Декан факультета менеджмента Николай Филинов:

Декан факультета менеджмента Николай Филинов
Декан факультета менеджмента Николай Филинов
— Что такое «хороший преподаватель»?

— Это сложный вопрос. На него легче отвечать от обратного. Без чего не бывает хорошего преподавателя? Без хороших учеников, конечно. Можно было бы говорить, что преподаватель-то учит хорошо, но, мол, вот пришли плохие, слабые... Это — неверная логика. В долгосрочной перспективе способность привлекать сильных учеников — важный талант преподавателя. Но бывает и так, что пришли сильные студенты, но сильнее от общения с преподавателем не стали. Поэтому отвечу так: хороший преподаватель — это тот, кто привлекает сильных учеников и делает их сильнее.

— Талант преподавателя — врожденный или приобретаемый? Это вообще талант или ремесло?

— Всякий настоящий талант — врожденный, но развитый усилиями, напряженной работой. Противопоставлять талант ремеслу я бы не стал. Преподавание — ремесло в том смысле, что ему можно научиться только практическим путем: прочитав книги о том, как преподавать, и прослушав об этом лекции, преподавателем не станешь. Идти в аудиторию, набивать шишки, преодолевать трудности — тогда, может быть.

— Нужен ли преподавателю артистизм? Если метафорически-функционально: преподаватель — в большей степени поводырь, энциклопедия или артист?

— Преподаватель должен быть личностью, привлекательной для студентов. Это может быть достигнуто в каждом отдельном случае несколько по-разному. Хорошие преподаватели — разные! И энциклопедичность знаний, и артистизм, и заботливая настойчивость, и легендарная требовательность могут привлекать и стимулировать студентов.

— Был ли у вас любимый преподаватель? Если да, то когда (в какой момент, отчего) вы осознали, что, вот, он — лучший?

— Мы перешли к обсуждению другой темы. Говорим не о хорошем, а о любимом. Конечно, был. Осознал сразу, на первой лекции — это же любовь.

— Имеет ли для вас как декана значение, кого выберут лучшим преподавателем?

— Конечно. Талант и наряженная работа должны получить признание.

— Объективной ли будет оценка студентов? Как к ней относиться, если она совсем не совпадет с вашей?

— Нет, вполне объективной она не будет. Потому, что студенты не всегда могут оценить, насколько сильнее они стали в результате работы с тем, или иным преподавателем. Субъективность оценки результатов обучения — проблема. А вот способность преподавателя привлекать студентов будет оценена точнее. Поэтому относиться к ней надо, как к оценке студентов. То есть серьезно. При этом заранее ясно, что недовольные результатами голосования студентов будут, и критики у методики проведения опроса не переведутся. Мне не хотелось бы сейчас присоединяться к этому хору. Поживем — увидим.