• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Народ граждан Алексей Руткевич, декан философского факультета ВШЭ: русский народ еще не избавился от имперских черт

Политический журнал. 2006. № 17. 17 мая

...К сожалению, о чем бы ни шли дискуссии - о социализме, либерализме, консерватизме, а теперь и о национализме, - у нас в стране они ведутся людьми, которые либо просто не понимают, о чем идет речь, либо же сознательно прибегают к искажению...

- На фоне политической актуализации темы национализма мы видим, что нередко любое проявление национализма воспринимается негативно. Что можно сказать о национализме с социально-исторической точки зрения?
- К сожалению, о чем бы ни шли дискуссии - о социализме, либерализме, консерватизме, а теперь и о национализме, - у нас в стране они ведутся людьми, которые либо просто не понимают, о чем идет речь, либо же сознательно прибегают к искажению.
Национализм имеет, разумеется, долгую и сложную историю. И из этой истории можно многое почерпнуть. Например, на протяжении последних пятнадцати лет либерализм и национализм у нас резко противопоставляются. Но это фантастическое недоразумение. Либерализм и национализм -близнецы-братья, появившиеся на свет одновременно. Строго говоря, они рождаются вместе с европейскими нациями. Причем в XIX веке национализм получает свое особое звучание именно у либералов. Консерваторы той поры - это люди, разговаривающие по-французски при различных дворах Европы и выступающие за союз трона и алтаря. Тот же шовинизм является порождением якобинства, то есть противоположного консерваторам политического лагеря.
Национализм бы нал разным. Это не единая идеология. Националистами становились и социалисты (не только национал-социалисты), и либералы, и консерваторы. Ценность собственной нации всем понятна. Нация - это народ, тот самый вооруженный народ, который был гражданским идеалом Французской революции. Это гражданское понимание народа восходит, в свою очередь, к античным авторам (скажем, к Цицерону), и оно продолжает доминировать в европейских странах по сей день. В гражданском понимании нации этнический момент играет сравнительно незначительную роль.
- Но в России также существует формула - "российский народ"...
- Разведение понятий "русский" и "российский" имеет определенное значение, поскольку учитывает, что на нынешней территории Российской Федерации веками живет множество самых разных этносов. Но для француза при переводе и то, и другое будет звучать одинаково - "russe". Суть дела от этого не меняется. В любом случае понятно, что в основе российского государства будет лежать русская культура и русский язык будет государственным языком. Француз является французом, хотя Северная и Южная Франция на протяжении веков говорили на сильно отличающихся друг от друга диалектах, а бретонцы или гасконцы еще не забыли своих языков. Но кто же при этом станет возражать против того, чтобы в Чувашии существовали школы, где будут учить чувашской литературе?
Народом являются граждане, которые имеют определенные права и несут определенные обязанности: служить в армии, исправно платить налоги и т.д. Человек, прибывший в другую страну, ощущает различие между своими правами и правами граждан этой страны. Права же последних обеспечены их гражданскими обязанностями. Народом являются те, кто выполняет свои обязанности перед Отечеством, а чернью - те, кто их игнорирует. Эта трактовка восходит к консервативному пониманию демократии, но ее можно встретить уже и в афинском полисе.
- Это понимание национализма имеет мало общего с теми темами, которые поднимаются в связи с "русским вопросом"...
- Русский национализм, конечно, существовал в разных формах. Но только сейчас в России появился расовый национализм, или попросту расизм. Но, на мой взгляд, расистов в узком смысле в России немного - только уж совсем круглый невежда не помнит об африканских корнях Пушкина. Так называемая антифашистская позиция некоторых наших СМИ, бурно выступающих по этому поводу, у меня вызывает, скорее, подозрение. Конечно, формула "Россия для русских" мне также не вполне нравится. Но когда ее критика звучит из определенных уст, возникает ощущение, что ее хотели бы заменить формулой "Россия не для русских" или "Россия для нерусских". Такая критика способствует агрессивному русскому национализму, а вовсе не борется с ним. Проблема скинхедов и разного рода хулиганствующих молодчиков - это в значительной мере проблема полицейская. И решать ее нужно полицейскими мерами.
Другой вопрос - это сосуществование в рамках одного государства многих этносов, один из которых выделяется своей численностью. Само по себе замечательно, что в нашей стране существует множество этнических идентичностей. Но при этом армия и бюрократия говорят на русском языке. И если ты хочешь получить хорошее образование, то его также нужно получать на русском языке. Кроме того, русская культура - при всем моем уважении к другим культурам - является у нас единственной мировой культурой.
Но здесь мы не уникальны. Те же самые вопросы приходится решать США, Великобритании, Испании и большому числу стран, в которых есть доминирующий этнос. Единственный цивилизованный путь решения этой проблемы - взаимные уступки и разумные компромиссы. В Германии христианские демократы использовали понятие Leitkultur (ведущая культура), за что, конечно, разного рода левые не преминули их тут же обвинить в фашизме. Но всем тем не менее понятно: если турок живет в Германии, то он должен разговаривать на языке Гете и знать немецкую культуру. То же самое относится и к России. С другой стороны, самым разным общинам должны быть даны максимальные свободы для поддержания своей идентичности и развития своей национально-этнической культуры.
У нас, конечно, есть свои особенности. Россия - страна с имперской историей. И сейчас мы стоим перед выбором из нескольких возможных путей. Русский народ еще не до конца избавился от ряда имперских черт. До сих пор не ушла в прошлое советская идентичность. По сути, она является имперской, уходящей в глубь нашей истории. Вторая модель - это становящееся национальное государство. Это модель предполагает, что в стране сосуществуют различные этносы, но при господствующем - в определенном смысле - положении русских. Есть, наконец, и третья модель, которая для России нехарактерна. Это идентичность под лозунгом "Россия для русских", но истолкованным уже не в гражданском, даже не в этническом, а в расовом смысле. Все эти варианты возможны, но для меня будущее России связано с гражданским пониманием российской нации.
В качестве иллюстрации различия последних двух моделей приведу две фразы французских политиков. Это разные фразы, хотя на русском языке они звучат почти одинаково. Одна из них принадлежит де Голлю: "La France au francaises". Ее можно перевести: "Франция - французам". Вторая принадлежит Ле Пену: "La France pour les francaises" - "Франция для французов". В первом случае говорится, что Франция - для всех тех, кто принял французское гражданство, все ценности и всю историю Франции, которая, в конечном счете, примиряет даже самых непримиримых политических противников. Франция как нация открыта для всех. Она многого требует от них, но она же готова и сделать все для своих детей. Формула Ле Пена означает нечто совершенно другое. Она говорит, что Франция - только для "почвенных" французов, исключая прочих. Поэтому Ле Пен - это не де Голль.