• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Родительское сообщество и НКО людей с инвалидностью: стратегии взаимодействия

20 января состоялся первый в этом году научный семинар Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований. С докладом выступила Ольга Вербилович, аспирант кафедры общей социологии, которая представила результаты своего эмпирического исследования «Родительское сообщество и некоммерческие организации людей с инвалидностью: стратегии взаимодействия». Читать далее...

 20 января состоялся первый в этом году научный семинар Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований. С докладом выступила Ольга Вербилович, аспирант кафедры общей социологии, которая представила результаты своего эмпирического исследования «Родительское сообщество и некоммерческие организации людей с инвалидностью: стратегии взаимодействия».

Целью исследования выступило изучение взаимодействия родительского сообщества и Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», которая осуществляет активную деятельность в Москве и регионах, проводя комплексную политику по улучшению качества жизни и взаимодействия в обществе людей с ограниченными возможностями. О. Вербилович акцентировала внимание на ключевом вопросе исследования, а именно, как меняются установки и представления родителей в результате взаимодействия с общественной организацией.

Были проведены глубинные интервью с представителями родительского сообщества, включенными в деятельность социальной организации по работе с инвалидностью, и была поставлена задача сравнить установки и деятельность родителей, дети которых обладают различными типами инвалидности. В ходе интервью родители осветили основные проблемы, с которыми сталкиваются они и их дети. Во-первых, это проблема общественного и медицинского отказа от детей с врожденной инвалидностью, однако данная проблема в последнее время всё более нивелируется. Во-вторых, это проблема стигматизации больного ребенка и матери (стигма бесполезности) и связанная с этим проблема поиска позитивного социального окружения. В-третьих, это проблема образования для ребенка-инвалида, проблема самостоятельной жизни, выбора между трудоустройством и пенсией, а также многие другие трудности. В ходе анализа интервью также были выделены стратегии активизма родителей – пассивные получатели благ, которые пользуются услугами организации, но не вносят свой вклад в их деятельность, ситуативные активисты, которые принимают участие в функционировании организации время от времени и активные добытчики благ как для себя, так и для организации. О. Вербилович также выделила факторы, которые могут оказать влияние на выбор той или иной стратегии – вид инвалидности, семейная ситуация и персональный социокультурный опыт.

Включение родительских сообществ в деятельность общественных организаций позволяет значительно улучшить условия для социализации детей-инвалидов, снизить стигматизацию для данной группы людей, комплексно подходить к проблемам, которые стоят перед родителями и их больными детьми. 

Марина Лазуткина