• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ольга Ускова «Частные интересы ведомств могут загубить дело "

Русский фокус. 2002. № 42. 2 декабря

Программа "Электронная Россия" воплощается в жизнь с прошлого года. Медленно и зачастую бессистемно. Тем не менее президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова считает, что перелом в сознании состоялся и формирование в России отрасли инфокоммуникационных технологий неизбежно.

Программа "Электронная Россия" воплощается в жизнь с прошлого года. Медленно и зачастую бессистемно. Тем не менее президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова считает, что перелом в сознании состоялся и формирование в России отрасли инфокоммуникационных технологий неизбежно.

- Финансирование "Электронной России" урезают второй год подряд. Режут по живому - или запрограммировали большое количество пропагандистской шелухи, которую потом и обрезали?
- У процесса информатизации государства всегда есть три различных, порой противоборствующих аспекта. В России, где процесс только начинается, эти противоречия острее, чем в ряде других стран.
Во-первых, всегда присутствует созидательное начало. "Электронная Россия" нужна государству, она должна быть реализована в интересах государства - финансовых, управленческих, политических. Лес за деревьями существует и, в принципе, виден. Программа временами теряет свою содержательную функцию, но она необходима. И если говорить о мотивациях президента, которые в федеральной программе неизбежно присутствуют, то его основная мотивация - чтобы появилась инфраструктура, некий костяк, вокруг которого можно будет наращивать отраслевую структуру - бизнес и т. п. Для этого нужна именно федеральная целевая программа, при которой государство платит за неизбежно дотационные вещи. Иностранцы за это платить не будут, бизнес тоже не будет. Сейчас вообще инвестиционная активность во всем мире спала, и из-за рубежа мы денег на долгоиграющие малоприбыльные проекты не получим. Поэтому федеральная целевая программа - это единственная возможность создать инфраструктуру. И что бы там про "Электронную Россию" ни рассказывали, ее существование показывает, что у отрасли есть шанс возникнуть, а отсутствие программы будет демонстрировать, что таких шансов нет. Это я считаю очевидным.
Второе - сам текст программы. Многие критикуют ее содержание. Список того, что следует дотировать государству. Я не хочу критиковать этот список. Когда программа создавалась, ее сильно критиковали за расплывчатость и неконкретность. Хочу сказать, что такая критика бессмысленна, что плюс программы именно в том, что она написана достаточно расплывчато и при желании ее можно наполнить необходимым содержанием. Реализовать эффективно для страны.
- Получается, что расплывчатость - это хорошо?
- Там, где прописано жестко, это все равно отражает интересы отдельно взятой команды. Например, в одной из тем под названием "Разработка концепции и реализация практических мер по обеспечению общедоступности государственных информационных ресурсов" записано буквально следующее: "Реализация опытного проекта осуществляется на базе федерального регистра нормативно-правовых актов". Абсолютно непонятно, почему государственная информация сведена лишь к нормативно-правовым актам. Более того - к определенной компьютерной системе. Я считаю, здесь что-то нужно менять.
И третье. Один из самых тяжелых и отрицательных моментов - это организационный бардак внутри программы, который, к сожалению, в большой степени связан с объективными профессиональными качествами играющих во все это чиновников.
Совершенно пагубно, когда все усилия сконцентрированы на решении частных министерских интересов. Когда основное - это выяснение, кто главный, под чьей эгидой все пойдет, кто автор хорошего и кто автор плохого, кто должен возглавить и т. д. Это, конечно, важные вопросы, но они не могут решаться в отрыве от содержательной стороны, а сейчас именно это и происходит. Полное игнорирование содержательной стороны программы.
- Противоборство ведомств очень сильно мешает программе?
- В апреле вышло постановление правительства о необходимости создания дирекции программы. Сейчас конец ноября, а дирекция еще не создана. У этого факта очень неприятные последствия. Поскольку "Электронная Россия" позиционируется как ключевая программа по определенным тематикам, связанным с госорганами - федеральными, региональными, отраслевыми, - то возникает "эффект пробки". Простой пример. Есть отраслевое министерство, с которым мы давно работаем. Это министерство приходит к необходимости создания крупной информационной системы и отправляет письмо в правительство. Касьянов изучает материалы, говорит: "Да, действительно нужно", - и отправляет документы на согласование в соответствующие органы. Они проходят согласования, и в конце концов Кудрин расписывается: "В соответствии с предыдущими резолюциями рассмотреть финансирование в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия"". Это финальная резолюция, после которой дирекция должна оформить бюджетную заявку, разместиться в определенном пункте программы и бороться за то, чтобы этот пункт не секвестировали во время обсуждения бюджета.
Процесс по расписыванию бюджета "Электронной России" по отраслям уже пошел. А вот процесс учета бюджетных заявок еще не начался, потому что нет такого организационного органа в рамках федеральной целевой программы, который бы все письма аккумулировал и принимал к сведению во время бюджетного планирования.
Таким образом, проекты, которые были расписаны в феврале-марте 2002 г. в рамках ФЦП "Электронная Россия", не увидят свет в 2003 г. Серьезные проекты, согласованные с правительством - в том числе касающиеся национальной безопасности, здравоохранения и т. д., - задерживаются минимум на год. И здесь нет никакой политической интриги. Это проблема на уровне чиновников достаточно низкого звена, которые между собой постоянно дерутся и не могут договориться.
И с регионами то же самое. Регионы, которые тратят деньги на инфокоммуникационные технологии (ИКТ), сейчас должны бы согласовать свои бюджеты с федеральной программой. Они свои региональные средства дополняли в федеральную программу. Регионы пишут тонны писем. И их письма идут в никуда, т. к. нет такого органа, который мог бы их переадресовать, направить куда надо и совместить региональные и федеральные программы.
В итоге 2003 г. будет тяжелым для всей hi-tесh-отрасли, поскольку государство не сможет тратить деньги на определенные направления ИКТ. Они все включены в "Электронную Россию", а в бюджете "Электронной России" таких строк нет, потому что некому их организовывать. Меня лично это крайне заботит. А с другой стороны, я понимаю, что закрытие программы приведет к катастрофе всей нашей отрасли.
- Каким же образом удается сделать хоть что-то?
- В своих проектах мы сами выполняем ту часть работы, которую можем сделать как генеральный подрядчик. Объясняли депутатам те строки бюджета, которые связаны с нашими темами на следующий год, чтобы депутаты хотя бы понимали, на что нужны деньги.
- Сами объясняли депутатам?
- И депутатам, и во время подачи заявок в министерство пытались обосновать. Часть средств все-таки спасли. Бюджет "Электронной России", который и сейчас выглядит секвестированным, на самом деле увеличен. Сейчас записано 1200 млн руб., а должно было быть 600. Это результат титанической работы, в частности, определенные позиции были сохранены усилиями генеральных подрядчиков. Временами все проходило по принципу "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". И пассивная позиция бизнес-сообщества и регионов - это большая глупость. Депутаты - живые люди, с которыми надо работать, многое происходит просто из-за непонимания. На стадии становления проектов общественная работа становится вложением в дальнейшие прибыли. Поскольку бизнес большой и долгосрочный, приходится потратить на это некоторую часть своей жизни.
- Иногда говорят, что первый год программы был подготовительным и его бюджет можно было резать, что это не так страшно, а существенное начинается только в 2003 г.
- Если не будет НИОКР то закупать будут "от балды". Обоснование необходимости закупок - это результат отработки НИОКР.
- Эффективно ли использован бюджет "Электронной России" 2002 г.?
- Сейчас конец года, и мы обеспокоены: в результате проволочки может получиться, что в министерстве деньги этого года просто "сгорят". Это связано с достаточно сложным прохождением бумаг, капризничает министерство, капризничает Казначейство. Оплата по счетам происходит в среднем с месячным опозданием. Из-за отсутствия органа, реально контролирующего действия министерских чиновников внутри программы, под удар ставится разработка серьезных систем. Порой два-три чиновника среднего звена проявляют халатность, придерживают прохождение документов, и их действия остаются совершенно безнаказанными.
Программа фактически стартовала в середине года. И если чиновники не возьмут себя в руки, то "сгорит" от 30% до 50% бюджета ФЦП 2002 г. Причем в основном страдают генподрядчики, потому что они делают работу вперед.
- Многое ли удалось выполнить из того, что запланировано в "Электронной России" на 2002 г.?
- По ряду тем получилось, по ряду тем - нет. Сильно пострадала аналитика. В результате для обоснования необходимости не срезать в дальнейшем финансирование "Электронной России" используются не статистические данные, а эмоциональные. А статистических данных нет. На развитие подключения к Интернету денег точно не хватает - пострадала информатизация школ и интернет-почта. Недофинансированы многие межведомственные проекты. И это очень сильно ударит по государству в целом. Потому что межведомственный проект, естественно, нужен для решения той проблемы, которая становится общенациональной.
- Не происходит ли расползания "Электронной России" по регионам из-за неразберихи в центре?
- Регионы как были самостоятельными, так и остались. Во многих случаях они разрабатывают свои решения, собственные системы. Все регионы можно разделить на три части. В некоторых вообще ничего не происходит в сфере ИКТ - таких достаточно много, и обычно это связано с их экономическим состоянием. В некоторых регионах уже все есть - их сейчас рассматривают как "опорные зоны". Они не собираются выметать все, что у них есть, и ставить федеральную систему. И вполне возможно, что определенные региональные решения окажут серьезное влияние на общефедеральные. А есть регионы, где все пока что наполовину, и здесь сложение регионального и федерального бюджета наиболее эффективно.
- Что больше мешает - несформированность дирекции ФЦП или урезание бюджетов?
- На текущем этапе - конечно, неготовность структуры. Если бы такая структура была подготовлена, то по многим направлениям можно было бы найти организации, готовые кредитовать. Всем понятно, что федеральная программа - это достаточно сильная защита от рисков. Если бы была внятная структура, можно было бы найти и товарные кредиты от производителей, и финансовые кредиты.
- Некоторые представители инофирм высказывают сомнения: а может, государственные мужи и не собирались на "Электронную Россию" деньги тратить? Объявили о поддержке программы - а деньги пусть придут из-за рубежа?
- Точно собирались. Я лично видела, какие люди и какие усилия прилагали. И, в общем-то, достаточная доля энтузиазма здесь присутствует.
- "Электронная Россия", "новая экономика" - это повышение прозрачности и эффективности уже существующей инфраструктуры движения денег и товаров или создание каких-то новых форм их движения?
- Я не думаю, что имеется в виду второе. Прежде всего существующая инфраструктура становится более экономичной с внедрением новых видов управления.
- Есть мнение, что многим российским компаниям информатизация не особенно и нужна. Когда люди конкурируют в равных условиях, каждый процент эффективности многое решает. А когда проблемы решаются по-другому и доступ к рынку получают совсем иным образом, то информатизация и ни к чему.
- Информатика отчасти близка к консалтинговому бизнесу. Хотя бы потому, что в ней есть уже упомянутый выше НИОКР. Поэтому, безусловно, определенная доля РR-нагрузки ей присуща. Но информатика - это еще и сильное оружие. В советский период ею идеально пользовались именно как оружием. Существуют компьютеры, которые ускоряют обработку данных для решения определенных задач. Но есть и вторая часть, которая связана с политикой, с политическим воздействием - когда человек принимает решение на основе определенного массива информации. Чем больше информации он имеет, тем более чуткое и правильное решение он примет. У кого более совершенный механизм обработки информации - тот принимает более правильные решения и быстрее реагирует. Причем из этого оружия не обязательно "стрелять", иногда достаточно просто демонстрации - у меня информация лучше. Это такая система позиционирования данного человека, данной структуры, данного чиновника внутри сообщества. Информация - крайне эффективный инструмент. Весь мир им давно пользуется, и нам не надо ничего придумывать.
Приведу условный пример. Есть крупная корпорация. Ее цель - отдать неинтересные ей активы и приватизировать прибыльные. Грубо говоря, ей хочется разделиться на две части и неприбыльную часть вернуть государству, а из прибыльной сделать коммерческий концерн. Это нормальное желание для фирмы. Возникает вопрос - как понять, какие активы прибыльные, а какие нет. Если считать по квадратным метрам, то проиграешь. Вот здесь и нужна сложная интеллектуальная система. Если не нужна информация - значит, решаются мелкие вопросы.
- В информатизации России количество уже начало переходить в качество?
- О негативе я уже сказала, но позитивного тоже очень много. Во-первых, автоматически произошло серьезное увеличение бюджетов на информатику во всех крупных структурах. Перестали задавать вопрос: "А зачем эти компьютеры нужны?" Это прежде всего относится к большим корпорациям, госструктуры здесь работают с запаздыванием, они завязаны на бюджет.
Во-вторых, политическая интрига, при которой информатика позиционируется как основной движок новой экономики - а это на самом деле так во всем мире, и наконец у нас об этом не просто заговорили, а начали этим заниматься, - эта интрига поменяла приоритетность данного бизнеса. От вопросов финансово-закупочных перешли к вопросам идеологическим.
- Что все-таки означают ваши слова о шансах на возникновение ИКТ отрасли в России? Она еще не возникла? Есть ли эти шансы?
- Эта отрасль для страны важна, но она только-только зарождается, и ресурсов для ее зарождения не хватает. Как я уже говорила, роль "Электронной России" в этом процессе трудно переоценить, однако существующий подход министерских чиновников, при котором основным результатом и товаром при работе с ФЦП являются бюджетные деньги - а не ИКТ-продукт и создание инфраструктуры для функционирования бизнеса, - для зарождения отрасли губителен. Если не будет серьезного президентского контроля за происходящим внутри программы, то ИКТ как отрасль может и не состояться. И перед многими компаниями - разработчиками интеллектуальных продуктов, ориентированных на внутренний рынок, встанет серьезный вопрос о перепрофилировании буквально в ближайшие 2-3 года.

***
Внутри программы - организационный бардак, связанный с объективными профессиональными качествами чиновников. Пока основное - это выяснение, кто главный, под чьей эгидой все пойдет, кто автор хорошего, а кто автор плохого и т. д. Это важные вопросы, но они не могут решаться в отрыве от содержательной стороны, а сейчас именно это и происходит.