• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Достижения в науке». Лауреаты 2011. Петровский Вадим Артурович

 

Кем выдвигается: Кафедрой психологии личности (кандидатура поддержана ученым советом факультета психологии)

Выдвигается за достижения в науке

Вадим Артурович Петровский – выдающийся специалист в области психологии личности.

Значительное число научных трудов, монографий, получивших широкое признание в психологическом сообществе России.

Число подготовленных докторов наук и кандидатов наук всего – 26.

Монографии и книги в соавторстве:

  • Экспериментальные методы исследования личности в коллективе (отв. ред. и автор), Ч.1.2 Даугавпилс, 1985
  • «Психология неадаптивной активности», Москва, 1992;
  • «Личность: феномен субъектности», Р/на/Дону, 1993; 
  • «Одаренные дети: экология творчества», (в соавтор.), Москва-Челябинск, 1993;
  • «Личностно-развивающее взаимодействие», Р/на/Дону, 1993;
  • «Учимся общаться с ребенком» (отв. ред. и автор), Москва,1993;
  • «Воспитатели и дети: источники роста» (отв. ред. и автор) Москва,1994;
  • «Психология воспитания», (отв. ред. и автор) Москва,1995;
  • «Личность в психологии: парадигма субъектности», Р/на/Дону, 1996;
  • «Феномены субъектности в развитии личности», Самара, 1997;
  • «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», (отв. ред. и автор), Москва, 2003;
  • «Всегда ли правы родители?» (в соавтор.), Москва, 2005;
  • «Логика «Я», Москва-Тула, 2008;
  • «Основы практической консультативной психологии», Москва, 2008;
  • «Логика «Я»: персонологическая перспектива», Самара 2010;
  •  «Человек над ситуацией», Москва, 2010.


Автор проекта «мультисубъектной персонологии», объединяющей в себе теоретические и практические разработки в области психологии личности. Результатом теоретико-экспериментальных разработок явилось создание мультисубъектной теории личности (1996), объединяющей в себе три авторских концепции: 1) надситуативной активности (концепция активной неадаптивности); 2) инобытия в других (концепция персонализации); 3)единомножия «Я» (концепция множественности форм развивающегося самосознания). В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности как субъекта) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории личности В.А.Петровским были разработаны понятия “активная неадаптивность”, “избыточные возможности как источник активности”, “самотрансценденция”, “отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)”, “Я как причина себя”, “кольцо самоподражания”, “действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)”, “Мое Я” и “Моё Ты”, “состоятельность личности как единство «могу» и «хочу»” и др.; предложены трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция трехфазности вхождения личности в новую социальную общность, математические модели оптимума благополучия. В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности, совместно с А.В. Петровским, была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. На основе предложенных В.А.Петровским методов “виртуальной”, “отраженной” и “возвращенной субъектности”, представленных многочисленными методиками, эмпирически выделены и исследованы феномены самотрансценденции личности («бескорыстный риск», «презумпция существования решения» и др.).

Совместно с В.Г. Грязевой, В.А.Петровским была разработана концепция творческой одаренности, как формы проявления активной неадаптивности, и - экологии творчества, как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов (Одаренные дети: экология творчества /в соавт./, Челябинск-Москва, 1993).

Третье направление исследований В.А.Петровского – теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским была разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии, в общей сложности 27 категорий – биоцентрированные, базисные, метапсихологические, социоцентрированные категории (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский «Теоретическая психология», М., 2001 ). П. автор более 150 научных работ, в том числе шестнадцати монографий. Такие как «Личностно-развивающее взаимодействие» (в соавт.), Ростов-на-Дону, 1993; «Воспитатели и дети: источники роста» (отв. ред. и автор). М., 1994; «Психология воспитания» (отв. ред. и автор), М., 1994 выдержали несколько переизданий.

В.А.Петровский руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с Природой, Культурой, Другими людьми, Самим собой.

В. А. Петровский – эксперт в области трансактного анализа, автор математических моделей принятия решения (грант РФФИ, 2004), руководитель научных работ молодых ученых (грант Президента России, 2003г.), автор теоретических и экспериментальных разработок, реализуемых в практике персонального консультирования, создатель проекта общей персонологии, объединяющей академическую и практическую «ветви» психологии личности (2003 г.). Общая персонология есть мета-теория по отношению к теоретико-экспериментальным исследованиям, центрированным на личности, а также фактам и наблюдениям из области многоплановой психологической практики развития и поддержки личности. «Общая персонология» - психологическая теория личности, выступающая со стороны эффектов своего воздействия на личность. Теория и практика — лицом к лицу.

В.А.Петровским в рамках проекта «Общей персонологии» подготовлен методический комплекс: хрестоматия и электронный учебник «Основы практической консультативной психологии» (2007 г.), отрабатывающий модели и стандарты подготовки психологов - консультантов, с целью создания образовательного стандарта при введении новой специальности «консультативная психология». Практико-ориентированной дисциплины содержащей специальное знание о принципах, методах и способах консультативной деятельности психолога, интегрирующей многообразие американских и западноевропейских методов консультирования. Предметом консультативной психологии являются межличностные взаимоотношения, взаимодействия и взаимовлияния в процессе консультирования и, вместе с тем,  его (консультирования) отсроченными эффекты. Личность терапевта, личность клиента, все происходящее «между» ними, непосредственные и отдаленные последствия их интеракций - образуют равноправные и самоценные «фокусы» исследовательского интереса психолога. По авторской программе В.А. Петровского с 2005 по 2010 осуществляется профессиональная переподготовка психологов с целью создания интегративной модели подготовки консультантов. За эти годы В.А. Петровским разработан категориальный аппарат консультативной психологии, обеспечивающий методологическую базу для разработки новой психологической дисциплины.

При финансовой поддержке научного фонда ГУ-ВШЭ В.А.Петровским разработана логико-психологическая и логико-математическая модель человека в мире, где рассматриваются четыре значения термина «модель» применительно к задачам психологического познания: описательные (дескриптивные) модели; прогностические модели; объяснительные (интерпретативные) модели; трансформационные модели. Модели имеют логико-математическую форму. Акцент делается на дескриптивных моделях, описывающих взаимосвязь категорий персонологии, имеющих «общую точку» в «я». Автор опирается при этом на логический механизм «рефлексивной дедукции», связывающий базовые категории психологического знания: индивид → субъект → «я» → личность → индивидуальность. В.А. Петровский разрабатывает особое направление математической психологии, включающей в себя не только математическое моделирование психических явлений и процессов, но и то, что автор называет «психологическим моделированием» математических объектов и отношений, извлекая их «психологический смысл» (2009). Логико-психологические и логико-математические модели, созданные автором, образуют фундамент "персонологического поворота", составляющего альтернативу сегодняшнему положению дел в психологии, где сосуществуют фундаментальная психологии "за вычетом" консультативной практики и психологическая практика за вычетом теории.