• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

8-10 июня 2015 г. состоялись защиты магистерских диссертаций выпускников программы "История художествуенной культуры и рынок искусства"!

8-10 июня 2015 г. состоялись защиты магистерских диссертаций выпускников программы "История художествуенной культуры и рынок искусства"!

Новое слово ИХКРИ. Второй выпуск.

 

Вот и закончились два замечательных года обучения в Вышке.

Казалось бы, сентябрь 2013 года был еще вчера, когда несколько совершенно разных и по возрасту, и по образованию девушек собрались на Петровке, 12, чтобы начать свое обучение по магистерской программе «История художественной культуры и рынок искусства». Нас объединяла только любовь к искусству и жажда знаний в этой совсем новой для всех области.

 

Первый семестр пронесся в бешеном вихре информации о живописи в ее искусствоведческом и технологическом аспектах, архитектуре, философии, исторической текстологии. Под дождями и ветрами мы гуляли со Львом Карлосовичем Масиелем по Москве, восхищаясь ее архитектурой; часами напролет простаивали перед картинами в Пушкинском музее, пытаясь подвергнуть их формально-стилистическому анализу и потом не краснеть перед Еленой Борисовной Шарновой, ставшей «феей» и «мамой» нашей магистерской программы; Мариам Николаевна Никогосян пыталась «вложить невкладываемое» о техниках живописи, скульптуры, а потом и реставрации, и благодаря посещениям реставрационных центров, вся эта сложнейшая информация постепенно разложилась по полочкам в наших поначалу дымившихся и взрывавшихся головах. Сменяли друг друга лекции, семинары, самостоятельные работы, практические занятия в музеях. Помню, как за уже накрытым новогодним столом дописывала источниковедческий анализ «Истории искусств» Гомбриха, ведь нужно было отправить зачетную работу Дмитрию Анатольевичу Добровольскому непременно до боя курантов. Анализировать приходилось многое: от стихотворений Бродского и фильмов Ларса фон Триера до летописей о Ледовом Побоище и философских трудов Эволы и Барта. Этот бесценный аналитический опыт так пригодился нам в дальнейшем при написании исследовательских работ!

 

Совершенно неожиданным и безумно приятным сюрпризом стала возможность поехать в зимние каникулы в лондонский  Sotheby’s Institute of Art, чтобы прослушать курс Business Management in the Art World. Еще раз выражаем огромную благодарность Вышке и Давиду Якобашвили за эти переполненные событиями и восторгами дни.

 

Второй и последующие семестры выдались не менее ударными, чем первый. Всех дисциплин не перечислить, скажу лишь, что каждая из них положила свой необходимый и очень важный кирпичик в уже начавшую подрастать стену знаний, хотя чем больше мы узнавали, тем яснее осознавали, что история искусства – это такой океан информации, плавать по которому можно всю жизнь, каждый раз открывая всё новые и новые берега.

 

И вот 10 июня 2015 года мы защитили наши магистерские диссертации, и все – на отлично. Три работы получились совершенно разные: одна чисто искусствоведческая, вторая – скорее историческая, а третья – прикладная, как сказала на защите Елена Борисовна Смилянская, «эту работу хоть сейчас могут использовать наши музеи в качестве настольного пособия».

 

Мария Клименко в своей работе рассмотрела влияние образа Востока на живописную традицию Франции в 1830х – 1870х годах. В своей работе автор апеллирует к назревшему надрыву в европейском культурном коде и духу нового времени, что привело к массовому увлечению Востоком, в том числе и среди художников – похожий интерес мы наблюдаем и сегодня, что доказывает актуальность исследования. Поставив вопрос, является ли ориентализм отдельным течением, были систематизированы основные сюжеты и мотивы, выявлены стилистические особенности творчества Делакруа, Энгра, Денона, Верне и других, учтена специфика жизненного пути отдельных художников.

Тема магистерской работы оказалась настолько глубока, что Маша планирует разрабатывать ее и дальше – впереди аспирантура и кандидатская диссертация!

 

Юлия Гришанина обратилась в своей работе к анализу антикварного рынка постсоветской «новой» России. Именно в конце 1980х – середине 1990х годов была сформирована новая структура антикварного рынка, являющаяся актуальной и в наши дни. Крайне важно было также зафиксировать в научном обороте информацию об основных субъектах рынка – от аукционов и галерей до крупных коллекционеров. Первым и наиболее ярким аукционом был «Альфа-Арт», ныне не существующий и почти забытый, несмотря на огромный вклад в дело формирования цивилизованного рынка. Основываясь на интервью с бывшими руководителями «Альфа-Арт» и другими участниками рынка, их личных архивах, публикациях в прессе, каталогах аукционов, автор реконструирует историю аукционного дома «Альфа-Арт», а также проводит анализ структуры и финансово-экономических условий формирования антикварного рынка в последнее десятилетие XX века.

В ближайших планах Юлии – публикация книги, основанной на материалах магистерской диссертации.

 

Екатерина Супруненко проанализировала фандрайзинговую деятельность институций искусства Великобритании в XXI веке. Для России понятие «фандрайзинг» до сих пор является достаточно неизученным, хотя отечественные музеи уже начинают уделять этому должное внимание. Таким образом, опыт преуспевающих в этой области стран, таких как Великобритания, является крайне актуальным для России. В своей работе Екатерина разбирает классическую модель фандрайзинга во всех ее вариантах, представляет конкретные механизмы ее работы, а также оценивает перспективы и эффективность фандрайзинговой деятельности. Кате удалось взять интервью у ведущих фандрайзеров музеев Великобритании, таких как Royal Academy (примечательно, что с Джонатаном Стаббсом Катя познакомилась на курсе в Лондоне и использовала этот контакт в работе), National Portrait Gallery и Wallace Collection. Эти интервью стали важными источниками для исследования.

Катя планирует продолжить свое образование за рубежом, хотя, на наш взгляд, как специалист по фандрайзингу она была бы востребована в России уже сейчас.

 

Защитив дипломы, положено радоваться и бросать в воздух чепчики, однако мы даже всплакнули: надо уходить, а так хочется остаться, продолжить, ведь и преподаватели еще много чем могут поделиться, и мы готовы углублять наши знания до бесконечности. Но мы понимаем, что вместить всё в полуторагодовалый курс лекций конечно невозможно. Поэтому мы выпускаемся из университета не насытившиеся, а наоборот, с разыгравшимся аппетитом как к собственно предмету нашего обучения – истории искусства и арт-рынку, так и к исследовательской деятельности в самом широком смысле этого слова. А это, наверное, и есть главная цель любого образования.

 

Остается только еще раз низко поклониться нашим педагогам, вложившим в нас частичку своей души, и пожелать им крепкого здоровья, счастья и удачи! Удачи и нам в наших начинаниях!