Скрыть
Раскрыть

Бизнес. Общество. Власть






КОНТАКТЫ

Издатель: Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций

Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Адрес: 109028 г. Москва, АУК "Покровский бульвар", Покровский б-р, д.11

Телефон+7 (495) 772-95-90
22717

Адрес электронной почтыLBC@hse.ru

 


Федюнин С. Ю.

Капитализм: свободный обмен как способ этической коммуникации

2013. № 16. С. 16–46 [содержание номера]
В статье автор пытается указать на фундаментальные основы капитализма, его способности поддерживать своё существование через поддержание моральных ценностей и нравственных идеалов. Свободный обмен рассматривается как метадискуссия капитализма, которая обеспечивает коммуникативный успех капиталистической системы. Автор приходит к выводу, что благодаря этому свойству обеспечиваются моральные и нравственные арогументы для поддержания бизнес-этики на основе конкуренции.
Развитие человечества не свободно от условий стартовых позиций каждого общества и составляющих его людей в несчётном множестве эпох и исторических контекстов. Корни и формирующиеся социальные структуры естественным ходом времени и вещей отменяют свободу выбора человека и человечества во имя целостного развития, апеллируя к иллюзорности альтернативных сценариев и их нежизнеспособности в имеющихся на данный обозримый хронологический период (а потому принимаемых за стационарные) условиях. С этим трудно спорить, поскольку подтверждения однолинейности, безальтернативности и несвободы социального и общечеловеческого развития мы находим во всяком значимом явлении, анализируя и сопоставляя новое и старое, выделяя тенденции в старом порядке, которые оттачиваются, становятся центральными и легитимными в глазах новых поколений и поэтому составляют сердцевину «современности», выросшей из тела «древности». Капитализм в качестве пучка экономических и общесоциальных идей (руководство к действию определённых социальных сил) и исторических обстоятельств видится не более чем продуктом подобного рода трансформации, а значит, не может иметь никакого морального оправдания перед лицом истории и Высшего Суда и обречён на участь малого звена (т.е. конечен в своей всеобщей значимости, как рассуждает марксисты и социальные эволюционисты, напр., классик середины ХХ века Й. Шумпетер [Шумпетер, 1995]) в цепочке объективных превращений, лишённых смысла на каждой стадии. Подобную логику тотальной верификации невозможно разорвать, но необходимо показать её беспомощность, используя критерий фальсификационизма [Поппер, 1983, 240-245] в отношении представленной «теории корней»: оказывается, и мы постараемся это доказать, что капитализм служит наглядным её опровержением не с позитивистских позиций превращения и эволюции энергии, материи, идей, а с позиции моральной и нравственной состоятельности и уникальности капиталистической системы в разных социальных контекстах, дарующих ему единство и универсальную силу в многообразии
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss