• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От вузовских олимпиад нельзя отказываться, но контроль за их качеством должен быть строже

2 декабря в Высшей школе экономики состоялась пресс-конференция о возможностях совершенствования ЕГЭ и олимпиад школьников. В ней приняли участие ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов, директор Центра педагогического мастерства Москвы Иван Ященко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор ВШЭ Григорий Канторович.

Поводом стала публикация в газете «Коммерсант», где Ярослав Кузьминов предстал в образе противника олимпиад. Участники пресс-конференции разъяснили позицию представителей профессионального сообщества, считающих, что для получения льготы при поступлении в вуз победители олимпиад должны сдать ЕГЭ по профильному предмету не менее чем на 70 баллов. Речь идет об олимпиадах, которые проводит Российский совет олимпиад школьников (РСОШ). 

Лишь 10-15% победителей олимпиад учатся в вузах плохо

Как отметил Алексей Семенов, олимпиады школьников  традиция нашего общества: олимпиаду по математике впервые провели в 1930-е годы, и ее задачей было не обеспечить поступление в вуз, а заинтересовать, увлечь ребенка наукой еще с основной школы.

Идея сделать вузовские олимпиады альтернативой единому госэкзамену для неординарно мыслящих детей возникла в начале 2000-х годов  письмо тогдашнему президенту Владимиру Путину подписали ректор МГУ Виктор Садовничий, нобелевский лауреат Жорес Алферов и Ярослав Кузьминов. Их победители получили право поступать в вузы в обход ЕГЭ.

Однако очень скоро олимпиады РСОШ стали массовыми  по их результатам становятся студентами 16-17 тысяч человек ежегодно. У государства и общества возникло к ним недоверие: есть даже предложения вообще отменить льготы для победителей. Причины понятны: олимпиады менее формализованы, чем ЕГЭ, слишком многое здесь зависит от организаторов и проверяющих. По оценке Алексея Семенова, то, что олимпиады стали альтернативой ЕГЭ, подталкивало к коррупции: «можно туда заплатить, а можно сюда».

Однако говорить о масштабном бедствии не стоит: анализ показывает, что лишь 10-15% студентов, поступивших в вузы по результатам олимпиад, учатся плохо (такой же показатель — среди 100-балльников ЕГЭ). По мнению Ярослава Кузьминова, даже если бы олимпиады РСОШ проводились вдвое хуже, чем сейчас, от них отказываться нельзя, потому что тогда слишком многие дети упустят свой шанс. Вышка занимает второе место после МГУ по количеству зачисленных победителей олимпиад. В числе топ-20 вузов, где они учатся, — не только столичные университеты, но и вузы Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Красноярска. 

Если кто-то «купил» результат олимпиады, в вуз он не поступит

Ключевая идея — сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. Если результат ЕГЭ менее 70 баллов, олимпиада при поступлении в вуз не засчитывается.

Ключевая идея  сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. Если результат ЕГЭ менее 70 баллов, олимпиада при поступлении в вуз не засчитывается. Предположительно, это коснется менее 10% победителей олимпиад. Мера необходима, чтобы доказать обществу: если кто-то «купил» результат олимпиады, в вуз он не поступит. Иван Ященко предлагает еще одну меру: если человек победил на двух олимпиадах, у которых разные организаторы, он поступает в любом случае, вне зависимости от ЕГЭ.

Чтобы гарантировать честность проведения олимпиад, нужен комплекс мер, который сделает их не менее защищенными, чем ЕГЭ, за реформирование которого Минобрнауки и Рособрнадзор в этом году, похоже, взялись всерьез. Например, на олимпиадах должно быть организовано видеонаблюдение и общественное наблюдение.

Нужно изменить структуру олимпиад — не ограничиваться состязаниями по предметам школьной программы, но расширять практику межпредметных предпрофильных олимпиад для будущих инженеров, врачей, геологов, психологов, агрономов и прочих. Организовать такие олимпиады сложнее, но их эффективность выше. 

ЕГЭ поможет победителям олимпиад удержаться в вузе

Анализ достижений школьников в Москве показывает, что обладатели 95-100 баллов ЕГЭ и победители олимпиад  разные люди. По мнению Ивана Ященко, главное на олимпиаде  красивые идеи, а мелкие ошибки не так влияют на результат, как на ЕГЭ. 100-балльники должны, прежде всего, обладать высоким уровнем мышления и уметь себя организовывать. А вот обладатели 70-75 баллов ЕГЭ и призеры олимпиад  люди одни и те же.

Если победитель олимпиады по математике не набрал 70 баллов на ЕГЭ  значит, ему был безразличен результат, поскольку льгота при поступлении и так гарантирована, или же его победа на олимпиаде была нечестной.

Если победитель олимпиады по математике не набрал 70 баллов на ЕГЭ — значит, ему был безразличен результат, поскольку льгота при поступлении и так гарантирована, или же его победа на олимпиаде была нечестной.

Анализ траекторий победителей олимпиад на младших курсах вуза показывает, что одна из ключевых проблем для них — самоорганизация, поэтому подготовка к ЕГЭ лишь поможет им ликвидировать этот пробел. Если человек победил на олимпиаде и плохо сдал ЕГЭ, его наверняка отчислят с первого курса, считает Иван Ященко. 

Нужно менять формат ЕГЭ и добиваться честности его проведения

Совершенствование механизма проведения олимпиад неотделимо от реформирования ЕГЭ.

По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо, во-первых, создать открытый банк заданий ЕГЭ, из которого на экзамене для каждого ученика будет формироваться случайная выборка.

Во-вторых, процедура апелляции на ЕГЭ должна быть организована так, чтобы люди не боялись отстаивать свои права.

В-третьих, уже лет пять предлагается прекратить практику, когда результаты ЕГЭ по субъекту Федерации становятся одним из критериев оценки эффективности губернаторов.

Четвертая мера  сделать ЕГЭ двухуровневым. Первый уровень  это, условно говоря, части А и В, его сдают те, кто не собирается поступать в ведущие вузы и кому достаточно до 70 баллов по нынешней шкале. Второй уровень  те, кто хотел бы получить до 100 баллов и сдает часть С, самую трудоемкую. При этом вузы могли бы объявлять, что, например, на физфак нужно сдать русский язык на первом уровне, а математику и физику  на втором. Иначе, как заметил Иван Ященко, абитуриент математического факультета учит русский язык в ущерб математике.

Пятая мера  предоставить возможность сдавать ЕГЭ дважды, пусть даже второй раз за это нужно будет заплатить порядка 1,5 тыс. рублей, и засчитывать лучший результат.

Шестая мера  отправлять задания части С на проверку в другой регион, и в этом учебном году руководство Минобрнауки обещает это сделать.

Есть и другие меры, которые неоднократно обсуждались в последние несколько лет на различных площадках. 

Практика проведения дополнительных экзаменов не должна расширяться

В проекте приказа Минобрнауки России об утверждении порядка приема в вузы на 2014\2015 учебный год, который сейчас проходит антикоррупционную экспертизу, пункт 22 гласит: «Организация высшего образования может включить в перечень вступительных испытаний для поступающих на базе среднего общего образования следующие дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности». Наряду с направлениями и специальностями, где такие испытания обоснованы и понятны,  например, «Музыкально-театральное искусство» или «Журналистика», в списке появились «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Международные отношения», «Строительство», «Филология» и другие.

По мнению участников пресс-конференции, дополнительные испытания для тех, кто выбрал эти профессии, вряд ли имеют смысл. Непонятно, о каких именно экзаменах идет речь и что вузы собираются проверять с их помощью.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ).  Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.

«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA

В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.

«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»

Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Я — профессионал»: как пройти стажировку на олимпиаде

Стартовала стажерская программа Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». Участие в программе дает возможность учащимся вузов разных направлений попробовать свои силы и на три месяца стать частью команды интеллектуальных состязаний. «Я — профессионал» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

Определены победители финала НТО по профилю «Искусственный интеллект»

Названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилю «Искусственный интеллект», который уже второй год оказывается самым популярным по количеству регистраций из 41 направления НТО. В этом сезоне участниками соревнований стали более 6300 человек из 84 регионов России, а также Казахстана, Молдовы и Узбекистана. В финал вышли 104 школьника из 28 регионов России. Среди субъектов РФ по числу финалистов лидируют Москва (26 человек), Санкт-Петербург (16 человек) и Новосибирская область (13 человек).

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.