Этот номер журнала «Бизнес. Общество. Власть» полностью посвящен проблемам этики. И не только потому, что этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Уже в трудах древнеиндийских и древнекитайских философов предпринимались попытки объяснить происхождение добра и зла – основных «точек отсчета» при ориентации (а также при оценке) поведения человека, составляющих ключевую проблему науки о морали по сей день. Стремлением обнаружить истоки добра и зла, определить их содержание, выяснить, в чем заключается истинное удовольствие для человека и что есть для него добродетель, пронизаны и работы древнегреческих философов.
Актуальность этой темыопределяется комплексом факторов: трудностями становления в России гражданского общества, способного защитить право человека на самостоятельное принятие решений; глобализацией, требующей соотнесения традиционных моделей морали с инокультурными представлениями, раздражающими своей необычностью и непонятностью; внутренними проблемами развития гражданской и корпоративной этики.
Поиск этической самоидентификации осложняется чрезмерной эмоциональностью высказываний многих участников дискуссий на эту тему. Поэтому возникает необходимость рационально отрефлексировать современную моральную ситуацию в российском обществе.
Представленные в этом номере статьи подготовлены в рамках реализуемого лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ проекта «Исследование этических стандартов на материале русского, английского, французского, немецкого, испанского, итальянского языкового сознания в контексте межкультурных деловых коммуникаций для разработки инновационной модели бизнес-этики, способствующей модернизации России».