• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экзамен в ассортименте Время выбирать

Управление школой. 2004. № 46. 8 декабря

..."Задача РОСРО - определить для власти повестку дня", - считает сопредседатель Совета, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Но совет и сам не во всем разобрался. ЕГЭ - еще не широкая дорога, а нескончаемые развилки. Об их многообразии - его размышления...

Споры о едином госэкзамене - едва ли не половина всех дискуссий по образованию. Касаются ли разговоры финансовых потоков, качества образования, структуры поступления в вузы, оценки знаний, они так или иначе включают в себя тему ЕГЭ.
Российский совет по развитию образования (POCPO), заседание которого прошло в Высшей школе экономики, горячо спорит неспроста: это не последняя инстанция, но как раз последняя инстанция прислушивается к вынесенным здесь решениям.
Приятно было увидеть среди тех, кто прикладывает руку к судьбе российского образования, и школьных директоров. Вместе с ними в зале собрались заместитель министра образования Владимир Филиппов, сопредседатель Совета Ирина Хакамада, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, ректор Московского государственного инженерно-физического института Николай Кудрявцев, представитель Всемирного банка Исак Фрумин, ректоры российских вузов, чиновники из регионов и многие другие.
"Задача РОСРО - определить для власти повестку дня", - считает сопредседатель Совета, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Но совет и сам не во всем разобрался. ЕГЭ - еще не широкая дорога, а нескончаемые развилки. Об их многообразии - его размышления.
- Объем времени, отведенный планами правительства на окончательное оформление ЕГЭ - этого инструмента образовательной политики, - в общей сложности семь-восемь лет. Сейчас есть решение коллегии Минобрнауки, которое определило отношение к единому экзамену: достигнута ясность, каким образом будут идти действия по его введению. Горизонт, время введения ЕГЭ, - 2007-2008 годы.
Решение коллегии министерства отнюдь не исчерпывает всех вопросов. Есть целый ряд развилок в политике, развилок в содержании этого испытания, которые не определены. Мы хотим, чтобы анонимный чиновник определил все сам? Или сформулируем в виде консенсусной позиции и гласно предложим их правительству?
Что такое единый государственный экзамен? Это, с одной стороны, инструмент для отбора абитуриентов, способных продолжить обучение в высшей школе. С другой - единая шкала требований к содержанию школьного образования, к качеству прохождения. Поэтому экзамен должен рассматриваться сразу в нескольких системах координат. И в каждой из этих систем идет речь о развилках.
ЕГЭ для школьника. Я почитал историю системы образования в нашей стране. ЦК ВКП(б), а потом и
КПСС с периодичностью раз в двадцать лет возвращались к проблеме о так называемом браке школы и думали, как с ним быть: брак школы признать государством и заставить людей пересдавать экзамен, не выпускать со справкой, вытягивать, чтобы социально не травмировать?..
Сегодня мы тоже обсуждаем, каким образом строить выпускную политику школы. Какие здесь есть варианты?
Первое - добровольный выбор между двумя формами итоговой аттестации. Кто хочет - сдает ЕГЭ. Кто не хочет - получает аттестат по школьным оценкам, но это аттестат категории "Б", не дающий права поступать на следующие ступени образования или на некоторые из них.
Второе - обязательная форма итоговой аттестации, результаты которой используют те, кто поступает в вуз.
Третье - выбор формы испытания для двух обязательных предметов (ЕГЭ или традиционная форма), а для предметов по выбору - только форма ЕГЭ.
ЕГЭ и вузы. Снова несколько вариантов.
Первый вариант - жесткий. Единый госэкзамен и система федеральных предметных олимпиад и конкурсов - главный инструмент зачисления. Я не говорю о вузах с творческими испытаниями, потому что оценить пение и танцы с помощью единого экзамена, наверное, нельзя.
Другой вариант - плюс к ЕГЭ идут дополнительные оценки в виде собственных испытаний вузов, районных, областных олимпиад, портфолио.
Кстати, многие коллеги-ректоры настаивают на том, чтобы система федеральных испытаний, федерального присвоения абитуриенту некоторого качества (единый экзамен, олимпиады) работала только для тех, кто претендует на финансовую поддержку государства. А если вуз хочет кого-то зачислить на платное обучение, то давайте дадим ему возможность на платное образование принимать людей по своим собственным параметрам. Это его дело: он рискует своей репутацией.
Вариант третий. ЕГЭ по отдельным (профильным) предметам и свои, вузовские, испытания. Многие ставят об этом вопрос. Ситуацию можно назвать "ситуацией мехмата МГУ". Наша Высшая школа экономики тоже с этим столкнулась. Мы по математике наш высший балл 12 приравниваем к 100 баллам по ЕГЭ. Большой разницы между абитуриентами, которые набрали 97, 98, 99 баллов, нет. Но если принять это условие, то возникнет перебор: у нас будет меньше мест, чем такого рода абитуриентов. Это касается ведущих вузов. Так вот, когда собраны все 95-100-балльники, можно было бы подключить свои критерии. Но, конечно, не забывая о том, что единый госэкзамен вводится ради свободного доступа к образованию и придется дополнительным испытаниям подвергнуть и детей, поступающих из удаленных регионов. Так как подобное положение возникнет у небольшой группы элитных вузов (точнее, отдельных факультетов этих вузов), то путь государство изыщет средства пригласить этих людей.
Особняком стоящий вариант: ЕГЭ не учитывается ведущими вузами и там проводятся вузовские испытания.
Следующая развилка - это ЕГЭ и олимпиады. Как нам соотнести ЕГЭ и олимпиады по системе зачисления в вуз?
Первый вариант: достижения на федеральных олимпиадах и результаты ЕГЭ равноценны при зачислении в вуз. Я думаю, что большинство согласно с тем, что победители федеральных олимпиад должны иметь возможность зачисляться в вуз по своему выбору.
Но как быть с теми, кто стоит на других ступенях: например, победил на окружном конкурсе (200-300 человек по всей России) или на региональном (1500-2000 человек в России по одному предмету)? Какие у них права? Возможно, подойдет такой вариант - позволить вузам самим соотносить итоги нефедеральных олимпиад с ЕГЭ. Это нужно проработать с участием ректоров ведущих учебных заведений.
От редакции. Памятуя о том, как трудно объять необъятное, обсуждение содержания ЕГЭ предложили перенести на следующее заседание. Нарекания вызывают варианты испытаний и по гуманитарным предметам, и математики недовольны. Это, безусловно, отдельная дискуссия. Но она не за горами: правительству, в чьих планах - обсудить в декабре стратегию развития образования, хотелось бы поскорее иметь полную картину...