• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мы ближе, чем вы думаете

Деловой Петербург. 12 июля 2011

Профессор ВШЭ Эдуард Понарин о возможности преодолеть фундаментальные религиозные различия и разность ценностей и установок между народами.

Сентенции о том, что мы наблюдаем столкновение цивилизаций, что христианский и мусульманский мир настолько отличаются друг от друга, что их сосуществование невозможно, сейчас довольно распространены. Действительно ли фундаментальные религиозные различия и разность ценностей и установок между народами невозможно преодолеть?

Все не совсем так. Если смотреть собранные учеными эмпирические данные о проблеме, то зачастую принадлежность к единому государству, единой культуре влияет в большей степени на ценности людей, чем их религиозная принадлежность. Например, православные христиане Эфиопии и мусульмане Эфиопии по своим жизненным установкам гораздо ближе друг другу, чем к православным в России и мусульманам в Турции.

Православные грузины, например, по своему образу жизни, поведению и пониманию чести гораздо ближе к мусульманам Кавказа, чем к единоверцам в России. И причина тут, скорее всего, в том, что у этих народов общее политическое прошлое. Грузия входила в состав мусульманских империй, часть ее была в Персидской империи, часть в Османской. И влияние культур этих великих империй, безусловно, было сильным, как на Грузию, так и на другие народы Кавказа.

Согласно исследованиям, православные России по своим ценностным характеристикам ближе к христианам-протестантам, чем к христианам-католикам или мусульманам. Возможно, на это повлияло то обстоятельство, что в большинстве христианских государств была патерналистическая система, которая активно боролась с религиями и внушала мысль о том, что Бога нет и человек должен надеяться на себя, на свои силы, на разум и т. д. Протестанты же независимо от православных народов в результате собственных политических процессов пришли к тем же максимам.

Если говорить о ситуации внутри России, то, например, казанские татары, которые преимущественно мусульмане, в большей степени схожи с русскими, чем с мусульманами Северного Кавказа. Процессы модернизации в Волго-Уральском регионе, где живут татары, развитие промышленности, уровень образования прошли гораздо эффективнее, чем на Северном Кавказе. Теперь посмотрим на Турцию. По своим ценностям эта страна не отличается от стран Восточной Европы, и это объясняется политическими реформами, которые в Турции постоянно проводят начиная с 20-х годов XX века. Таким образом, ответ на вопрос, насколько велик разрыв между религиями, будет таким: политическая история, уровень промышленности, образования оказываются более существенными, чем принадлежность к той или иной религии.

Вывод о столкновении цивилизаций делать преждевременно. Историческое развитие неминуемо приведет к тому, что в мусульманском обществе будут проходить те же процессы, что и в западном мире.