• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как повысить престиж российского образования

ER.ru. Единый Российский Портал. 30 августа 2012

Накануне нового учебного года о проблемах и альтернативах развития российского образования, о качестве подготовки школьников и студентов, о необходимости нового закона «Об образовании РФ» рассказал ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов в ходе онлайн интервью в четверг, 30 августа.

1. Здравствуйте, Ярослав Иванович! Как вы считаете, сама ценность образования сейчас сохраняется или при огромном количестве коммерческих вузов это понятие осталось в прошлом?  // Юлия

Ценность образования, безусловно, сохраняется. Если вы посмотрите на социологические опросы о том, что является ценностью для российских граждан, то увидите, что образование будет в числе самых популярных ответов. Иметь хорошее образование, быть культурным человеком — это большая ценность для многих российских семей. И в этом есть некоторый исторический позитив для России. Серьезный урон высшему образованию был нанесен в 1990-е годы, когда мы видели массу профанаций в сфере образования, в то время нередко людей просто обманывали. Студенты не получали ни практических, ни фундаментальных знаний. Обман, связанный с образованием — серьезная потеря, потому что потраченное на образование время невозможно вернуть.

2. А может ввести налоги за обучение, на которые можно будет ремонтировать учебные заведения и привести в нормальное состояние школы?  // Артур

Образование — это ценность для общества. Мы с вами и так платим налог за обучение, потому что мы платим налоги вообще. Если Вы, Артур, собираетесь ввести дополнительные налоги на обучение, то с кого Вы их собираетесь брать, с тех, кто учится? Так это молодые люди, которые еще не являются налогоплательщиками. Если с родителей молодых людей, то тогда нам придется отказываться от того, что образование нужно обществу, а не только частному лицу.

3. Зачем нужно реформировать систему образования, ведь советская система была прочной и фундаментальной, а нынешние эксперименты и нововведения привели к тому, что московские вузы уже давно не входят в сотню лучших университетов мира. В чем мы так сильно отстаем от лучших мировых вузов?  // Илья

Образование всегда должно опережать действительность. Советская система образования была одной из лучших в мире, потому что она опережала тот уровень жизни и экономики, который был в 1950-е и 1960-е годы. Но реформировать образование нужно все время. Образование должно развиваться быстрее, чем общество, иначе оно станет ему не нужным. Сегодня российские вузы отстают от иностранных университетов в первую очередь в области научных исследований. Во всем мире университеты являются центрами научного знания. А у нас в советское время сложилось так, что наука — отдельно, а обучение — отдельно. Были, конечно, исключения в виде МГУ и ряда других вузов, но в основном наука финансировалась Министерством обороны или Академией наук. Сейчас мы пытаемся преодолеть это разграничение. Я уверен, что лет через десять российские вузы войдут в сотню лучших в мире.

4. Ярослав Иванович, добрый день! Хочу спросить у вас, как вы оцениваете нынешний уровень выпускников школ, особенно после введения ЕГЭ? Спасибо.  // Алена

Сегодня мы имеем дело с очень разными выпускниками школ. По сравнению с тем, что было 10-15 лет назад, школьники стали значительно лучше знать иностранный язык, но хуже — русский, стали лучше знать математику, но хуже физику и химию. По большому счету, наша школа сегодня — это школа 70-х годов. Если сравнить ее по структуре и предметам со школами стран-лидеров по качеству школьного образования (Финляндия, Южная Корея, Сингапур), то увидим, что мы страшно отстаем по креативным предметам, таким как социальные проекты, художественное творчество и так далее. В странах-лидерах творческие предметы занимают 15-20% школьного времени, а у нас 1%. Наша школа в основном построена на повторении. Вторая проблема российской школы — низкий уровень преподавания. Мы 20 лет держали школу на голодном пайке. Учителям платили 50-60% заработной платы от средней по региону, и естественно, что в школу пришло большое число откровенно слабых людей, которых больше никуда не взяли. Это явно не то, чего заслуживают наши дети. Последние инициативы Путина по восстановлению социального статуса учителя, когда он получает как минимум среднюю зарплату по экономике, позволят через 10 лет создать другую школу. К сожалению, не раньше, так как школа это инерционно меняющаяся система. Если говорить о ЕГЭ, то он как таковой на школу не повлиял. ЕГЭ повлиял на доступность качественного высшего образования. В вузах Москвы и Питера доля иногородних студентов выросла с момента введения ЕГЭ в три раза.

5. Здравствуйте, мне кажется, что с введением ЕГЭ коррупция из вузов переместилась в школы. Можно ли в современных условиях искоренить коррупцию в системе образования?  // Юрий

К сожалению, коррупция существует везде, и в вузах, и в школах. Это и покупка оценок, и покупка особого отношенияк себе, особенно в школах.Причина коррупции — это неэффективный контракт с учителем-преподавателем. Исходно низкие зарплаты привели в вузы и школы несоответствующих профессиональным стандартам людей. Эти люди — причина коррупции. Если мы хотим расстаться с коррупцией, мы должны восстанавливать адекватное профессиональное сообщество учителей и профессиональное сообщество ученых в вузах. Только профессиональное сообщество преподавателей сможет одолетькоррупцию.

6. Как Вы относитесь к тому, чтобы ЕГЭ сдавать только тем, кто будет поступать в вуз? Спасибо.  // Сергей

ЕГЭ — это самые минимальные требования по проверке знаний. Для того, чтобы получить тройку за ЕГЭ по математике, нужно решить четыре задачи с достаточно простыми арифметическими действиями. Как вы считаете, мы должны выдавать аттестат о среднем образовании человеку, который этих задач не решит? ЕГЭ — это экзамен, показывающий уровень минимальной компетенции школьника и отказываться от сдачи ЕГЭ, с точки зрения стратегического поведения, будет совсем неправильно.

7. Мне кажется, что сегодня в обществе непонятна роль педагога вообще. Вы согласны с тем, что педагог в высшем значении этого слова подменяется понятием «менеджер-управленец», происходит не реформа образования, а реформа экономики образования?  // Киреева

Роль педагога в обществе становится непонятной не из-за реформы образования, а из-за того, что мы потеряли качественного педагога, которыйявляется авторитетом для учащегося и его родителей. Сегодня учитель, к сожалению, потерял роль носителя истины. Смысл реформы экономики образования — это создать сообщество нормальных, болеющих за дело талантливых педагогов. Нужно оптимизировать структуру образования, ликвидировать те дыры в образовании, куда утекают бюджетные деньги. В школе в 9-11 классах до половины учащихся не посещают половину занятий и все об этом знают. Мы до сих пор не перешли к стандарту профильной школы, когда люди в школе занимаются тем, чем хотят заниматься. В профессиональном образовании практически половина вузов имеет большие проблемы с качеством, они не дают даже базы для профессиональных знаний. 25-30% студентов, поступающих на бюджетные места в вузы, имеют глубокую школьную тройку по профильным предметам. Проблема экономики образования очень проста — надо найти ресурсы, чтобы нормально платить нормальным преподавателям. Это самая главная базовая вещь. После этого имеет смысл рассуждать о реформе содержания образования, структуре и прочем.

8. Ярослав Иванович, закон об образовании, о котором много говорят, он для кого, в первую очередь? Для чиновников, чтобы контролировать систему образования или он будет учитывать интересы учителей и преподавателей?  // Елена

Смысл закона «Об образовании»— это расширение свободы людей, которые получают образование. Закон занимается регулированием определенных процессов, он объявляет что-то допустимым. Вот допустимым будет прикладной бакалавриат. Это когда человекпроучился в вузе два года и понял, что это не его, он получает за государственный счет подготовкупрофессиональной квалификации. Сегодня 64% студентов-бюджетников дневного отделения работают 24 часа в неделю, фактически они бросили учиться. Может быть, введение прикладного бакалавриата половину этих студентов вернет в вузы.

9. Как вы относитесь к разделению школьных предметов на обязательные и дополнительные, как школьник может сам выбирать предметы в 11-12 лет, если в 17 лет перед выпускным, многие совсем не понимают, куда им поступать?  // Иван

Мне кажется, что у нас многие не понимают, куда им поступать просто потому, что их не учили выбирать в школе. Наша школа не дает не только креативных предметов и нормального уровня иностранного языка, она еще не учит выбору. Школа должна обучать планированию своего времени, карьеры, будущего, и ученик должен понимать, что он несет ответственность за свой выбор. Я за то, чтобы школьник как можно раньше начинал выбирать какую-то часть предметов, которые предопределят дальнейшую траекторию его развития. Если мы научим людей выбору, то доля тех, кто блаженно не понимает, куда бы ему пойти после школы, существенно сократится. И, конечно, нужно отказываться от призывной армии. Последствия призывной армии для системы образования просто разрушительны, они создают массу неадекватностей в образовательной системе и очень дорого обходятся обществу

10. Здравствуйте. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы поднять престиж рабочих специальностей? Сейчас все стремятся получить высшее образование, и никто ничего не умеет! Попробуйте найти толкового строителя или слесаря, замучаетесь, нету их....  // Владимир

Мы должны снять с рабочих специальностей флер общественной неудачи. Если посмотреть на страны, которые добились экономического успеха — Германию, Францию и другие, то там человек, который работает руками, социально ничем не отличается от человека, который работает головой. В современном мире стирается грань между инженером и рабочим, рабочий становится не менее ценным специалистом, чем инженер, просто его образование — другое. Нам нужна система прикладных профессиональных квалификаций, подобие разрядов в советское время. Должна быть создана жесткая система независимой профессиональной оценки, когда человек раз в полгода подтверждает свою квалификацию.

11. Современная школа должна быть для всех? Нужно сохранять всеобщее полное обязательное образование или должны появляться адаптированные модели школ?  // Михаил

Полное среднее образование должно быть для всех, но его формы могут быть разными. К 14-15 годам человек уже должен захотеть изучать какие-то определенные предметы. Объем знаний и навыков, накопленных человечеством, сейчас такой огромный, что мы никогда все их не запомним ни за 10, ни за 20 лет. Поэтому очень важно, чтобы люди могли полюбить какую-то науку, увлечься ей. Чем раньше это произойдет, тем лучше. К тому же, наша страна ближе других подошла к рубежу всеобщего высшего образования. Наша тяга к высшему образованию — это тяга к нормальной социализации.

12. Добрый день! Ярослав Иванович, где вы берете кадры для своего вуза, выращиваете сами или переманиваете у других?  // Валентина

Россия — одна из стран, где не существует единого академического сообщества. Если мы посмотрим на западные страны, то там очень редко университеты берут преподавателей из своих студентов, как правило, это выпускники других университетов. Наша тяга самим себе выращивать аспирантов и ассистентов приводит к некой местечковости в науке. В последние 3-4 года мы стараемся нанимать преподавателей на международном рынке. Хотя, конечно, нам приходится брать и наших выпускников. Мы понимаем, если эти люди выбрали себе академическую карьеру и хотят остаться в России, то не так много мест, куда они могут устроиться на работу. В Вышке средняя зарплата преподавателя и научного сотрудника составляет порядка 80 тысяч рублей в месяц. Я очень надеюсь, что озвученные президентом планы финансирования программ фундаментальных исследований, программ интеграции образовательной и научной деятельности в вузах будут воплощены в жизнь нашим правительством. Тогда наши нынешние студенты уже будут выбирать из 5-7 мест работы, а наш вуз сможет приглашать к себе сильных молодых талантливых выпускников других университетов.

13. Как вы считаете, 100 баллов ЕГЭ говорят об одаренности италантах ребенка? А если ребенок плохо сдает ЕГЭ, но побеждает на олимпиадах, здесь как оценивать?   // Ирина

Мы проводили много исследований на эту тему — как победители олимпиад сдают ЕГЭ. Для нашего университета разница между результатами ЕГЭ и олимпиадой составляет 2 балла. Не бывает так, чтобы человек, выигравший олимпиаду по истории, сдал бы ЕГЭ по истории на 35 баллов. 50-60% вопросов ЕГЭ — это проверка знания фактуры. Я, кстати, выступаю за то, чтобы у школьника была возможность несколько раз пересдавать ЕГЭ, тогда мы сможем снять психологическое давление на выпускника, когда он понимает, что от экзамена зависит его будущее, по крайней мере, жизнь в ближайший год.

14. Из вашего вуза выходит много госчиновников. Как вы относитесь к запрету для российских чиновников обучать своих детей заграницей?  // Семен

Я считаю, что такой запрет не имеет никакого отношения ни к патриотизму, ни к борьбе с коррупцией. Это показывает только нашу неуверенность в себе. Есть очень простой метод борьбы с коррупцией — независимый справедливый суд. Нужно заняться созданием нормальных институтов, которые необходимы для существования правового государства.

 

Источник: http://er.ru/interview/2012/8/27/yaroslav-kuzminov/