• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Добрый взгляд на капитал

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 2003. № 1. 10 января

В ГУ-ВШЭ прошла научно-практическая конференция "Новая экономика - Новое общество - Новое государство"

Все в нашей жизни взаимосвязано: меняется общество - меняется экономика... Хотим, чтобы такие перемены были добрыми? Значит, надо по мере сил и возможностей влиять на них. Ученые некоторых отечественных вузов уже сегодня готовы предложить властям свои наработки в этом направлении.
Так, например, специалисты ГУ-Высшая школа экономики ведут исследования, которые помогут не только выявить наиболее серьезные проблемы современного развития общества, но и могут стать основой рекомендаций правительству по обновлению экономической политики нашей страны. Об этом шла речь на научно-практической конференции "Новая экономика - Новое общество - Новое государство", которая состоялась в ГУ-ВШЭ при поддержке Фонда "Новая экономика" с участием представителей Министерства экономического развития и торговли, Министерства по связи и информатизации, Министерства промышленности, науки и технологий и Министерства образования, а также Международного банка реконструкции и развития и Организации экономического сотрудничества и развития.
По мнению специалистов ВШЭ, сегодня "новая экономика" - это отрасли с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала, такие, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), образование, наука и интеллектуальные услуги (консалтинг).
Как отметил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, эти отрасли сейчас дают 8-9 процентов ВВП и являются наиболее динамичным элементом современного хозяйства. А чтобы Россия смогла сохранить за собой статус великой державы, долю "новой экономики" следует увеличить до 15-20 процентов ВВП. Причем все вопросы кадрового и инфраструктурного обеспечения в этом случае должны решаться непременно с участием государства. Пока же мы имеем, с одной стороны, бюджетное содержание науки и образования, не связанное с их эффективностью, а с другой - полное неучастие государства в развитии ИКТ и интеллектуальных услуг. Чем это чревато, не стоит объяснять...
Для решения этих и других вопросов современной экономики необходимо прежде всего построить комплексную систему совместного финансирования образования и ИКТ бизнесом и государством. Она поможет поддержать инвестиционные цепочки, которые транслируют инновации и кадры в производственный сектор. Пока же КПД государственных вложений в ИКТ крайне низок. По оценке Я.Кузьминова, примерно половина бюджетных средств, выделяемых для этих целей из госбюджета, растрачивается впустую. Многие министерства и ведомства используют современные технологии лишь в своих собственных интересах, например, для автоматизации документооборота или существующего порядка работы. Хотя одна из главных целей таких ИТ-новинок - служба на благо общества: увеличение прозрачности госструктур, сокращение численности чиновного аппарата. С точки зрения отдачи от инвестиций в ИТ-отрасли, проектирование информационных систем должно сопровождаться и разработкой концепции совершенствования оргструктуры ведомства с учетом будущих, а не только текущих потребностей общества.
Рынок интеллектуальных услуг уже сегодня позволяет вывести некоторые обслуживающие функции, такие, например, как финансово-бухгалтерская или информационная, за пределы госаппарата. Это позволит сократить численность госслужащих на 25-30 процентов и получить 15-процентную экономию бюджетных средств. Координация затрат на создание специфического программного оборудования для бюджетных пользователей и их обучение (в рамках различных программ) поможет серьезно сэкономить средства налогоплательщиков. А это одна из основных задач ФЦП "Электронная Россия".
Как было отмечено на конференции, совершенствование законодательной базы, регулирующей сферу ИКТ, остается и сегодня одним из самых больных вопросов. Очень часто административные барьеры - сертификация, лицензирование, регистрация - столь велики и избыточны, что преодолеть их не представляется возможным. Эти преграды иногда носят и запретительный характер, увеличивая затраты предприятий, мешают их выходу на рынок.
Закон об электронно-цифровой подписи, о котором так много спорили и на который возлагались столь большие надежды, спустя девять месяцев после его принятия все еще не работает - нет необходимых подзаконных актов. Внесенный правительством в Госдуму РФ проект поправок к закону "О связи" не решает большинство таких проблем, как, например, неэффективность модели установления тарифов на телекоммуникационные услуги. Принятая в 2001 году "Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг РФ до 2010 года" так и не обрела до сих пор черты конкретного плана действий.
Чтобы постараться сдвинуть решение проблем законотворчества в ИКТ-области, эксперты ГУ-ВШЭ предлагают значительно усложнить процедуру принятия нормативных актов, предполагающих новые ограничения. Для этого, по их мнению, стоит постараться создать на базе ведущих российских вузов инновационную структуру, сформировать систему сбора и распространения информации о "лучшей практике" работы организаций бюджетного сектора, органов власти и предприятий, которые уже умеют обеспечивать быстрое распространение самых эффективных инноваций.