• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олигархи поделятся с бедными студентами опытом

КоммерсантЪ. 2004. № 54. 26 марта

...Высшая школа экономики (ВШЭ), по словам ректора этого университета Ярослава Кузьминова, уже пять привлекает для преподавания представителей крупного бизнеса, но такой высокой концентрации известных бизнес-имен добилась впервые. Кафедру, на которой студентов станут обучать GR-технологиям (GR - government relations - включает как рутинное взаимодействие бизнеса с органами власти, например получение лицензий или прав на аренду, социальное обустройство территорий, на которые распространяется влияние конкретного бизнеса, так и профессиональный лоббизм), возглавит член наблюдательного совета компании "Ренессанс Капитал" Александр Шохин...

Вчера руководство Высшей школы экономики представило новую кафедру теории взаимодействия бизнеса и власти. На ней преподавать будут представители крупного бизнеса, а студенты учиться профессиональному лоббизму. Бизнесмены рассчитывают, что в ходе учебного процесса и сами поймут, как взаимодействовать с российской властью более эффективно.

Высшая школа экономики (ВШЭ), по словам ректора этого университета Ярослава Кузьминова, уже пять привлекает для преподавания представителей крупного бизнеса, но такой высокой концентрации известных бизнес-имен добилась впервые. Кафедру, на которой студентов станут обучать GR-технологиям (GR - government relations - включает как рутинное взаимодействие бизнеса с органами власти, например получение лицензий или прав на аренду, социальное обустройство территорий, на которые распространяется влияние конкретного бизнеса, так и профессиональный лоббизм), возглавит член наблюдательного совета компании "Ренессанс Капитал" Александр Шохин, а согласие преподавать в университете уже дали глава Альфа-банка Петр Авен, основатель и почетный президент "Вымпелкома" Дмитрий Зимин, зампред РСПП Игорь Юргенс, председатель совета директоров компании "Ренессанс Капитал" Олег Киселев.
Бизнесмены получат в университете профессорский статус, однако отрабатывать профессорскую ставку не станут. Их используют в качестве "приглашенных звезд", которые не столько читают лекции студентам, сколько рассказывают о собственных контактах с властью в форме ролевых игр и круглых столов. "Не нужно заставлять топ-менеджеров читать лекции студентам. Они ведь часто не умеют этого делать", - считает господин Кузьминов.
Подобный мастер-класс, по признанию будущих преподавателей, может выглядеть как постановка задачи, которую за время практического занятия придется решить студентам. Так, глава Альфа-банка, по признанию коллег по бизнесу, мог бы предложить ученикам разрешить ситуацию с привлечением в Россию компании British Petroleum, с которой сам некогда столкнулся. "Пусть студенты придумают, как заставить Владимира Путина для начала встретиться с Джоном Мейджором", - объясняет господин Киселев. "Или пусть разработают стратегию лоббирования закона об обороте сельхозземель в ситуации, когда коммунисты кричат, что продажа земель чревата гражданской войной", - продолжает бизнесмен.
По плану руководства ВШЭ кафедра станет пробным шаром: впоследствии она может перерасти в факультет, выдающий дипломы профессиональных лоббистов. Между тем участники презентации признались "Ъ", что трудоустроиться "по специальности" с подобным дипломом вряд ли удастся: в российских компаниях стратегиями переговоров с властью занимаются обычно сами топ-менеджеры.
Несмотря на готовность педагогов из бизнеса стать научными руководителями аспирантов ВШЭ, если те решат защищаться по теме новой кафедры, сомнение в научной ценности подобных работ все-таки есть. Отечественные топ-менеджеры признаются, что GR в России не существует. "Компании у нас редко делятся друг с другом стратегиями коммуникаций с властью. Решения, которые одни считают оригинальными, часто оказываются общим местом, кем-то уже использованными решениями, - считает господин Киселев. - Так что, обучая студентов, нам придется самим суммировать типичные бизнес-решения и фактически создавать теорию российского GR".
По мнению политолога Станислава Белковского, бизнесмен лукавит, говоря о желании создать "банк данных типовых бизнес-решений". "В нынешних отношениях бизнеса и власти много субъективного. Вступая с властью в личностные отношения, секретами этих отношений они никогда не поделятся ни друг с другом, ни со студентами". Впрочем, и сам факт преподавания "теории и практики лоббизма" в сегодняшней России господин Белковский считает странным: "Лоббизм до сих пор не переведен в легальные рамки, в стране не существует закона о лоббизме, не существует лоббистских каст. Как можно преподавать то, чего в стране не существует. С таким же успехом можно было бы обучать довольно субъективному искусству обольщения женщин".
Коллеги по цеху тоже не спешат поддерживать инициативу ВШЭ. Ректор Финансовой академии Алла Грязнова полагает, что вузы должны выпускать грамотных финансистов: "Хороший специалист всегда сможет доказать необходимость принятия того или иного закона, даже не будучи лоббистом".

Прямая речь
Чему олигархи могут детей научить?

Виктор Геращенко, депутат Госдумы, экс-председатель ЦБ России:
- Секретов они не откроют, но могут рассказать много интересного. Студенты должны понимать, что бизнес может развиваться только при соблюдении правил, законов и этики. Если их игнорировать, то проблемы неминуемы. А я лекции читать не пойду, я ленивый.
Борис Титов, сопредседатель "Деловой России":
- Многому, ведь они кое-чего достигли. Но на учебный предмет эта тема не тянет, потому что у них еще слишком мало такого опыта. А привлекать к преподаванию надо не только олигархов, в "Деловой России" тоже есть профессионалы. Сейчас у крупного бизнеса возникла проблема во взаимоотношениях с властью. Они могут ее решить только вместе со средним и малым бизнесом. Авторство концепции выстраивания взаимоотношений между бизнесом и властью принадлежит Шохину. Однако выстраиваться отношения должны на всех уровнях бизнеса.
Николай Харитонов, депутат Госдумы, председатель Агропромсоюза, экс-кандидат в президенты от КПРФ:
- Зарабатывать побольше денег для себя. Еще, пожалуй, как уходить от налогов. Но олигархи не знают реального сектора экономики, и им нельзя доверять преподавание политэкономии. Там ведь главное товар - деньги - товар, а олигархи понимают только деньги - товар - деньги.
Михаил Делягин, председатель президиума Института проблем глобализации:
- Организации корпоративного лоббирования - и, в частности, у президента. Но такие знания нашим студентам вряд ли пригодятся. Им скорее необходимы лекции, которые читал бы чиновник из профильного департамента. Мне трудно представить, как олигархи будут принимать экзамены или лабораторные работы по теме "Техника дачи взятки". Это понтовая задумка ВШЭ, чтобы улучшить имидж, а потом поднять плату за обучение.
Михаил Глуз, гендиректор Международного культурного центра имени Михоэлса, народный артист России:
- Если олигархи раскроют секреты своих отношений с властью, это будет бесценная информация для студентов. Но вряд ли, ведь тогда их попросят повторить урок компетентные органы. А плата за обучение, скорее всего, поднимется.
Сергей Красавченко, ректор Международного университета в Москве:
- Например, тому, как надо выстраивать отношения бизнеса с властью. Наши коллеги затевают полезное дело. Два года назад мы создали у себя спецкурс с участием представителей бизнеса и власти. Лекции читали Александр Жуков, Михаил Швыдкой, Игорь Юргенс, Владимир Евтушенков, Борис Титов. Очень хотели пригласить Ходорковского с лекциями о социальной ответственности бизнеса: он ведь не только бизнес строил, но и вкладывал деньги в образование.
Александр Проханов, главный редактор газеты "Завтра":
- Лояльности. Когда складывался класс олигархов, в основу деятельности они пытались положить концепцию национальных интересов, но остались компрадорской группой. После ударов Путина, когда одних он подчинил, других унизил, третьих посадил, олигархам и власти нужна новая концепция взаимоотношений. И в основе концепции - лояльность к власти. Через преподавание, через письма, в которых прослеживается тон просьбы, они декларируют свою лояльность к власти.