• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хватит лить слезы над Муму! Учитель Евгения Абелюк, один из авторов стандарта по литературе, утверждает: школьная программа слишком жестока

Комсомольская правда. 2003. № 145. 12 августа

..."Комсомолка" решила познакомиться с теми, кто отбирает для школьников "нужные книги", кто составляет этот самый стандарт. Но оказалось: его авторы не очень-то любят светиться, засекретились, будто создатели вододородной бомбы. Нам все же удалось побеседовать с преподавателем словесности столичной школы N 1525 Евгенией Семеновной Абелю. Ее совсем недавно включили в группу разработчиков стандарта...

"Вот вы спорите, какие книги включать в школьную программу по литературе ("Будут ли наши дети знать Шолохова?" за 29.07.03). Но проблема куда шире: будут ли вообще читать наши дети, избалованные телевидением?
Такое впечатление, что сейчас главная цель уроков - сдача выпускных экзаменов. Если уж так нужен стандарт по литературе, то он должен быть таким, чтобы втянуть ребят в мир чтения, а не оттолкнуть от него.
Наталья Литвинова, мать двух школьников. Омск".


"Комсомолка" решила познакомиться с теми, кто отбирает для школьников "нужные книги", кто составляет этот самый стандарт. Но оказалось: его авторы не очень-то любят светиться, засекретились, будто создатели вододородной бомбы. Нам все же удалось побеседовать с преподавателем словесности столичной школы N 1525 Евгенией Семеновной Абелю. Ее совсем недавно включили в группу разработчиков стандарта.
- Мы, школьные учителя, оказались противопоставлены методистам из министерства, преподавателям московского и петербургского университетов, Академии образования, многие из которых далеки от нынешней школы, - объясняет наша собеседница. -То, что они предлагают, никакой новизны не несет, речь идет лишь о пересмотре "дозы" Пушкина и Чернышевского.
- А неужто так важно, сколько стихов Пушкина обязан выучить школьник?
- Если оставлять подход к изучению литературы таким, какой он сейчас есть, то да - важно. Иначе и мы, и дети умрем от постоянно растущих объемов обязательных произведений.
- Сейчас школьная программа построена по хронологическому принципу -XVII век - XVIII век - XIX век. Почему считается, что тринадцатилетним проще воспринимать Державина, а шестнадцатилетним - Тургенева?
- Среди разработчиков стандарта психологов нет. Вот и получается - маленькие ребята ломают язык об оды Ломоносова. Или льют слезы над "Муму", хотя сопереживанию можно научить и на другом, более жизнерадостном материале. Я голосовала против включения в программу "Тихого Дона": не потому, что против Шолохова, просто в романе есть жуткие натуралистичные описания сцен жестокости и насилия...
- А чего вы добиваетесь?
- Думаю, мы должны воспитывать читателя. Человека, способного обдумывать прочитанное, способного слышать чужое мнение. Это, в сущности, и есть литература. В красоту слова можно влюбить одним только Пушкиным. Или Чеховым. Или Булгаковым. Главное, чтобы самому учителю было интересно на своих уроках. И не надо торопиться перебежать с "обязательного" Толстого к "обязательному" Солженицыну. Читать надо медленно. По опыту знаю, увлечь книгой можно любого.
- Но, похоже, на вопросы тестов единого госэкзамена ваши читающие ученики не ответят...
- В этом-то и кошмар! Мои ребята чувствуют слово, умеют думать, а у них на выпускном экзамене спросят, какой породы была Муму... Экзамен по литературе ни в коем случае не должен проходить в форме дурацких тестов. Это может быть сочинение или собеседование. А еще лучше, как в Европе, когда ребенку предлагают незнакомый текст и просят написать на него рецензию.
- А все-таки - что бы вы в списках оставили?
- Пушкина, Гоголя, Чехова. В 10-м классе - "Войну и мир", "Преступление и наказание". Хорошо, хотя бы это прочли.

***
МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
1. Мы не будем читать Бунина!
Интересно, догадываются ли в Минобре, что никакие постановления чиновников не заставят тинейджера запоем читать Фадеева? Могу с уверенностью сказать, что после получения аттестата 99% бывших школьников не откроет книг Бунина, Чехова или Толстого.
К. V.
2. Не рядите всех в толстовские рубахи
На кого замахнулись - на Сервантеса и Шекспира! Не стоит на волне возрождающейся русской национальной гордости рядить всех в толстовские рубахи и заставлять ходить босиком...
А ведь раньше образованным считался человек, знавший несколько языков.
Евгений Аленин, Самара.
3. Шолохова выкидывать глупо!
Я все лето читала "Тихий Дон". Это потрясающе! Я рыдала над его страницами. Как можно "выкидывать" Шолохова из программы? Если бы он не стоял в "обязаловке", я бы и знать не знала о такой книге и многое бы потеряла.
Мария, десятиклассница, Саратов.

"Комсомолка" будет и дальше следить за тем, как готовится стандарт по литературе. Пишите нам, какие произведения, по-вашему, нужно включить в список обязательных, как вы сами прививаете любовь к книге своим детям.