• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

О чем говорит мне эта картина? «Три возраста» Тициана

«Три возраста» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) – одна из самых красивых работ Тициана Вечеллио.
«Мы все рождаемся, чтобы потом умереть» – эта тема волновала Тициана с ранней юности. В 1512 году он посвятил ей эту, одну из первых своих работ.

«ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»
Марина Хайкина, искусствовед:
«Сюжет действительно кажется простым. Три возраста жизни: спящие младенцы, юноша и девушка и старец, все они изображены в идиллическом пасторальном пейзаже. Но многие детали указывают на то, что содержание картины интереснее. Вот внешний вид молодой пары. По канонам того времени живописцы изображали мужчин одетыми, а женщин обнаженными – за одним исключением. Речь об истории Дафниса и Хлои: пастуха Дафниса как раз рисовали нагим темноволосым юношей, а Хлою – в наряде пастушки с двумя лютнями и цветочной гирляндой в волосах. Картина Тициана явно связана с этим сюжетом. Возможно, историю любви Дафниса и Хлои мы и видим на первом плане. Изображение двух черепов перекликается с изображением влюбленных, но фигуру старика с черепами Тициан неслучайно расположил на заднем плане: говоря о неизбежности смерти, художник не хотел, чтобы смерть доминировала в картине. Здесь речь о жизни и любви. И доказательством тому – Купидон (он касается спящего дерева). Он связывает два мира, земной и небесный. Спящее дерево – метафора ожидания любви, как и спящий ребенок. Символична и маленькая фигурка рыбака в центре картины – он удит рыбу, он занят делом. Жизнь, несмотря ни на что, продолжается».



«ВЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ И УНИЧТОЖАТЬ»
Андрей Россохин, психоаналитик:
«Отношения пары на переднем плане картины кажутся мне необычными. Они эротичны только на первый взгляд. Поза молодого человека повторяет позу старика, да и выглядит он таким же изможденным, отчужденным, как старик. Я вижу дерево, склонившееся над ним, ветка дерева как будто повторяет его позу. Это усиливает мое ощущение надлома и угасания мужчины. Этому человеку точно не до любви, в отличие от женщины, полной жизни и страстного сексуального желания. Все остальные персонажи как будто замерли, застыли. На мой взгляд, картина печальна и полна скорби. Для того чтобы понять причину, важно знать историю полотна. Тициан написал его в 1512 году, а двумя годами раньше внезапно, в самом расцвете сил, умер его друг Джорджоне (1). По одной из версий он не вынес предательства своей возлюбленной. И эта картина кажется мне и прощанием с близким человеком, здесь отражена работа горя.
«Три возраста» – это история печальных отношений двоих: мужчины и женщины. Неслучайно здесь два младенца, двое взрослых, два черепа. Младенцы обнимают друг друга, у них все хорошо: между ними еще нет половых различий и нет конфликта, они соединены. Рассказывая про средний возраст, Тициан, возможно совершенно бессознательно для самого себя, показывает, что сексуальное влечение может не только давать жизнь, но и уничтожать. Женщина как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь. Но в конечном счете время ведь победит и ее. Старик, который разглядывает два черепа, – возможно, сам художник. Он рассказывает историю мужчины и женщины, любви и предательства, рождения и смерти».

1. Выдающийся художник эпохи Возрождения, музыкант, наставник Тициана. Умер в возрасте 35 лет. Лицо молодого человека на картине очень похоже на автопортрет Джорджоне.

Тициан Вечеллио (1488 (1490)-1576) – мастер итальянского Возрождения, «король живописцев и живописец королей». Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был великолепным портретистом. Жил в Венеции.

Источник: оригинальная статья издания "Psychologies":
http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/o-chem-govorit-mne-eta-kartina-tri-vozrasta-titsiana/