Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов
Организатор: Институт развития образования
Руководитель: Фрумин Исак Давидович; Попов Дмитрий Сергеевич
Проект реализуется с 2009 года.
Цель мониторинга состоит в выявлении и анализе траекторий в пространствах образования, труда и семьи.
Задачи исследования:
- выявить и измерить наиболее типичные жизненные траектории выпускников учебных заведений различного уровня в пилотном регионе;
- дать оценку степени влияния экономических, социальных и психологических факторов становления образовательной и трудовой траектории;
- дать оценку барьерам и ресурсам, затрудняющим/способствующим формированию успешных и неуспешных траекторий;
- разработать рекомендации в области эффективного управления карьерами в условиях экономической нестабильности и информационной непрозрачности.
Специфика предлагаемой исследовательской модели мониторинга состоит в его лонгитюдной структуре. По мере индивидуализации образовательных и трудовых траекторий респондентов система трейсинга позволит создать своего рода «портрет поколения». Такое панельное исследование в перспективе должно раскрывать динамическое измерение поставленных выше задач.
В 2010 году реализовывалось полевое исследование в одном регионе – г. Москва.
Задачи проекта 2009-2010 гг.:
1. Разработка методологии и инструментария исследования связи между достижениями человека на ключевых ступенях образования, социально-экономическим статусом и его достижениями на рынке труда, в том числе связь с риском оказаться в группе социальных аутсайдеров.
2. Верификация инструментария на пилотной панели респондентов.
3. Исследование специфики генеральной совокупности населения и последующее формирование репрезентативной выборки для старта основного цикла мониторинга.
4. Формирование базы данных, совместимой с базой данных ЕГЭ и других мониторингов в области образовательных и трудовых достижений, в том числе тех, которые осуществляются в рамках проектов ВШЭ.
5. Описание методологии мониторинга и спецификации опросников, в финальном их варианте.
6. Подготовка компьютерной платформы для формирования единой базы данных и проведения анализа данных.
7. Предварительные аналитические материалы с описанием распределения образовательных достижений и принадлежности населения к тому или иному сегменту или уровню на рынке труда