• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты подготовили 250 ответов на самые частые вопросы о реализации Закона «Об образовании в РФ»

Первое сентября. 17 февраля 2014

Школьная администрация, управляя учебным заведением, лавирует между многими «подводными камнями». С начала учебного года в ее работе прибавилась еще одна трудность — необходимость применять новый Закон «Об образовании в РФ». Сегодня в сети действует ресурс, который позволяет завучу, директору школы, а также всем заинтересованным учителям напрямую обращаться к столичным экспертам с вопросами по применению закона. Рассказывает Артемий Рожков, заместитель директора Института образования, директор Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ-ВШЭ, руководитель портала 273-фз.рф.

 Существуют порталы, сайты и форумы для педагогов, завучей, директоров школ, руководителей образования… Почему возникла нужда еще в одном?

 Наш портал «273-фз.рф» адресован не обучающимся, не родителям и даже не отдельным учителям, а тем, кто управляет системой образования и конкретными образовательными организациями. Как мы убедились, даже эти люди, реализующие в своей профессиональной деятельности Закон «Об образовании в РФ», зачастую не знают, что принят тот или иной подзаконный акт. Либо прочитали его не до конца, либо получили некорректный комментарий от кого-либо в региональных ИПК или органах управления образованием. Либо воспользовались слухами и высказываниями, которые услышали из непрофессиональных СМИ. Сейчас на портале подобраны 250 ответов на часто задаваемые вопросы о реализации закона. Кроме того, размещен текст Закона «Об образовании в РФ» со всеми дополнениями и с гиперссылками на подзаконные акты. Можно прочесть все письма Минобрнауки России, которые направлены на разъяснение отдельных норм закона. Можно позвонить на «горячую линию», получить компетентный ответ, и все эти звонки затем разбираются экспертами. Так что призываю пользоваться этой информацией. На портале все бесплатно.

 Новый закон до сих пор кажется многим чрезвычайно громоздким и трудным для использования. Иногда руководители школ просят от управленцев инструкцию по его применению в той или иной ситуации и получают ответ: «Мы не знаем, потому что по данной норме нового закона до сих пор нет подзаконного акта». Как школа должна поступать в такой ситуации?

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, является законом прямого действия. Его нормы применяются и при отсутствии разработанных и принятых Правительством РФ и Минобрнауки России подзаконных нормативных актов. Действительно, отдельные подзаконные акты не приняты на сегодняшний день, но нельзя сказать, что это парализует работу.
В новом законе есть специальная оговорка о том, что подзаконные нормативные акты, принятые ранее по старому закону РФ «Об образовании», продолжают действовать в части, не противоречащей новому закону и принятым в соответствии с ним подзаконным актам.

 Иными словами, если старая инструкция, данная департаментом образования, не противоречит статьям нового закона, то директору школы не надо просить у управленцев новую инструкцию, а просто использовать ту, которая уже есть?

 Да, директор школы может поступить именно так. Такое правило применяется в настоящее время, например, в отношении ФГОС общего образования, изменения в которые в соответствии с новым законом пока не внесены.

 Часто спрашивают, почему Мин­обрнауки РФ не успевает в нужный срок подготовить новое Положение по тому или иному вопросу (чтобы потом в регионах управленцы сделали на его основе инструкцию для школ). Разве министерству не хватает времени? Ведь новый Закон «Об образовании в РФ» подписан президентом более года назад!

— Подготовка подзаконного акта — это длительная работа. В ее ходе осуществляется общественное обсуждение проектов подзаконных актов, во-первых, на сайте Минобрнауки России, во-вторых, на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Затем акты проходят антикоррупционную экспертизу и регистрацию в Минюсте, которая зачастую длится два-три месяца. Это объективные обстоятельства, которые замедляют ход процесса. Но они же позволяют исключить из итогового документа ошибки и непродуманные нормы, которые впоследствии все равно потребуют изменений.

Должен сказать, что даже после утверждения того или иного акта Минобр­науки России реагирует на все вопросы, которые поступают с мест. Например, в первоначальной редакции Положения о порядке осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам была включена такая деталь: организации, реализующие эти программы, обязывались изготавливать удостоверения о повышении квалификации на предприятиях Гознака (как защищенную полиграфическую продукцию). Это долго, сложно, дорого. Министерство прислушалось к замечаниям и внесло соответствующие изменения в нормативный акт. Вы можете возразить, что это мелочь, но именно такие мелочи в практике работы управленцев системы образования очень важны.

В целом по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» уже принят основной блок подзаконных нормативных актов уровня Правительства РФ и Минобрнауки России. Принят порядок осуществления образовательной деятельности по большинству видов образовательных программ. Приняты и 3 февраля 2014 года зарегистрированы Мин­юстом нормативные акты о порядке проведения государственной аттестации за 9 и 11 классы, включая порядок проведения ЕГЭ. Правительством РФ утверждено Положение о лицензировании и госаккредитации, а Министерством утверждены новые формы лицензии на осуществление образовательной деятельности.

 Новый закон начал действовать с осени прошлого года, а в него уже вносятся изменения. Иногда задают вопрос: зачем было публично обсуждать и принимать закон, если уже назавтра его статьи изменяются? И кстати, не факт, что педагогическая общественность первой узнает об изменениях…

 Закон «Об образовании в РФ» определенным образом изменяется, где-то уточняется, но никаких существенных изменений в него не вносится. (Разумеется, если под «существенными изменениями» иметь в виду, скажем, слухи об отмене бесплатного образования.)

Большинство изменений связано с принятием иных отраслевых законов (например, по вопросам защиты персональных данных, охраны здоровья граждан, обеспечения транспортной безопасности). Они потребовали изменений и в сфере образования.
Кроме того, важны изменения, внесенные Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 11-ФЗ. В новом законе не было прямой нормы, которая предусматривала бы (как это было ранее) право на обучение в магистратуре за бюджетный счет для лиц, имеющих высшее образование и квалификацию «дипломированный специалист» (это те, кто обучался по старым ГОС, еще до введения двухуровневого высшего образования). Требовалась четкая норма, которая снимала бы различные толкования. Соответствующая норма появилась в ст.108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и дополнила те переходные положения, которые уже существовали. Теперь нет никаких разночтений: учитель или директор школы, отучившиеся в вузе 5 лет и имеющие квалификацию «дипломированный специалист», могут поступить в магистратуру и обучаться в ней бесплатно. Это не будет считаться для них вторым высшим образованием.

Еще одна поправка внесена по детям-сиротам: для них до 2017 года сохраняется льгота по поступлению на программы бакалавриата и специалитета.

И к вопросу, как первым узнать об изменениях в законе… Можете заходить на наш портал. Здесь отображаются все поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с комментариями экспертов.

 Какой вопрос посетители портала задают вашим экспертам чаще всего?

 Сегодня один из первых вопрос по лицензированию. К сожалению, новое положение о лицензировании не очень удачно. Оно имеет целый ряд позиций, которые возвращают систему лицензирования на пять–семь лет назад, к жесткому контролю лицензирующих органов, проверки «всего и вся». А это на самом деле упраздняет изменения, которые были наработаны в системе лицензирования за последние годы в рамках оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования еще в 2010 году. Противоречит это и нормам, которые содержатся в 91 ст. закона. Новые нормы по лицензированию требуют выработки правоприменительной практики и принятия новых подзаконных актов.

 С какими проблемами может столкнуться сегодня директор школы? Что ему надо сделать в первую очередь, чтобы его не обвинили в нарушениях нового закона? Ведь в силу объективных причин какие-то нормы закона он себе не очень ясно представляет…

 Директору образовательной организации нужно прежде всего произвести подробный анализ локальных правовых актов, которые действуют в его школе. Если Устав школы можно изменять до 1 января 2016 года, то вся текущая правовая деятельность школы, ее локальные акты должны соответствовать закону с момента его вступления в силу (то есть с 1 сентября 2013 года). Кроме того, директор должен помнить: новый закон предоставляет большие права образовательной организации. Он практически исключает какое-либо влияние на содержание образования органов, осуществляющих управление в сфере образования. У нас есть федеральные государственные образовательные стандарты. Школа в пределах этих стандартов и в соответствии с их требованиями разрабатывает свою образовательную программу, реализует ее, определяет и формы, и методы промежуточной аттестации, ну и, конечно, регулирует эти вопросы в своих локальных правовых актах.

 А нет ли противоречия между жесткостью лицензирования и свободой образовательной деятельности?

 Лицензирование определяет только материально-технические условия осуществления образовательной деятельности. Лицензионные процедуры не устанавливают требования к программам. Эти требования у нас определены в стандартах. А стандарт сегодня (выполнение которого проверяется процедурами государственной аккредитации и государственного контроля качества) допускает большие творческие возможности образовательной организации по его реализации.

 Каких последствий следует ждать директору школы, если комиссия установит, что локальные акты его школы не соответствуют новому закону?

 Если в эти документы не внесены формальные изменения, а практика правоприменения в школе соответствует новому закону  это не самое страшное. В рамках проверок по соблюдению закона может наступить административная ответственность, директору может быть вынесено предписание внести изменения в локальные акты. Гораздо хуже, если директор продолжает действовать в рамках старого закона. Например, принимает на обучение в школу по форме семейного образования или экстерната. Эти формы обучения не предусмотрены новым законом. Семейная форма образования  это форма получения образования вне образовательной организации. Вопросы по семейному образованию задаются часто. Поэтому у нас на портале вывешены подробные консультации, в том числе разъяснительное письмо  рекомендации Мин­обрнауки. Думаю, если коллеги познакомятся с этими материалами, то абсолютное большинство вопросов по семейному образованию будет снято.