• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

20
Апрель

Андрей Россохин рассказал Psychologies о психоанализе и коучинге

Андрей Россохин рассказал Psychologies о психоанализе и коучинге

Андрей Россохин – психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и бизнес-консультирование», одной из самых востребованных в НИУ «Высшая школа экономики». Автор нескольких книг, последняя из которых «Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе» (Когито-Центр, 2010).

Psychologies:  Как вам пришла в голову идея «скрестить» коучинг с психоанализом? Это ведь уникальное сочетание?

Андрей Россохин:  Уникальность нашей программы в том, что она полностью сфокусирована на практике. Современное университетское образование строится прежде всего на теоретических знаниях, так что выпускники боятся действовать, пробовать и даже начинать консультировать. Наша магистерская программа – это один большой мастер-класс, который продолжается два года. Теорию и практику студенты осваивают одновременно. Так, например, каждый вторник магистранты смотрят видеозаписи сеансов психоаналитического коучинга с настоящими топ-менеджерами, российскими и зарубежными. Это дает им возможность увидеть, понять и прожить процесс консультирования изнутри. А потом мы вместе анализируем сеанс, обсуждаем технику работы коуча, его ошибки. На программе более 20 часов групповых супервизий еженедельно: наши слушатели обсуждают с профессионалами те сеансы коучинга, которые они провели сами. Эта невероятная цифра отражает интенсивность практики, в ходе которой проводят бизнес-коучинг с менеджерами и руководителями среднего звена в компаниях. Занятия начинаются в сентябре, и уже в ноябре-декабре 90% магистрантов начинают реальную практику в компаниях. Кроме того, наша программа по-настоящему международная: ежегодно у нас проводят многодневные мастер-классы два десятка иностранных профессоров, ведущих бизнес-консультантов, психоаналитиков, специалистов в области психоаналитической работы с группами и организациями.

 

Psychologies:  Но как это возможно? Ваши магистранты – психологи?

А. Р.:   К нам приходят учиться те, у кого есть интерес к пониманию человека, работе с ним. Примерно 30% магистрантов – психологи, психотерапевты или коучи. Но большинство студентов приходят из бизнеса и имеют разное базовое образование: экономическое, юридическое, финансовое, лингвистическое, в сфере менеджмента и даже математическое. Завершив программу, они получают государственный диплом магистра психологии по специализации «психоаналитический коучинг и бизнес-консультирование». К нам приходят уже состоявшиеся люди (их средний возраст 32–35 лет). Постепенно они осваиваются, погружаются в психоаналитическую атмосферу, начинают лучше чувствовать то, как проходит коучинг, как разворачивается работа, к каким результатам она приводит. Постепенно у них появляются знания, опыт, уверенность, ослабевает тревога и опасения, возникает ощущение, что «и я могу». Каждый проведенный магистрантами сеанс коучинга подвергается разбору, так что начинающий практику слушатель программы получает колоссальную развивающую поддержку для ее продолжения. А чем больше он практикует – тем острее нуждается в новых, более глубоких знаниях. Происходит взаимное обогащение теории и практики.

 

Psychologies:  Психоанализу учатся долгие годы. Как можно за короткий срок магистратуры усвоить знания, необходимые для глубинного консультирования?

А. Р.:  Даже самое основательное изучение психоанализа всегда проходит параллельно с практикой. Когда, например, психологи и психиатры получают специальное психоаналитическое образование (оно действительно занимает от 8 до 12 лет), они продолжают работать с пациентами. В магистратуре мы преподаем прикладной психоанализ, использование психоаналитических знаний в бизнес-консультировании. Так что речь, конечно, не идет о полном освоении психоанализа. Психоаналитический коучинг сфокусирован на бизнес-запросах – сотрудника, руководителя, команды или организации. Самое важное, на мой взгляд, чтобы совместное погружение вглубь запроса позволило коучу и его клиенту осознать текущую профессиональную ситуацию, и тогда, часто совершенно неожиданно для них обоих, в ходе этой коучинговой работы начнут открываться скрытые запросы и спрятанные в глубине ответы на них, новые возможности и неосвоенные ресурсы, необходимые для движения вперед и профессионального развития.

 

Psychologies:  Назовите типичные профессиональные проблемы клиентов, которые решают ваши выпускники.

А. Р.:  Большая часть трудностей, с которыми любой человек сталкивается в своей работе, связана с бессознательными процессами – внутренними конфликтами, психологическими защитами, скрытым соперничеством, неосознаваемыми фантазиями и страхами. Кто-то боится публичных выступлений, но в реальности за этим страхом заявить о себе публично может стоять глубинный смысл. И психоаналитическая подготовка дает возможность бизнес-коучу работать по-настоящему глубоко. Так, чтобы помочь человеку изменить что-то очень важное в своей профессиональной сфере, в поведении, найти ресурсы для повышения своей эффективности. Приведу характерный пример. Вице-президент крупной зарубежной инвестиционной компании никак не мог перейти на более высокую позицию. Он очень хотел этого, но боялся заявить о своем желании – был уверен, что его предложение будет отвергнуто советом директоров. В ходе психоаналитического коучинга выяснилось, что его отец был известным политиком в своей стране, баллотировался на должность мэра города, но ему не хватило голосов, и его не избрали. После этого его карьера пошла на спад. Моему клиенту тогда было 10 лет, и это детское переживание осталось с ним на всю жизнь – как отец, его герой, кумир, был свергнут с пьедестала. И в нем укрепилась уверенность: если он заявит о себе, своих амбициях, то повторит судьбу отца, народ (совет директоров) за него не проголосует. Как только он осознал это, у него появился выбор и ресурс двигаться не по пути, «предначертанному» профессиональной судьбой отца, а по своему собственному пути. Конечно, в рамках консультирования он не проработал эту проблему (для этого нужен психоанализ, психотерапия), но у него появилось понимание своих, прежде бессознательных, тревог, причины своей уверенности в неудаче. И он обрел новый смысл, появилось желание развиваться дальше.

 

Psychologies:  Что вам как руководителю программы дается труднее всего?

А.Р.:  Наши магистранты приходят с огромным желанием понять себя и других людей. Однако это не простой путь. Начав учиться, они вынуждены выходить за пределы своих ограничений. Это вызывает у них тревогу и усиливает сопротивление изменениям. Любой настоящий процесс развития проходит через этот этап. К счастью, у нас все поддерживают друг друга, и это очень помогает каждому. Думаю, нам удается создавать свободную творческую атмосферу развития. Магистранты получают знания, открывают и обретают новые смыслы и сразу начинают использовать их, чтобы придумывать новые формы работы, новые методы, образовательные подходы, а затем и применять их. У нас практика и генерация новых идей происходит параллельно. Я же говорил: это совершенно нетипичное, инновационное образование.

Оригинал статьи: 
http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/analiziruy-eto2/