский и османско-турецкий; в рамках отдельных курсов студенты знакомятся с культурой и историей Кавказа, Средней Азии, мусульманской Индии, Северной и Восточной Африки, Христианского Востока.

Студенты ближневосточного направления также могут выбрать в качестве второго восточного языка фарси, османско-турецкий, иврит, древнегреческий, грабар, сирийский язык или одну из современных форм разговорного арабского языка. Изучение языков Древнего и Средневекового Ближнего Востока помогает не только расширить кругозор, но и лучше понять сформировавшиеся на основе тех языков современные языковые формы.

В разные годы студенты ближневосточного направления проходили языковые стажировки в Иордании, Ливане, Палестине, Израиле, Катаре, Марокко и Египте.

Помимо поездок на Ближний Восток студенты и преподаватели секции также совершают поездки в мусульманские регионы России (Башкортостан, Дагестан и др.) и в страны ближнего зарубежья, испытавшие заметное влияние ближневосточных цивилизаций и культур (Армения, Грузия).

Китайское направление

Одним из наиболее активно развивающихся направлений Школы востоковедения является изучение Китая и китайского языка. То значение, которое мы придаем качественному и инновационному преподаванию языка, культурно-исторических и социально-экономических аспектов изучаемого региона, определяется высокой востребованностью в России и за рубежом специалистов широкого профиля по этому направлению, необходимостью овладения одним из сложнейших языков мира, а также богатейшей и древнейшей культурой Китая. Новые подходы, а также самое большое среди российских ВУЗов количество аудиторных языковых часов позволяют с первого года обучения проводить дробление курсов обучения (аспектизацию). Такой подход позволяет учащимся параллельно и на более высоком уровне осваивать различные навыки и компетенции, что дает им в будущем очевидные конкурентные преимущества перед выпускниками других вузов.

Помимо курсов дисциплин, знакомящих с историей, культурой, географией, экономикой, политикой и религией Китая, а также интенсивных занятий по китайскому языку (около 24 часов в неделю), отделение активно проводит внеучебные мероприятия. Благодаря этому студенты получают возможность не только ближе познакомиться с особенностями китайской культуры, но и услышать выступления известных востоковедов, принять участие в исследовательских проектах.

Отличительной особенностью Школы является сотрудничество с ведущими зарубежными образовательными центрами. Нашими партнерами уже стали передовые вузы Пекина, Шанхая, Гонконга и Макао.

Помимо успешного проведения самых масштабных в истории России летних языковых стажировок с выездом в китайские университеты, китайское направление Школы востоковедения осуществляет целый ряд совместных проектов с зарубежными партнерами: программы создания совместных учебников и методических пособий, подготовки магистров, межуниверситетские научно-исследовательские проекты, лекции ведущих китайских ученых с использованием технических средств проведения видеоконференций.

Корейское направление

Открыто в сентябре 2011 г. Его приоритетной задачей является подготовка высококвалифицированных специалистов - корееведов широкого профиля, прекрасно владеющих корейским языком и обладающих глубокими знаниями по истории, культуре, экономике государств Корейского полуострова. В настоящее время здесь сосуществуют два независимых государства — Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Республика Корея (РК). Несмотря на огромную разницу в их социально-экономической и политической организации, они имеют общие исторические корни и, конечно же, язык.

Хотя КНДР и РК значительно уступают другим странам Дальневосточного региона по размеру территории, тем не менее, они играют важнейшую политическую, экономическую и военную роль во всей Северо-Восточной Азии. Эти государства относятся к древнейшим цивилизациям мира наряду с Китаем, Индией, Японией, Ираном и пр. Обладая богатой и насыщенной историей, современная Корея, пусть и в раздвоенном виде, предстает достойной преемницей культурных традиций своих предков. Республика Корея — это одно из самых динамично развивающихся государств Азиатско-Тихоокеанского региона, важный и крупный партнер России на данном направлении. В свою очередь, КНДР — это уникальное государственное образование, сумевшее, неcмотря на многочисленные преграды, сохранить свою самобытность и национальную идентичность.

С учетом особенностей историко-культурных условий образования и развития двух корейских государств в ближайшем будущем, роста их экономических связей с Российской Федерацией, можно с уверенностью сказать, что выпускники получат широкий спектр возможностей для реализации и практического применения своих знаний и компетенций. Востребованность корееведов не вызывает сомнения.

Для достижения максимально эффективного результата обучения студенты корейского направления, помимо усиленной языковой практики в стенах ВШЭ, будут ежегодно участвовать в летних школах, организованных на базе Сеульского национального университета и других корейских вузов.

При активном содействии и поддержке Корейского фонда с сентября 2011 г. запущена программа E-Lectures. Она представляет собой серию курсов видеолекций по истории и культуре Кореи, читаемых с использованием технических средств видеоконференций в режиме on-line лучшими преподавателями главного вуза РК — Сеульского национального университета.

Преподаватели корейского направления уделяют особое внимание развитию различных совместных образовательных проектов с ведущими исследовательскими центрами и университетами Южной Кореи, в том числе с привлечением лучших представителей студентов-корееведов.

Японское направление

На образовательной программе "Востоковедение" осуществляется подготовка японоведов широкого профиля. Особое внимание на японском направлении уделяется изучению языка. Все языковые дисциплины читаются высококлассными и опытными преподавателями. Уже с первого курса проводятся занятия с носителем японского. По окончании бакалавриата выпускник, успешно освоивший программу обучения, будет готов к сдаче международного экзамена на знание японского языка «Норёку Сикэн» на самый высокий уровень — N 1.

Студенты обучаются на лекциях и семинарах, посвященных истории, культуре, литературе, религии, географии, экономике, политике Японии, и интенсивных занятий языком, пишут научно-исследовательские работы. Кроме того, они активно участвуют во внеучебных мероприятиях: посещают кинофестивали, концерты, мастер-классы, публичные лекции и семинары, принимают японских гостей, проводят языковые конкурсы и научные конференции.

Направление активно сотрудничает с университетами Японии и других стран. Предполагается проведение совместных летних школ с выездом в страну изучаемого языка. Группа студентов Школы летом 2011 года находилась на краткосрочной языковой стажировке в Университет Бэппу (о. Кюсю, Япония). Подписан договор с Университетом Святого Иосифа (Макао), где в 2011 году успешно прошла летняя школа для студентов-японоведов под руководством преподавателей японских ВУЗов, носителей языка.

В настоящее время ведется работа над подписанием договоров о сотрудничестве с Токийским, Киотским и рядом других университетов Японии.