Заведующий отделением культурологии Виталий Куренной:

Заведующий отделением культурологии Виталий Куренной
Заведующий отделением культурологии Виталий Куренной
— Что такое «хороший преподаватель»?

— Мне представляется, что это крайне расплывчатое понятие, которому можно дать произвольную трактовку, но она так и будет — просто произвольной трактовкой.  Преподавание, обучение, учительство — все это сопровождает человека на протяжении всей его жизни, но в разных контекстах роль хорошего преподавателя будет иметь различный смысл.

В нашем случае уместно задаться вопросом, что значит «хороший университетский преподаватель». Но тогда нам придется ответить на предварительный очень непростой вопрос о телеологии университета и университетской жизни — ради чего здесь, в университете, преподаватели и студенты? Если мы правильно поймем эту главную цель, тогда, пожалуй, сможем также правильно определить признаки хорошего преподавателя в университете.

Является ли целью университета передача знания? Да, но не только и не в первую очередь, иначе университет мало чем отличался бы от школы. Является ли целью университета освоение профессиональных навыков и компетенций? Конечно, но не только. Иначе чем университет отличается от любого другого места, где человек осваивает взрослую профессию? Является ли целью университетского преподавания сама личность студента? Да, поскольку в нашей культуре преподавание всегда должно иметь в виду эту цель. Но это не какая-то особенность именно университета — школа играет здесь даже более важную роль.

Я предлагаю поразмышлять в связи с этим над словами Вильгельма Гумбольдта из его плана учреждения Берлинского университета — того самого, который стал прообразом современной модели исследовательского университета как такового. Гумбольдт говорит об университетском преподавателе и студенте следующее: «Особенность высших научных учреждений состоит в том, что они всегда рассматривают науку как до конца все еще не решенную проблему, а потому всегда продолжают заниматься исследованием, тогда как школа имеет дело только с готовыми и окончательными знаниями. Отношение между учителем и учеником здесь, таким образом, совершенно иные, чем в школе. Не первые существуют здесь ради последних, а и те, и другие — ради науки».

Вот такая удивительная мысль. Из нее следует, что хороший университетский преподаватель — это тот, кто смог пробудить студента к научному исследованию, вовлечь его в поиск истины, заразить его подобным стремлением. Поэтому, я бы сказал, что главная добродетель университетского преподавателя состоит в том, чтобы пробудить в студентах удивительное и редкое качество — стремление к поиску истины, к научному исследованию.

— Талант преподавателя — врожденный или приобретаемый? Это вообще талант или ремесло?

— Ответ на этот вопрос ясно вытекает из данного выше определения хорошего университетского преподавателя. Дело в том, что поиск истины — это не врожденное свойство, иначе наука не была бы столь странным и необычным цветком западной культуры. Поэтому талант преподавания в университетском смысле — исключительно благоприобретенное качество. Также нельзя определить его в терминах таланта или ремесла — ведь исследователь должен сочетать в тебе и то, и другое — талант к изобретению нового и ремесленную дисциплину в научной работе.

— Нужен ли преподавателю артистизм? Если метафорически-функционально: преподаватель — в большей степени поводырь, энциклопедия или артист?

— Любая социальная роль требует определенной театральности, а уж роль преподавателя — побольше, чем многие другие. Но все же мне кажется, что решающим здесь будет своего рода тип характера и даже тип личности, в которой способность к рационально-критическому мышлению и научная честность являются не просто некими внешними нормами профессиональной деятельности, но стали чертами личности, формой жизни, а не только профессии. Именно такие преподаватели и транслируют высокие образцы университетской культуры из поколения в поколения.

— Был ли у вас любимый преподаватель?

— Любимый преподаватель  здесь, наверное, не очень подходящее слово. У меня есть учителя  — тех, кого я ценю и уважаю в наибольшей степени. Но чтобы в этом разобраться потребовалось время — очень часто взаимоотношения с людьми, которые на тебя в наибольшей степени повлияли, могут строиться через дискуссионную конфронтацию, противопоставление.  Для того чтобы составить точное суждение в этом вопросе, могут потребоваться годы.

— Имеет ли для вас как заведующего отделением значение, кого выберут лучшим преподавателем?

— Конечно, определенное познавательное значение это имеет.

— Объективной ли будет оценка студентов? Как к ней относиться, если она совсем не совпадет с вашей?

— Не вполне уверен, что оценка студентов будет ясной и однородной — здесь многое зависит от выбора шкалы оценки. Поэтому расхождения здесь вполне возможны, и это совершенно нормально. Но, надеюсь, этот конкурс станет, прежде всего, стимулом для того, чтобы наши студенты самостоятельно поразмышляли над этим вопросом, и это, пожалуй, самый главный результат нового конкурса.