Скрыть
Раскрыть

Бизнес. Общество. Власть






КОНТАКТЫ

Издатель: Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций

Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Адрес: 109028 г. Москва, АУК "Покровский бульвар", Покровский б-р, д.11

Телефон+7 (495) 772-95-90
22717

Адрес электронной почтыLBC@hse.ru

 


Ливанова М. В.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ «ГАЗЕТЫ ВЛАСТИ» В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

2013. № 14. С. 42–49 [содержание номера]

Понятие регионального информационного пространства формируется на основе коммуникативного подхода к территории, который предполагает, что географическое пространство может быть рассмотрено как медийное, если в его политико-административных границах осуществляется активный информационный обмен, возникает «компактный сгусток социальных коммуникаций» [3, с.15]. Природно-географические и социально-экономические факторы в значительной мере влияют на разновекторность развития регионального медиапространства, определяют его особенности. Основной задачей системы региональных и муниципальных (городских, районных) СМИ остается организация информационных потоков в пределах региона и локалитетов. При этом они остаются важным каналом доставки информации с местного регионального на федеральный уровень. Не менее трети от всего тиража выпускаемых в России газет и журналов составляют тиражи муниципальных и региональных СМИ, получающих дотации от органов государственной власти [6]. Среди них существенный сегмент представлен «газетами власти» – изданиями, выполняющими функции официального публикатора документов региональных органов власти и информационного сопровождения государственной политики на субнациональном уровне.

С появлением новых медиа, когда формируются новые социальные сообщества, аудитория сама становится производителем контента, а журналисты – «создателями смыслов», государственная периодика вслед за своим «флагманом» – «Российской газетой» - не только осуществляет модернизацию типологической модели, сложившейся в советский период, но и значительно корректирует векторы позиционирования в меняющемся информационном ландшафте.

Газеты, обладающие правом официального публикатора, издаются во всех 83 субъектах Российской Федерации. Парадоксальность их функционирования сегодня заключается в том, что, являясь компонентом региональной системы СМИ, они существуют вне рыночной сферы, имеют гарантированный источник бюджетных поступлений, не борются за внимание рекламодателя на ограниченных локальных рекламных рынках, распространяют значительную часть тиража по служебной (обязательной) подписке, вызывая справедливые упрёки в недобросовестной конкуренции.

В 2011 г. Совет Федерации расширил перечень ресурсов для официальной публикации правовых актов, размещения их полного текста, после чего они вступают в законную силу. С перемещением информационной активности государства в Интернет «газеты власти» объективно утратили своё привилегированное положение, а за год до этого Д.А.Медведев в послании Федеральному собранию заявил о необходимости приватизации всех государственных СМИ. В этих условиях государство как учредитель использует возможности и механизмы регулирования, а редакционные коллективы – саморегулирования, чтобы укрепить позиции в сегменте общественно-политических газет, наиболее насыщенном на региональных рынках.

Для исследования динамики этих процессов были проанализированы данные «Атласа муниципальной прессы Российской Федерации» (2007 г.) о государственных изданиях Центрального федерального округа (16 субъектов из 18 – кроме Москвы и Московской области), а также материалы сайтов этих газет и порталов региональных органов власти (2012 г.).

В перечне сегодняшних изданий-публикаторов ЦФО выделяются газеты, унаследовавшие известные бренды областной партийной прессы, нередко «консервируя» до сегодняшних дней и их названия, и возрастную аудиторию с её привычкой к чтению: «Северная правда» (Кострома), «Орловская правда», «Курская правда», «Тамбовская жизнь» (ранее – «Тамбовская правда»), «Тверская жизнь» (ранее – «Калининская правда»). Вторая группа – газеты, созданные в период 1990-1991 гг. после принятого летом 1990 г. постановления Верховного Совета РСФСР «О газетах и журналах Верховного Совета и газетах местных Советов народных депутатов». Его целью было создать во всех регионах страны крупные газеты в противовес прессе КПСС, уйти от прямого диктата партийных комитетов. На этой волне демократических перемен были созданы сегодняшние «газеты власти» – «Весть» (Калуга), «Воронежский курьер», «Тульские известия», «Ивановская газета». Последние по времени создания региональные государственные газеты появились после 2000 г. в результате усиления государственной информационной политики по мере выстраивания вертикали власти.

За исследуемый период число «бумажных» изданий-публикаторов увеличилось на одно (в Брянской области эту роль стала выполнять газета «Брянский учитель», а до неё выходил информационно-аналитический бюллетень «Официальная Брянщина», переместившийся в Интернет). В состав учредителей входят органы законодательной и исполнительной власти в целом, а также их структурные подразделения (например, департамент по делам молодёжи). Среди учредителей отмечены бизнес-структуры, общественные и религиозные организации (Белгородская и Старооскольская епархия РПЦ – соучредитель публикатора «Белгородские известия»). Одновременно в 13-ти регионах появилось 16 новых государственных изданий. Это связано с укрупнением и реструктуризацией административных медиаресурсов, артикулируемая цель которой – повышение экономической эффективности отражения информационной политики региона, однако, по мнению политолога Д.Н.Нечаева, в действительности критерий подобной эффективности – «способность или неспособность работать для поддержания положительного образа региональной власти, осуществлять продвижение имиджа доминирующей политической силы – «Единой России»» [4]. В образованный «Орловский издательский дом» вошли все областные и районные газеты, имеющие бюджетную поддержку, областной государственный телеканал, радиостанция, информагентство. Холдинг создан на базе газеты-публикатора «Орловская правда», два других областных издания – «Орловский комсомолец» и «Просторы России» – стали приложениями к ней, а районные газеты выходят как местные вкладки в это издание. В Ярославле в 2008 г. было образовано информационное агентство «Верхняя Волга» в целях реализации политики информационной открытости путём регулярного информирования населения о деятельности губернатора и органов исполнительной власти, как сообщается на сайте агентства. В 2012 г. к входящим в его состав изданиям собственник – правительство области – присоединило крупнейшую ежедневную газету региона «Золотое кольцо». Реформа региональных государственных СМИ была осуществлена также в Липецкой, Курской, Воронежской, Смоленской областях.

В 6-ти газетах (5 из которых подверглись реструктуризации) в 2011-2012 гг. произошла смена главных редакторов или генеральных директоров. В ряде случаев причиной являлся конфликт с учредителем, связанный с редакционной политикой. Редактор «Курской правды» был уволен за публикацию о грязных технологиях на региональных выборах, редактор «Воронежского курьера» (среди других причин) – за материал под заголовком «К курам наспех» – о визите губернатора в два района области за один день. В ряде изданий профессиональных журналистов на посту редакторов сменили чиновники.

Методы экономического, административного, структурного регулирования регионального информационного пространства, традиционно используемые субъектами регулирования – региональными органами исполнительной власти – «формируют определённую модель, ставят перед медиакомпаниями политические задачи в обмен на гарантию экономических основ деятельности» [2, с.17]. Однако перспектива разгосударствления ориентирует «газеты власти» на постепенный переход в иную типологическую нишу – массовых общественно-политических изданий, трансформацию этических и профессиональных стандартов усилиями редакционных коллективов.

Исследование показало, что изменения затронули прежде всего внешние, формальные признаки. Резко сократилось (с 14 до 6) число изданий «советского», «чиновного» формата А2 в пользу А3, ряд изданий комбинируют форматы, подчеркивая специфику тематических выпусков: «Северная правда» выходит форматом А3, её «Губернское деловое обозрение» – А2, бюллетень-публикатор документов – А4. По сравнению с 2007 г. сокращается периодичность с практически ежедневного (4-5 раз в неделю) до трёхразового выхода, выросло число еженедельников.

«Газеты власти» всё чаще переносят публикацию нормативных актов во вкладки, а специализированный контент распределяют по тематическим нишам в приложениях (деловых, молодёжных, литературных, православных, спортивных). Увеличивается социальная составляющая контента, происходит переориентация на «пространство человека» и выход в публичную сферу. Не случайно 13 изданий из 16-ти позиционируют себя как «областная общественно-политическая газета». Они сохранили доступ к эксклюзивным источникам региональной информации, статусным ньюсмейкерам и экспертной базе, что позволяет активно конкурировать на локальных медийных рынках, учитывая, что на них «сегодня есть огромная потребность в качественных местных газетах» [5, с.65]. В самопрезентациях на сайтах издания артикулируют, по сути, основные черты качественной прессы применительно к себе: «не только старейшая, но и респектабельнейшая газета области; читатель ценит за правдивость, достоверность информации, аналитичность в подходе к разработке главных тем» («Курская правда»); «выступает экспертом в сложнейших ситуациях» («Тверская жизнь»); «серьёзный профессиональный анализ событий, точность, компетентность» («Рязанские вести»).

С одной стороны, создаётся контент, тематически соответствующий параметрам качественной прессы (экономика, политическая жизнь региона, социальная сфера, образование, история и культура), устанавливается в целом актуальная для местных жителей повестка дня (ЖКХ, социальная защита, благоустройство, права потребителей), в качестве слоганов выбираются нацеленные на массовость: «Газета о вас и для вас!» или «Читайте про себя!» С другой – те же издания информируют о том, что «выступают деятельным партнёром власти в решении насущных проблем». Для газет неизбежно возникают репутационные риски, связанные с критическим восприятием имиджа их учредителя той же массовой аудиторией, к охвату которой они стремятся, преодолевая рамки официоза.

Артикуляция и аргументация единственно возможной для издания позиции, диспропорция в авторском корпусе с преобладанием персон власти и силовых структур, приоритет монологических журналистских высказываний, объяснимое внимание к деятельности региональных отделений правящей партии свидетельствуют об односторонней коммуникации. Власть лишь извещает общество об уже принятых решениях (хотя некоторые из её печатных органов сообщают, что «мнение редакции и учредителя издания может не совпадать с мнением авторов публикаций»). «Современная модель региональной прессы в России – авторитарно-гибридная», в которой проявляются отдельные черты либертарианской модели и модели социальной ответственности, но по-прежнему преобладают признаки авторитаризма» [2, с.16].

Сегодня, с освоением новых информационных технологий, «газеты власти» не без определённого риска транслируют эту модель в саморегулируемое пространство Интернета. Большая часть их официальных сайтов являются информационными, размещая печатную версию, сведения об издании, а также нормативные акты, дублируя функции официальных порталов органов власти. Контент сайтов остаётся фиксированным, не обновляется и не расширяется по мере развития событий, ограничиваясь новостной лентой. Из интерактивных сервисов присутствуют опросы, голосование, функция комментирования материалов печатной версии (фактически не востребованная), реже – блоги журналистов («Липецкая газета»). Весь контент создаётся сотрудниками редакции, что, по их мнению, является гарантией его качества и достоверности, тогда как сегодня «профессиональные журналисты всё отчётливее осознают свои новые функции – модерации и верификации пользовательского контента» [1, с.238], разработки новых механизмов взаимоконтроля.

Согласно результатам исследования Фонда развития информационной политики «Использование Интернета в работе редакций региональных и муниципальных СМИ» (2009 г.), сайты изданий являются прежде всего новостными ресурсами, но не диалоговыми площадками, нишевыми социальными проектами с функцией создания и поддержания «комьюнити», центрами локальных социальных связей. Ведение читательских блогов, попытки собрать региональных «лидеров мнений», создать из читательской аудитории экспертное сообщество – эти инструменты, эффективные в среде новых медиа, остаются невостребованными традиционной периодикой, к которой относятся региональные «газеты власти». Их аудитория оказывается рассредоточенной на разных медийных платформах и лишена возможности диалога и обмена контентом.

Одним из немногих примеров конвергенции традиционных и новых медиа является сайт газеты «Тверская жизнь», агрегировавший оригинальный мультимедийный контент (текстовые, фото- и видеоматериалы), новостную ленту в режиме реального времени, ссылки на сайты всех государственных муниципальных изданий области. Интерактивность аудитории реализуется в таких форматах и сервисах, как комментирование материалов печатной версии и указания на ошибки, обсуждение рейтинга самых читаемых публикаций, определение «журналиста месяца», читательские блоги. Разработаны аудиоверсия и версия для слабовидящих (с ориентацией на возрастных пользователей).

Новые подходы – работать там, где динамичная и молодая аудитория, а не приглашать на свою платформу – определяют и возросшую активность традиционных СМИ в социальных сетях. Появление на новых и несвойственных «газете власти» публичных дискуссионных площадках обнаружило ряд серьёзных проблем, главные из которых – монологичность, противоречащая коммуникативным и этическим нормам сетевого общения (обмен контентом). При создании в 2010 г. «Смоленской газетой» собственного независимого подфорума на городском интернет-форуме первой же обсуждаемой темой стала «Кто читает «Смоленскую газету»?». Один из пользователей выложил в сеть документ за подписью главы муниципального образования с настоятельной рекомендацией в адрес руководителей местных предприятий подписаться на газету. Также отмечалось, что это «газета начальников, которая не любит трудные вопросы». В результате последовавшей дискуссии возникло сообщество, активно вовлечённое в процесс медиакритики, комментирования, формулирования актуальной проблематики. Однако координация его потенциала с инициативой государственного издания возможна лишь до известных пределов. Активное обсуждение в сети деятельности региональной администрации и депутатского корпуса (в частности, намерения депутатов, работающих на постоянной основе, значительно повысить собственную зарплату) включило в зону публичной критики институты и персоны на уровне учредителя, что остаётся неприемлемым для «газет власти».

Достижение публичности, понимаемой как совокупность значимых дискурсивных практик, предполагает переориентацию типологических параметров от официального публикатора к модели универсального массового или качественного общественно-политического (или делового) издания с установлением соответствующей повестки дня и привлечением ресурсов гражданской журналистики. Перспектива приватизации региональных государственных СМИ существенно скорректировала их деятельность с целью достичь конкурентоспособности в региональных информационных пространствах. Регулярно публикуемые рейтинги информационной открытости и индексы медиаэффективности губернаторов, определяемые Национальной службой мониторинга, становятся значимыми показателями эффективности работы исполнительной власти, во многом характеризуют взаимоотношения «власть-медиа-общество», сложившиеся в регионе. Но за переоценкой роли «газет власти» в информационном пространстве не последовало переосмысление представлений о новом качестве их социальной миссии. Такие социальные обязательства в ответ на общественный запрос, как «оппонент власти», «модератор социального диалога», «центр локальных социальных связей» для подобных изданий либо неприемлемы, либо неосуществимы. Традиционно же декларируемая миссия «содействия информационной открытости власти» понимается аудиторией как информационное обслуживание её интересов.

Список литературы

  1. Арбатская Е.О. Профессиональные СМИ и социальные сети: механизмы взаимодействия // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2013. С. 238-239.

  2. Касютин В.Л. Формы и методы государственного регулирования СМИ (на примере региональных изданий): автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.01.10. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2011. –26 с.

  3. Муниципальная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты. М.: Издательство «Хроникёр», 2006. –152 с.

  4. Нечаев Д. Комментарий. Цит.по: Павлова А. Медиахолдинг переводят в практическую плоскость // Орловский вестник. 2011. 17 июня. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.vestnik57.ru/page/mediaholding-perevodjat-v-prakticheskuju-ploskost

  5. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. М., 2012. –88 с. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2012/item3.html

  6. Фонд развития информационной политики: Продажа госактивов СМИ в течение шести месяцев может привести к негативным последствиям. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.old.frip.ru/newfrip/cnt/analitic/sel?cid=6997

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss