Скрыть
Раскрыть

Санина А. Г.1,2, Закарян А. Г.2, Обидовский О. В.2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16

Государственная идентичность выпускников экономических и гуманитарных вузов Санкт-Петербурга

2012. № 3. С. 217–240 [содержание номера]

Санина Анна Георгиевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, руководитель временной научно-учебной группы «Экономика и социология изменений». Эл. адрес: anna.g.sanina@gmail.com  Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.

Закарян Ани Геворковна — магистр 2-го курса НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, стажер-исследователь временной научно-учебной группы «Экономика и социология изменений». Эл. адрес: anizakaryan@gmail.com  Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.

Обидовский Олег Вячеславович — магистр 2-го курса НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, стажер-исследователь временной научно-учебной группы «Экономика и социология изменений». Эл. адрес: oleg_obidovskiy@mail.ru  Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.

Представлен анализ результатов эмпирического исследования государственной идентичности выпускников петербургских вузов. Обосновывается вывод о том, что современная модель выпускника не способствует конструированию государственной идентичности, основные элементы которой (когнитивный, эмоционально-оценочный, нормативно-ценностный и поведенческий) не связаны между собой: усилия по наращиванию знаний молодых людей о государстве, развитию их представлений о должном и правильном не трансформируются в изменение их линии поведения относительно государства, а демонстрация определенного уровня знаний нивелируется недоверием к современным политическим реалиям, что приводит к формальному восприятию государства как чего-то внешнего и враждебного.

Показано, что современное высшее образование по-прежнему нацелено прежде всего на производство профессионалов — компетентных специалистов, востребованных на рынке труда, — и не формирует граждан, способных развивать и поддерживать государство, в котором они живут и работают. Данная функция образовательных институтов оказывается практически полностью смещенной в область среднего образования и теряет актуальность, как только человек оканчивает школу. Вместе с тем государство и гражданство являются безусловно важными, хотя и не всегда достаточно осознанными, ценностями для современных молодых людей. Более того, безусловную ценность представляет именно свое государство, обеспечивающее ту форму восприятия общности с другими людьми, которая, с одной стороны, обладает довольно четкими характеристиками границ и различений «они — мы», а с другой стороны, не отрицая других идентичностей, дает индивиду необходимую ему свободу. Однако нормативно-ценностные установки не подкрепляются установками когнитивными и поведенческими.
 

BiBTeX
RIS

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»