• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможны ли госзакупки без коррупции

КоммерсантЪ-Деньги. 14 марта 2011

Проректор ВШЭ Александр Шамрин комментирует федеральный закон "О госзакупках".

Опубликованная Минэкономики концепция законопроекта "О федеральной контрактной системе", который призван заменить действующий закон "О госзакупках", вызвала резкую критику Федеральной антимонопольной службы. Там сочли, что министерские новации не повысят эффективность госзакупок, а, наоборот, приведут к росту коррупции. Спорный законопроект столкнул друг с другом не только чиновников, но и экспертов.

Напомним, в ноябре прошлого года президент РФ раскритиковал закон о госзакупках: по его словам, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и откаты, составляют не менее 1 трлн руб. Ничего нового в этой критике не было. Федеральный закон N 94 "О госзакупках" с момента внедрения в практику в 2008 году вызвал негодование: ежемесячно в подразделения ФАС сыпались тысячи жалоб предпринимателей на нарушения в условиях и организации госаукционов, и сотни этих жалоб были признаны обоснованными. Большинство нарушений состояло в том, что госзаказчики старались всеми мыслимыми способами обойти закон: либо документация прямо указывала на товар конкретного производителя, либо характеристики заказа соответствовали единственному производителю. А журналисты и блогеры с помощью сайта госзакупок быстро выяснили, что чиновники без стеснения размещают аукционные заявки на дорогостоящие автомобили и роскошную мебель. Так, отличилась закупкой лимузинов администрация губернатора Челябинской области, которая приобрела три BMW 750 Li xDrive за 22 млн руб. из бюджета, а особенная любовь к позолоченным гарнитурам обнаружилась у чиновников Минобороны, Минфина и Рособоронпоставки.

Президент Медведев поручил до 1 апреля разработать новый вариант закона о госзакупках. Во исполнение этого распоряжения Минэкономики (МЭР) привлекло экспертов Высшей школы экономики, где разработали черновой вариант концепции законопроекта. Проректор ВШЭ Александр Шамрин, представляя проект, признал, что действующий закон ограничивает возможности для злоупотреблений, но создает проблемы для честного заказчика. И поэтому, пояснил проректор, "при написании концепции исходили из презумпции добросовестности заказчика". Концепция ВШЭ расширила виды госзакупок за счет открытых и закрытых двухэтапных конкурсов, электронных аукционов и одноэтапного конкурса с предварительным квалификационным отбором, а также "конкурентных переговоров". "Исходя из презумпции добросовестности заказчика закон о госзаказе вообще не нужен, достаточно Гражданского кодекса",— прокомментировали идею ВШЭ эксперты Института экономической политики (ИЭП) имени Е.Т.Гайдара. Смысл действующего закона, по мнению аналитиков ИЭП, именно в ограничениях, препятствующих злоупотреблениям, а неудобство закона для госзаказчика и есть цена антикоррупционного эффекта.

Однако в МЭР взяли на вооружение основные идеи разработчиков из ВШЭ. Кроме того, для размещения заказа МЭР, как и ВШЭ, предлагает в некоторых случаях ограничиться конкурентными переговорами, так министерство надеется отсечь от госзаказа поставщиков с плохой квалификацией, выигрывающих из-за низкой цены услуг. По логике действующего закона закупки государством товара или услуги по наименьшей цене наиболее эффективны. Идея МЭР и ВШЭ шире, чем создать новую редакцию закона "О госзакупках",— предполагается создание сквозной системы планирования, размещения и контроля госзакупок и госзаказа в целом, который должен осуществлять уполномоченный федеральный орган. Поэтому и законопроект в их версии получил название "О федеральной контрактной системе" (ФКС).

"Вместо того чтобы заниматься созданием межгалактической ФКС, следует сосредоточиться на правке действующего 94-ФЗ",— считает представитель ФАС Михаил Евраев. По его словам, вместо совершенствования работающего механизма МЭР "предлагает 1917 год — все разрушить и начать заново". Представитель ФАС заявил, что его ведомство уже подготовило пакет поправок, "учитывающих все претензии". В числе мер, предлагаемых параллельно и ФАС, и МЭР—ВШЭ,— спецпроцедуры для закупки дорогих товаров и предметов роскоши, а также ценовые нормативы для ведомств.

А пока эксперты и чиновники спорят о новой концепции закона, администрация Краснодарского края разместила заказ на услуги спутникового телевидения "НТВ-плюс" с пакетом "Ночной", включающим эротические телеканалы Hustler TV, "Русская ночь" и Playboy TV. Платить за эти услуги госзаказчик, разумеется, намерен бюджетными деньгами.