НИУ ВШЭ находилось в здании до 2017 года

В разное время в доме № 8 на Покровском бульваре располагались знаменитая женская гимназия Виноградской, квартира художника-анималиста Степанова и редакция «Большой советской энциклопедии».

Владение Медынцевых

Портрет Василия Медынцева работы художника Боброва.
1867 г. Государственная Третьяковская галерея

Жилые строения в этой части Покровского бульвара, в том числе и дом № 8, появились на карте Москвы лишь во второй половине XIX века. Сам Покровский бульвар был устроен в 1820-е годы. До этого здесь проходила стена Белого города. Вновь образовавшиеся после сноса древней крепостной стены территории в начале XIX века стали активно скупать представители московского купечества, но участок нынешних домов № 6-8 довольно долго пустовал.

Во второй половине XIX века значительную территорию ближе к началу бульвара купил потомственный почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Василий Алексеевич Медынцев. Фирма «В. и. П. братья Медынцевы и К°» успешно торговала шелковыми и парчовыми тканями. Братья Медынцевы владели золототкаными и текстильными фабриками в Вышнем Волочке и доходными домами в Москве. Все братья Медынцевы состояли в дружеских отношениях с купеческой семьей Третьяковых, увлекались музыкой, театром, литературой, покровительствовали художникам. Василий Алексеевич помогал художнику Виктору Алексеевичу Боброву, написавшему известный портрет Медынцева.

В 1878 году Медынцев построил на приобретенном участке Покровского бульвара нынешний дом № 6 по проекту архитектора Дмитрия Ивановича Певницкого. В 1881 году, в год смерти Медынцева, был построен следующий дом, № 8, по проекту того же архитектора. Он представлял собой трехэтажный, в шесть окон особняк, составляющий правую половину нынешнего дома. Фасады его были решены в стиле эклектики с использованием классических элементов. В левой части здания имелся проезд во двор. Строительство было закончено уже при следующем владельце — сыне Василия Алексеевича Николае Васильевиче Медынцеве. Новый дом задумывался как доходный — для квартир и учебного заведения.

В 1894 году к дому слева был пристроен новый объем по плану архитектора Флегонта Флегонтовича Воскресенского. Оба здания стали представлять собой одно целое с проездным проемом посередине. С небольшими изменениями дом дожил до наших дней.

Воскресенский известен в Москве в первую очередь великолепными постройками модерна. Но здесь, на бульваре, перед ним была другая задача — органично вписать здание в уже имеющуюся застройку, объединив старый и новый объемы единым декоративным решением.

Вензель «М»

Основные членения фасада строго симметричны и подчеркнуты тремя вертикальными осями с имитацией ризалитов, оформленных рустованными пилястрами. Размеры ризалитов одинаковы, но элементы декора отличаются. Каждый этаж разделен горизонтальными тягами, вместе с ризалитами они как бы делят фасад на сегменты в один этаж высотой и в пять окон шириной. 

И каждый такой сегмент представляет собой совершенно самостоятельную, отличную от других декоративную поверхность. На сравнительно небольшой плоскости фасада использованы шесть различных принципов оформления окон. Нижний этаж здания рустован, но рустом двух видов. Верхние этажи имеют лепные украшения то в виде мелких геометрических форм, то в виде классицистических декоративных узоров. Наличники обрамляют окно то целиком, то фрагментарно, сандрики окон то отсутствуют, то вдруг акцентированы или выступают треугольником. Два входа в здание также асимметричны: один ближе к центру, другой в боковом ризалите. Крайний подъезд венчает балкон — единственный во всем здании, служащий одновременно и козырьком над входом с полуциркульным завершением.

Все эти различные элементы применены в декоре крайне деликатно. На первый взгляд здание кажется выдержанным в строгой симметрии, а легкие расхождения в декоре лишают фасад монотонности и делают дом нарядным и примечательным.

Даже на дворовом фасаде с единственным украшением в виде фигурного фриза из кирпичной кладки применен тот же декоративный принцип асимметрии. Во двор выходит и черная лестница, пристроенная слева к основному объему.

В более старой части здания, построенной в 1881 году, сохранилось пышное убранство парадного. Главным его украшением служат фигуры косматых атлантов, скорее, сатиров со смешными животиками. Их верхняя часть вылеплена объемно, почти натуралистично, нижняя часть закрыта уплощенной рельефной драпировкой, перевязанной пышным бантом. Выразительные фигуры атлантов соединяют лепные фризы потолка с растительным орнаментом. 

Другой примечательной частью интерьера является римская мозаика пола перед лестницей. Ее четко очерченный узор прекрасно вписывается в общее солидное и помпезное, но с деликатной долей гротеска оформление подъезда.
Разнообразные лепные украшения сохранились и на стенах главной лестницы.

Оформление парадного более позднего левого крыла не имеет ни лепнины, ни мозаики. Пожалуй, главным ее украшением является весьма примечательная кованая решетка лестницы.

Энергично очерченные завитки разных размеров образуют четко читающийся рисунок решетки на протяжении всех пролетов. Отличительной чертой решетки является наличие в середине каждого пролета вплетенного в узор решетки вензеля «М» — начальной буквы фамилии владельцев дома Медынцевых. Причем буква «М» на пролете первого этажа имеет несколько отличный графический рисунок, чем вензель решетки следующих этажей.

Сразу же после постройки нового дома в 1881 году, еще до его переделки Ф.Ф. Воскресенским, здание заняли жильцы и женская гимназия Ольги Виноградской, просуществовавшая здесь долгие годы.

Гимназия Виноградской

Портрет Ольги Виноградской.
1911 г. Из книги Михаила Вострышева «Московские обыватели»

Ольга Афиногеновна Виноградская всю жизнь посвятила делу женского образования в России. Родилась она в Петербурге в 1853 году, но, когда ей было 13 лет, семья переехала в Москву. Здесь Ольга Афиногеновна получила образование и приступила к педагогической деятельности. Работая в различных детских садах, начальных классах гимназий, она совершенствовала свои знания и получала необходимый опыт. В 1880-х годах она стала начальницей школы для девочек-сирот болгар и сербов, которая вскоре слилась с пансионом госпожи Керкоф. В 1883 году Виноградская вместе с пансионом переехала в новый дом Медынцева на Покровском бульваре. Здесь она открыла свою собственную женскую гимназию, где, помимо общего руководства, преподавала русский язык и литературу вплоть до самой смерти в 1914 году. 

Первоначально учебное заведение Виноградской называлось школой для девочек, но уже в 1902 году она получила статус женской гимназии и стала одной из самых известных в Москве. В ней преподавали видные деятели, профессора, такие как историки Александр Кизеветтер и Матвей Любавский, психолог, философ Павел Блонский, физик Михаил Коновалов и другие. Музыкальные уроки вел в будущем известный оперный хормейстер Ульрих Авранек. 

Девочки-гимназистки изучали закон Божий, русский и церковнославянский языки, математику, географию всеобщую и русскую, естественную историю, физику, русскую и всеобщую историю, математическую географию. Из необязательных предметов желающие успешно сдать выпускные экзамены учили немецкий, французский языки и рисование. По окончании девушки, прошедшие экзаменационное испытание, получали право быть учительницами на дому и в начальных классах училищ.
 
Приобретая все большую популярность, гимназия уже не вмещала в отведенные помещения в доме Медынцева всех желающих. В 1910 году рядом по бульвару Медынцевы выстроили новое здание специально для гимназии по проекту архитектора Зверева (нынешний адрес — Покровский бульвар, д. 8, стр. 1А). И два дома на уровне второго этажа были соединены переходом, сейчас не использующимся.

При поступлении в гимназию родители должны были представить свидетельство о рождении дочери и личное заявление. В Центральном историческом архиве Москвы хранится следующее заявление (ф. 245, оп. 1, ед. х. 17, л. 299):

Госпоже начальнице Московской женской 
гимназии О.А. Виноградской от жены Академика 
живописи Людмилы Николаевны Степановой.

 

Прошение

Желаю определить в женскую гимназию О.А. Виноградской мою дочь Екатерину Степанову в старший преготовительный класс, родившуюся 24 октября 1903 года и до сего времени обучавшуюся дома, в число учениц.

 

1911 г. 21 апреля.

Место жительства имею против Покровских казарм, дом наследниц Медынцевой.

С 1911 по 1915 год в новом здании гимназии училась дочь художника-передвижника Алексея Степанова и его жены Людмилы, урожденной Медынцевой.

Этот портрет Николая Медынцева написал муж его младшей дочери художник Алексей Степанов.
1902 г. Тверская областная картинная галерея

Владелец дома купец Николай Васильевич Медынцев был женат на Александре Ермаковой, дочери промышленника, к концу жизни занимавшегося исключительно благотворительностью. У Медынцевых были единственный сын Николай и дочери Мария, Александра, Маргарита, Анна и Людмила.
 
Сам Николай Васильевич, как и его отец, был не только успешным купцом, но и коллекционером русской живописи, оказавшим помощь многим художникам. В 1894 году он вместе с семьей отправился в путешествие по Германии, Швейцарии, Франции и Северной Италии. С собой в поездку он пригласил выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества художника Алексея Степанова. А через год состоялась свадьба младшей дочери Медынцевых Людмилы и молодого художника. Молодожены поселились на Покровском бульваре в доме № 8, в той его части, что была отведена под квартиры.

Художник-передвижник Степанов наряду с Левитаном, с которым он дружил всю жизнь и жил по соседству (Б. Трехсвятительский пер., д. 3), считается мастером русского лирического пейзажа. Помимо этого, с 1899 года он руководил так называемым «классом животных» в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Талант анималиста Степанова ценили многие известные художники, в том числе Серов и Нестеров. 

Описание мастерской Степанова в рассказе Владимира Гиляровского «Начинающие художники»

…Мастерская А.С. Степанова в Училище живописи помещалась во флигельке, направо от ворот с Юшкова переулка. Огромная несуразная комната. Холодно. Печка дымит. Посредине на подстилке какое-нибудь животное: козел, овца, собака, петух... А то — лисичка. Юркая, с веселыми глазами, сидит и оглядывается; вот ей захотелось прилечь, но ученик отрывается от мольберта, прутиком пошевелит ей ногу или мордочку, ласково погрозит, и лисичка садится в прежнюю позу. А кругом ученики пишут с нее, и посреди сам А.С. Степанов делает замечания, указывает.

Ученики у А.С. Степанова были какие-то особенные, какие-то тихие и скромные, как и он сам. И казалось, что лисичка сидела тихо и покорно оттого, что ее успокаивали эти покойные десятки глаз, и под их влиянием она была послушной, и, кажется, сознательно послушной…

С картиной «Лоси» художник Степанов дебютировал на выставке передвижников.
1889 г. Государственная Третьяковская галерея

Первая картина, с которой Степанов дебютировал на выставке передвижников, называлась «Лоси», и ее сразу приобрел Павел Третьяков. С этих пор у Степанова появилась своеобразная подпись на посланиях друзьям. Если он не заставал кого-нибудь дома, то оставлял листок не с запиской, а с рисунком лося, и все безошибочно определяли визитера. 
Друзей у Алексея Степановича было много. Помимо перечисленных к нему на Покровский бульвар часто заходили братья Коровины, Абрам Архипов, ученики Степанова Павел Корин, Аркадий Пластов и многие другие. Все они были знакомы с его дочерью Катериной, которую Степановы определили в гимназию Виноградской. А после смерти художника в 1923 году его вдова и дочь остались практически без средств. Тогда художник Нестеров выхлопотал для них пенсию.  

Из письма Михаила Васильевича Нестерова

В Совет Государственной Третьяковской галереи

Москва, 3 мая 1927 г. 

Настоящим прошу обратить внимание Закупочной комиссии Совета Третьяковской галереи на картины, оставшиеся после смерти академика А.С. Степанова, художника, признанного Академией, П.М. Третьяковым, признаваемого до наши дней: еще год назад семья А.С. Степанова получила приглашение дать на выставку и конкурс Института Карнеги в Америке картину А.С. «Качели» (последнего периода его деятельности, в галерее не имеющихся). Вдова А.С. Степанова, Людмила Николаевна, до сих пор пенсии не получает и нуждается. Адрес ее — Покровский бульвар, д. 8, кв. 8.

После 1917 года

До середины XX века уже бывший дом Медынцевых — последним его владельцем был Николай Николаевич Медынцев оставался жилым. В доме было чуть более двадцати квартир, и состав их жильцов был весьма разнороден. Рядом с сотрудниками научных институтов жили работники фабрик, был также дирижер театра «Буфф», до 1926 года — владелец булочной Василий Пульфер. До 1930-х годов в доме жил один из основоположников советской цитохимии, работавший в области исследования биотерапии рака,   Григорий Роскин. Его соседями были отец и сын Броуде. Михаил (Мендель) Данилович Броуде был купцом 1-й гильдии, имевшим до 1917 года дом на углу улицы Забелина и Старосадского переулка, недалеко от Покровского бульвара. Его сын — советский химик Лев Михайлович Броуде  получил образование на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого стал работать в медико-химической лаборатории МГУ. Участвовал в Гражданской войне, вернувшись, стал научным сотрудником на кафедре биологической химии МГУ. В доме на Покровском бульваре Броуде поселились после реквизиции их собственного дома. Прожили в нем до 1930-х годов — Михаила Даниловича выслали в Сыктывкар, Льва Михайловича направили на работу в Казанский университет.

Жильцом верхнего этажа была концертмейстер Государственной Оперной студии К.С. Станиславского Елизавета Георгиевна Ворледж. Ее первой и самой значительной работой в оперной студии было музыкальное создание оперы «Евгений Онегин», которое высоко оценил Станиславский. В 1928 году Ворледж была вынуждена уйти на преподавательскую деятельность и съехать из этого дома.

С 1945 года в бывшем доме Медынцевых и в соседнем доме (бывшей гимназии Виноградской) разместилось Министерство вкусовой промышленности, через три года оно стало называться Министерством пищевой промышленности и его перевели в другое место. А в освободившихся двух домах стали работать издательство и главная редакция «Большой Советской энциклопедии». В 2004 году у издательства (теперь «Большой Российской энциклопедии») остался один дом — бывшей гимназии, а дом Медынцевых вновь стал доходным.

Нынешние владельцы весьма бережно относятся к наследию Медынцевых, поддерживая декор фасада и интерьеров в прекрасном состоянии. Получив здание в сильно запущенном виде, они провели качественную реставрацию и надлежащий ремонт. Для увеличения внутренних площадей был надстроен мансардный этаж, видный только со двора. На уличном фасаде появились верхние этажи ризалитов, сильно выступающие над линией крыши, и верхний фриз с геометрическим рисунком. Это слегка нарушило первоначальный замысел архитектора — легкой асимметрии декоративной композиции, но внесло новый объединительный элемент.

 

Высшая школа экономики арендовала здание с 2011 до 2017 года.

 

Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».