Глобальный кризис медиа: системные трансформации
Необратимые изменения всех элементов современных развитых медиасистем ко второму десятилетию XXI века обусловили дигитализация, распространение интернета и мобильного доступа, которые с коммуникативной точки зрения можно обозначить как переход от вертикальной иерархической модели к модели коллаборации СМИ и активной аудитории. Многолетний безуспешный поиск медиаиндустрией развитых стран в новейшем цифровом коммуникативном пространстве эффективных экономических и контентных моделей отражает кризис СМИ как сферы профессиональной деятельности и как социального института.
Трансформации наиболее остро сказываются на классической печати: у газет и журналов во всем мире падают тиражи, сокращается номенклатура изданий, медиахолдинги полностью переходят в Сеть и т.д. Классические медиа в прогнозах исследователей, американских в первую очередь, отходят на второй план, перспективы СМИ теоретики и практики связывают исключительно с будущим цифровых технологий и интернета. Анализ цифровых трендов, которые обозначают аналитики (Д. Рашкофф[i], А. Уэйн[ii], и другие), показывает, что все они отражают общую тенденцию: рост персонализации информации, развитие комфортности личного информационного пространства пользователя благодаря интерактивности, мультимедийности и глокальности интернет-коммуникации и мобилизации доступа. Указанные базовые характеристики веб и интернет-пространства отражают коммуникативные возможности новейших медиа, которых классические СМИ, в том числе газеты и журналы, априорно лишены (если только не обзаводятся собственными интернет-версиями).
Сегодня соотношение news (англ. «новости») и paper (англ. «бумага») – один из серьезнейших вопросов для индустрии массмедиа. Популярный медиааналитик Кен Доктор снова в канун 2013 года предрек «смерть печатных СМИ»[iii]. При этом прогнозы практиков Всемирной газетной ассоциации (англ. World Association of Newspapers, WAN) до 2019 года свидетельствуют, что соотношение печатных, онлайновых, мобильных и электронно-бумажных носителей за последние несколько лет изменились несущественно и вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем резких перемен: несомненно, наиболее высоко оцениваются возможности развития интернета (рост в 2006 год – 41%, в 2008 году – 44%), и при этом доля печатных СМИ будет снижаться несущественно (35% и 31% соответственно)[iv]. Таким образом, для медиабизнеса ключевой проблемой является определение эффективной бизнес-модели в условиях дигитализации и роста активности и просьюмеризации аудитории.
[i] Rushkoff D. Program or Be Programmed: Ten Commandments for a Digital Age. 2010; Рашкофф Д. 10 особенностей цифрового мира, 16.01.2013; Digital и медиа тренды 2013 года. Прогноз Millward Brown Research & Trends. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.adindex.ru/publication/analitics/forecasts/2012/12/26/95704.phtml
[ii] Уэйн А. Десять главных цифровых трендов 2012 года. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: www.nat.ru/an=izbrannoe_page&aid=9598
[iii] Доктор К. См. материалы выступления в РИА Новости 19.06.2012, – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: www.ria.ru/media/20120619/676988818.html
[iv] Материалы World Press Trends. – Режим доступа: http://www.wan-press.org