• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческая оценка преподавания

Цели и значение СОП

Зачем проходить СОП?

Высказывание мнения по поводу преподавания — не только право, но и обязанность студентов. Ведь преподаватели оценивают своих студентов, и студенты тоже должны это делать, обязательства не должны быть односторонними.

Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор НИУ ВШЭ (из интервью для портала НИУ ВШЭ)

 

Чтобы оставить обратную связь — поделиться своими впечатлениями о курсе и преподавателях, рассказать о положительных моментах или проблемах. Так вы подскажете преподавателям, как стоит развивать программу дисциплины и техники преподавания, а руководству университета — что стоит учитывать при улучшении образовательного процесса

Чтобы помочь себе и своим однокурсникам в будущих модулях — прокомментировать преподавание по дисциплинам, которые ещё не закончились. Так преподаватели и руководство программы и департамента будут понимать, какие проблемы есть в организации курса сейчас, и смогут оперативно их решить

Чтобы оценить образовательные инновации — поделиться своим мнением о новых методах преподавания и организации учебного процесса, чтобы повлиять на их использование в будущем

Должны ли студенты иметь возможность оценивать преподавателей?

Да, студенты должны иметь возможность оценивать преподавателей, так как это может помочь улучшить качество образования и усовершенствовать преподавательскую практику. Обратная связь от студентов может предоставить важную информацию о том, как преподаватель может улучшить свои знания и навыки, а также как он может более эффективно влиять на студентов. Однако обратная связь должна быть доступной, анонимной и честной, чтобы студенты чувствовали себя комфортно при ее предоставлении.

ChatGPT 3.5
Нейросеть (из беседы с изданием
«Окна роста»)

Где используются результаты СОП?

1. В создании новых методик преподавания и совершенствовании преподавательского мастерства

СОП — важнейший источник, из которого преподаватель может узнать о реакции студентов на его или её работу. Статистика по оценкам и текстовые комментарии наглядно показывают преподавателям, как студенты оценивают принципы организации занятий, подачу материала и актуальные педагогические техники. А ещё СОП помогает преподавателям оценить, насколько успешно прошли их эксперименты — например, использование новых платформ для совместной работы, обновление системы оценивания, появление игровых форматов или переход на новый дизайн презентаций. 


Подавляющее большинство преподавателей крайне ответственно анализируют личные оценки в СОП. По данным Мониторинга преподавательской и научной жизни, 80% из них не просто читают результаты анкетирования, но и активно работают с оценками и комментариями:

Из данных Мониторинга преподавательской и научной жизни

Больше всего преподаватели используют результаты анкеты по таким критериям, как: «Ясность и последовательность изложения материала», «Контакт с аудиторией» и «Ясность требований, предъявляемых к студентам»:

Из данных Мониторинга преподавательской и научной жизни

Преподавателям важны и текстовые комментарии — они объясняют высокие или низкие оценки по числовым критериям или дают совсем новую информацию. 

Каждый год я просматриваю и анализирую баллы СОП, но гораздо внимательнее я смотрю на развернутые ответы и мнения студентов. Именно они оказываются наиболее полезны для достраивания или перекройки учебного курса. При этом я стараюсь принимать во внимание частотность тех или иных мнений. Чем чаще отзыв, совет или пожелание повторяется, тем выше его ценность для меня и тем с большей вероятностью я приму решение что-либо поменять в своем курсе. На единичные негативные отзывы я смотрю серьезно, только если в них есть хотя бы какие-либо аргументы. Если студент просто пишет, что ему «не понравились лекции», и не объясняет почему, доверия к такому отзыву в разы меньше. В конце концов, в университете мы учим аргументировать свою позицию и обосновывать свои суждения, даже если они носят оценочный характер.

Вдовин Алексей Владимирович
Школа филологических наук: Доцент (из материала для университетского издания
«Окна роста»)

Отзывы студентов — это один из самых полезных механизмов, какие могут быть. И это четкая аналитическая работа со стороны студентов: они не поддаются каким-то мимолетным эмоциям, не позволяют себе вкусовщины, говорят объективно и по существу, благодаря этому система работает. Даже когда они пишут про одного: «Очень строгий препод, кошмар», а про другого: «Очень строгий препод, круто», — нам понятно, что они имеют в виду. Для нас отзывы играют роль камертона. И конечно, мы корректируем свою работу, ориентируясь на СОП, особенно когда находим там четкие технические замечания: требования недостаточно ясны или презентацию не очень хорошо видно…

Старусева-Першеева Александра Дмитриевна
Школа дизайна: Доцент, академический руководитель образовательной программы
«Современное искусство» (из материала для университетского издания«Вышка для своих»)

 

2. При кадровой работе с преподавателями и распределении преподавательской нагрузки

Так как СОП обязателен, его результаты — это самый надёжный источник количественных данных об оценке работы преподавателей со стороны студентов. И поэтому данные СОП входят в KPI и критерии конкурсной оценки для многих участников образовательного процесса:

Преподаватели

СОП — один из ключевых критериев Конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Это регулярная процедура, которую должен пройти каждый преподаватель для перезаключения трудового договора, и статистика СОП помогает оценить результаты работы преподавателя. Поэтому высокие результаты СОП повышают шансы на продление контракта, а посредственные выполняют роль той самой «блокирующей оценки».

Из статистики заявок по конкурсу ППС за 3 кампании в 2020-2021 гг.

Для преподавателей также действует «Правило трёх баллов»: преподаватель не может продолжить преподавать курс в том же виде и на той же образовательной программе в следующем году, если в текущем он получил по нему в СОП средний балл ниже 3. Исключение из этого правила может быть сделано только по решению первого проректора при совместном обращении от академического руководителя ОП и главы департамента, в котором работает преподаватель.

 

Поэтому данное правило — не слишком частый, но действенный инструмент для пресечения грубых ошибок в преподавании. 

Статистика по применению правила 3-х баллов за 2018-2021 учебные годы
Статистика по применению правила 3-х баллов за 2018-2021 учебные годы
Центр внутреннего мониторинга

Академические руководители

Одна из важнейших задач руководства образовательной программы — определить, какие преподаватели будут вести ключевые дисциплины, какие проблемы и конфликты возникали у преподавателей со студентами и как их исправить. Поэтому академические руководители должны строго следить за отзывами о преподавателях, и СОП — главный источник данных об этом. Руководство образовательных программ в период создания учебных планов подробно анализирует результаты преподавательского СОП и принимает решение о преподавательском составе на программах.

На больших образовательных программах, на мой взгляд, СОП позволяет собрать информацию со всех студентов программы и получить консолидированную позицию от всей группы. Уровень СОП и комментарии студентов позволяют планировать учебный процесс на следующий год в части взаимодействия с преподавателями, в части изменения содержания дисциплины и, в крайнем случае, в части корректировки конкретных преподавателей по конкретным дисциплинам. На мой взгляд, важность отслеживания обратной связи со стороны студентов нельзя переоценить, но нужно учитывать, что студенты должны понимать серьезность данного действия, поскольку СОП как обязательный инструмент для оценки преподавателя напрямую влияет на его дальнейшую преподавательскую активность.

Комаров Михаил Михайлович
Профессор департамента бизнес-информатики, академический руководитель образовательной программы
«Электронный бизнес и цифровые инновации» (из материала для университетского издания «Окна роста»)

Механизм студенческой оценки преподавания разработан для получения обратной связи от студентов в рамках преподавания каждой учебной дисциплины. Для руководителей образовательных программ и академического совета материалы СОП выступают в роли одного из критериев при принятии решения о приглашении преподавателя для чтения учебного курса в следующем учебном году. Следует обратить внимание на то, что наибольший интерес представляют не сами оценки, а комментарии, которые оставляют студенты о курсе и преподавателе.

Вечерин Александр Викторович
Академический руководитель ОП «Психология» (из материала для университетского издания
«Окна роста»)

Руководители департаментов и кафедр

Департаменты тоже получают данные СОП по преподавателям — это помогает им оценить кадровый состав в их подразделении, подбирать кандидатуры преподавателей, а также в целом понимать, как развивать мастерство педагогического состава.

СОП в Школе иностранных языков глубоко встроена в бизнес-процессы и кадровую работу. У нас существует собственная кадровая комиссия, которая разрабатывает критерии оценки преподавательского мастерства вплоть до оценки занятий, мы создаём критерии к конкурсу ППС и мониторингу эффективности тьюторов, а ещё мы регулярно ходим на занятия к собственным преподавателям. В каждом из этих процессов мы используем СОП в первую очередь для того, чтобы зафиксировать моменты, требующие корректировки — комментарии студентов часто показывают нам возможные проблемы в коммуникации, в проведении занятий, в оценке элементов контроля. И хотя обратная связь не всегда даёт полную информацию о происходящем на курсе, мы научились применять результаты анкетирования более глобально. 

Наконец, СОП — это важный инструмент, чтобы научиться давать обратную связь и в целом вести деловое общение. Мы всегда тщательно обсуждаем возможные изменения со студентами и реагируем на любое конструктивное изложение проблем — но показываем, что сложности решаются не только и не столько снятием нагрузки и уж тем более увольнением преподавателя, а, возможно, методической и коммуникационной поддержкой преподавателя и группы. Я верю, что такой наш подход учит студентов быть конструктивными и конкретными.

Колесникова Екатерина Алексеевна
Руководитель Школы иностранных языков

 

Мы тщательно работаем с данными СОП на всех стадиях принятия кадровых решений. После каждой из волн анкеты мы дополнительно сортируем и визуализируем данные оценок и комментариев, обучаем преподавателей работе с этими оценками и их интерпретации. Когда результаты приходят преподавателям, мы обсуждаем с ними возможные изменения и направления для развития — и эта опция открыта в том числе для тех, у кого могут быть высокие оценки.

Наконец, данные СОП очень помогают нам не просто решать текущие проблемы, а развиваться самим и создавать что-то новое. Мы подробно анализируем оценки и комментарии по дисциплинам и преподавателям, чтобы создавать новые курсы (в том числе в онлайн-формате) и учитывать все пожелания студентов по тому, какие темы нужно в них раскрывать и каких крутых преподавателей можно туда позвать.

Соколов Евгений Андреевич
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска

 

3. При разработке и развитии учебных дисциплин

СОП — это не только оценка преподавателей и их личного мастерства, но и инструмент сбора обратной связи по дисциплинам, их содержанию и формату проведения. Поэтому результаты СОП позволяют на очень широких данных собрать мнения студентов по прошедшим дисциплинам и подготовить контуры их развития. 

 

В первую очередь данные СОП по дисциплинам важны преподавателям: именно им, как авторам программ учебных дисциплин, проще всего сделать выводы из оценок студентов и понять, 1) какие темы вызвали наибольший интерес, а какие надо откорректировать; 2) какие элементы контроля помогли закрепить материал, а какие оказались непонятными и слишком сложными; 3) помог ли онлайн-курс по-настоящему дать самую важную информацию онлайн и дать больше времени на очную отработку знаний, и так далее. 

 

Академические руководители — тоже активные пользователи результатов СОП по дисциплинам: данные из анкеты помогают узнать, как структура курса соответствует принципам образовательной программы; насколько материалы дисциплины актуальны, как они помогают расширить полученные ранее знания.

 

А ещё данные СОП по курсам важны самим студентам и доступны в любое время: в Вышке есть каталог лучших дисциплин по критериям СОП. Каталог лучших курсов помогает студентам принять важные решения — например, какой курс по выбору интереснее или как выбрать майнор.

Пример дисциплины, получившей пометку «Лучшая по...» в результате СОП
Пример дисциплины, получившей пометку «Лучшая по...» в результате СОП
Сайт НИУ ВШЭ

СОП — это важный инструмент обратной связи для разработчиков программ. Оценки и комментарии студентов по дисциплинам очень информативны. При этом отрадно читать именно аргументированное мнение (не имеет значения, идёт речь о похвале или о критике) и конструктивные предложения по улучшению программы дисциплины или её реализации. Гораздо полезнее обоснованная критика и сформированное видение решения проблем — лучше, когда студенты концентрируются на этом и меньше выражают сиюминутные эмоции. В этом случае мнение студентов можно будет использовать при перепроектировании программы. Кстати, особенно полезна для студентов возможность оставить свои комментарии еще до завершения дисциплины, к чему я призываю всех — позитивные изменения можно будет почувствовать сразу!

Лытаева Мария Александровна
Глава комиссии Учёного совета НИУ ВШЭ по основным образовательным программам, академический руководитель ОП
«Педагогическое образование»

4. При обновлении учебных планов образовательных программ

Данные СОП по оценкам дисциплин и комментарии в анкете об образовательном процессе в целом — это фундамент для изменения всей образовательной программы. На основе этих отзывов академический совет и академический руководитель ОП понимают всё о построении учебных планов: какие дисциплины увеличить в объёме, какие — сократить или убрать совсем; в каком порядке должны идти дисциплины для нарастания сложности и интереса; должны ли на программе быть специализации или курсы по выбору; какими общими принципами объединить все курсы программы (например, включить в каждый курс блок с кейсами реальных компаний или завершить учебный год экспедицией в российский регион).

Руководство образовательных программ по результатам студенческой оценки преподавания должно понимать, насколько успешно идут те или иные дисциплины, и что в их программах необходимо модифицировать.

Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор НИУ ВШЭ (из интервью для портала НИУ ВШЭ)

5. При улучшении управления образовательным процессом во всём университете

Вопрос «Замечания и предложения относительно организации учебного процесса в целом» — последний в анкете, но только по порядку, а не по важности. Потому что им пользуются все руководящие органы программ, факультетов и Вышки. Именно на этих данных все управленцы понимают, по каким принципам нужно строить учебный процесс: как конструировать расписание, как проводить процедуру выбора майноров и курсов по выбору, какие ошибки необходимо исправить в работе Вышкинских сервисов, какими цифровыми платформами пользоваться, и так далее. А каждый год число таких полезных отзывов растёт: в 2022 году студенты оставили более 20 тысяч открытых комментариев об учебном процессе в целом.

Дирекция основных образовательных программ тщательно следит за обратной связью студентов в СОП по организации учебного процесса. Мы используем комментарии для того, чтобы улучшать сервисы, работающие на весь университет — например, процедуру выбора майноров и МАГОЛЕГО. Так, в 2022 году студенты столкнулись с рядом технических и организационных проблем при выборе факультативов и курсов по выбору, и мы в Центре сервиса «Траектория», провели анализ данных СОП, чтобы понять, какие именно сложности в поиске и выборе курсов для формировании своей траектории встречались чаще всего — и суметь их разрешить.

Чичик Наталья Вячеславовна
Центр сервиса «Траектория»: Руководитель центра