• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиада - золотой ключик?..

Учительская газета. 1 ноября 2011

Итоги заседания Российского совета олимпиад школьников

Зачастую победа в олимпиадах становится золотым ключиком, открывающим заветную дверь в высшее учебное заведение. На сегодня, как известно, существует 77 различных олимпиад, проводимых вузами. Традиционно на протяжении многих лет также проводится Всероссийская олимпиада школьников. Ее организатор - Минобрнауки РФ. Насколько равноценны эти олимпиады, какими вообще они должны быть, чтобы выявлять по-настоящему одаренных ребят? Об этом шел разговор на заседании Российского совета олимпиад школьников под председательством ректора МГУ имени М.В.Ломоносова академика Виктора Садовничего.

Виктор САДОВНИЧИЙ, председатель Российского совета олимпиад школьников, ректор МГУ:

Важно отобрать самых талантливых

Олимпиады должны проводиться на высоком, качественном уровне. Весь вопрос в том, как производить отбор из тысяч, чтобы такими сильными были в итоге все олимпиады, дающие льготы при поступлении в вузы. Такие льготы имеют всего 2-3 процента поступивших. Поэтому нельзя говорить об олимпиадах как о некоем способе поступления в вуз. Речь идет об отборе самых талантливых.

Еще только начинал работать наш совет, но уже тогда поступило предложение создавать консорциумы вузов для проведения олимпиад, и сегодня во многих регионах (Москва, Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Краснодар, Новосибирск, Томск, Казань, Челябинск, Пермь, Нижний Новгород) созданы различные мощные олимпиадные центры. В этих регионах ведущие вузы интегрировали под своей эгидой множество региональных олимпиадных инициатив, подводя их под необходимый знаменатель качества. Сформированные межвузовские консорциумы открыты для сотрудничества с региональными органами власти и крупными корпорациями. Например, олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в будущее" проходит при участии Росгоскорпорации "Роснано", олимпиада МИФИ - при участии Росатома, Департамент образования Москвы участвует в организации четырех олимпиад. Благодаря этому олимпиады стали частью образовательного процесса России.

Олимпиады изменили характер академической мобильности их участников: если раньше значительное количество дипломантов были ориентированы на столичные вузы, то теперь мы наблюдаем другие траектории победителей - региональные и даже международные. Например, в олимпиаде "Будущее Сибири", которая проводится под эгидой Новосибирского технического госуниверситета, участвуют ребята из Белгородской области и Башкортостана. В Менделеевской олимпиаде (МГУ) и Межрегиональной олимпиаде (ВШЭ) все больше ребят из стран СНГ. С другой стороны, крупные вузы развивают региональные олимпиадные площадки, например, олимпиада "Ломоносов" имеет 18 таких площадок.

Олимпиады выявили уникальных дипломантов, которые принимали участие и победили в большом количестве предметных соревнований. Мы фиксируем эти достижения, и успех таких ребят нас впечатляет. Конечно, мы должны понимать, что с ростом популярности олимпиад растет и наша ответственность за качество и честность этого соревнования. Нам нужны олимпиады, которые абсолютно безукоризненны, которым верят. Как только мы сделаем олимпиады уязвимыми в каком-то направлении, пусть даже и для предвзятой критики, они не выполнят своей задачи. Нам необходимо честное интеллектуальное соревнование, а не что-то другое. Поэтому нужно совершенствовать механизмы проведения олимпиад, приблизиться к международным правилам.

Я считаю, что олимпиады должны иметь государственную поддержку - проводить их на энтузиазме становится трудно, и нужны хотя бы небольшие средства, может быть, в виде грантов. Мы проявляем строгость в отборе заявок на проведение олимпиад: в 2008 году их было 120, в 2009 году - 87, в 2010 году - 77, в этом году, видимо, в перечень будут включены 78 предметных олимпиад. Мы предложили в этом году "сжать" льготу для победителей олимпиад: она должна действовать при поступлении только в один вуз, а не в пять, как было раньше.

Юрий СОЛОНИН, председатель Комитета Совета Федерации РФ по образованию и науке:

Поддержка государства должна быть постоянной

Меня больше всего интересует вопрос о законодательной поддержке проведения олимпиад. Сегодня мы имеем третью редакцию законопроекта "Об образовании в РФ", поэтому нужно внимательно проанализировать его текст и убедиться, что все в нем предусмотрено для законодательного обеспечения олимпиадного движения, для поддержки организаторов, для решения проблем финансирования. Я тоже считаю, что поддержка государства должна быть постоянной и не зависящей ни от каких конъюнктурных обстоятельств.

________________________

Информация к сведению

Российский совет олимпиад школьников предложил в качестве перспективных задач для определения форм государственной поддержки олимпиад:

- развитие и укрепление олимпиадных центров в регионах РФ, расширение географического и возрастного охвата школьников олимпиадным движением как фактора обеспечения единого образовательного пространства;

- обеспечение равной доступности олимпиад школьников для граждан РФ вне зависимости от места проживания, материального положения и возможностей здоровья;

- развитие научно-методической базы олимпиадного движения для повышения качества и творческого характера олимпиадных задач;

- развитие системной просветительской работы организаторов олимпиад школьников с учащимися школ.

________________________

Владислав ЕРОФЕЕВ, победитель 13 предметных олимпиад по математике и физике, студент первого курса мехмата МГУ:

Привлекает нестандартность

Участвовать в 13 олимпиадах, в том числе во всероссийских олимпиадах по физике и математике, меня, конечно, никто не заставлял. Я шел на это потому, что на олимпиадах предлагают решать интересные задачи. Это как соревнование: когда выигрываешь, приятно сознавать, что можешь что-то сделать. Конечно, хорошо, что олимпиады дают льготы при поступлении в вуз, но нельзя сказать, что это проще, чем готовиться к ЕГЭ. Я тратил на подготовку к олимпиаде много времени, и считаю это правильным, поскольку такая работа не только дает какие-то знания по школьной программе, но и расширяет их объем, дает умение решать нестандартные задачи. А ЕГЭ по математике я сдал на 94 балла, по физике - на 92 балла.

Александр НЕКИПЕЛОВ, вице-президент РАН:

Главное - качество

Ключевой вопрос - качество олимпиад. Мне кажется немного странным, что мы говорим о том, что олимпиады не способ поступления в вуз. Есть некое противоречие: если мы добиваемся льгот для победителей олимпиад, затем анализируем, как они поступили в вузы и там учатся, то почему мы не считаем, что это способ для поступления? Нет ничего плохого в том, что это один из путей поступления в вузы, если он довольно хорошо отработан. Главное в том, нет ли здесь дискриминации, любой ли школьник имеет право и возможность воспользоваться этим способом. Еще один момент: мне кажется, что сложную действительность невозможно описать лишь системой показателей. Поэтому, какая бы система критериев или показателей ни была, обязательно будут случаи, которые нарушат правила игры. Поэтому не надо постоянно менять критерии. Дело в том, что идеальной системы мы все равно не получим, а создать неразбериху сможем. Можно договориться о том, чтобы давать льготы при поступлении в вуз тем, кто участвовал в двух олимпиадах, но в принципе есть ограничение количества победителей. Все это нужно серьезно обсудить. А то, что необходимо делать упор на качество заданий, абсолютно несомненная вещь.

________________________

Информация к сведению

Для включения олимпиад в перечень их отбор осуществляется в соответствии с такими требованиями:

- творческий характер олимпиадных заданий и других видов испытаний;

- обеспечение свободного доступа лиц к участию в олимпиаде;

- обеспечение свободного доступа к информации о регламенте проведения олимпиады, олимпиадных заданиях и других видах испытаний, о составе участников, победителей и призеров и иным сведениям о проведении олимпиады;

- наличие у организаторов олимпиады необходимых организационных, методических, кадровых, материально-хозяйственных, финансовых ресурсов, а также опыта проведения олимпиад.

________________________

Максим ДУЛИНОВ, заместитель министра образованияи науки РФ:

Прежде всего высокий уровень и авторитетность

Олимпиады школьников прочно вошли в нашу систему работы с одаренными детьми. К ним нужно подходить ответственно и серьезно, чтобы ни у кого не возникало сомнений в авторитете и высоком уровне их проведения. Что касается единой всероссийской системы поиска и поддержки одаренных детей, то создана рабочая группа под председательством помощника Президента РФ Аркадия Дворковича. Здесь очень важно кроме такого глобального мероприятия, как олимпиады школьников, проводить еще и работу вузов с учащимися начиная с 9-го класса. Положение об ограничении льгот для победителей Всероссийской олимпиады включено как поправка в проект закона "Об образовании в РФ".

Лео БОКЕРИЯ, академик, член Российского совета олимпиад школьников:

Двери в новый мир

Очень часто приходится слышать, что олимпиады мешают детям учиться, отвлекают их от школьной программы, дети слишком устают от подготовки к интеллектуальным соревнованиям. Я с этим не согласен, так как физическое здоровье человека, особенно в молодом возрасте, невозможно без социального здоровья в обществе. Сегодня мы, к сожалению, обладаем страшной статистикой о наркозависимости, жертвах тоталитарных сект, алкоголизме - стремительно молодеет поколение, которое поражено этими пороками. Если говорить объективно, то мы теряем молодежь именно в школьные годы. Олимпиады в этом смысле заполняют вакуум возможностей для самореализации и открывают двери в новый мир - мир образования и науки, ориентируют детей на знания, формируют профессиональные интересы, закаляют человека так же, как занятия спортом.

Олимпиада для школьника шанс заранее встать на самостоятельный путь развития. Мы должны никого не упустить, даже тех детей, что имеют ограниченные возможности здоровья. При поддержке детей-инвалидов нужно соблюдать определенный баланс. Мы прекрасно знаем, что эти дети серьезны, целеустремленны, усидчивы, профессионально ориентированы, они имеют определенную мечту (кем стать, какую область знаний выбрать). В этом смысле должны быть единые общие подходы к подготовке и участию всех детей в олимпиадах, но с точки зрения физической доступности для детей-инвалидов должны быть созданы условия безбарьерной среды. Самое главное - таких детей нужно сопровождать на всем их творческом пути, вузы должны обеспечивать для них доступность в аудитории, библиотеки, общежития.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики:

Уточнить критерии оценки

У нас было 25 заявок на проведение олимпиад по информатике, из них 8 мы одобрили. Если вспомнить прошлый год, то таких заявок было 28, и мы одобрили из них 8. Мы предлагаем тем, кто собирается включиться в работу по организации олимпиад, давать новые заявки раньше - до 1 декабря, тогда мы могли бы проводить мониторинг. На мой взгляд, весьма спорно присваивать уровни олимпиад в мае - это поздно, ведь тогда наше решение ни на что не влияет. Можно, наверное, оценивать уровень олимпиад превентивно. Кроме того, я думаю, что нужно уточнить критерии оценки заявок.

________________________

Это важно

Подать результаты олимпиад можно только в один вуз, а не в пять.

 Всероссийская олимпиада школьников дает бессрочные льготы в отличие от вузовских.

 На сайте Минобрнауки РФ есть приказ "№"1162 от 16 ноября 2010 года, включающий в себя перечень 77 вузовских олимпиад 2010-2011 учебного года.

________________________

Александр ЧУБАРЬЯН, академик РАН:

Доминируют задания тестового характера

Олимпиадное движение состоялось, в том числе и при приеме в вузы, как массовое выявление талантливых молодых людей. Но на опыте проведения олимпиад по истории все-таки я вижу проблему повышения их качества. Это в большой мере зависит от организаторов. Не знаю, как по другим предметам, но по истории мы наблюдаем превалирование заданий тестового характера, тогда получается, что олимпиада - некое приложение к ЕГЭ, а так быть не должно. Организаторы олимпиад по истории должны делать упор на выявление творческих способностей людей, умения мыслить, сопоставлять явления. Олимпиада должна стать заметным событием именно для выявления одаренных людей. Акцент на качество проведения олимпиад должен стать главным в нашей работе.

Николай ПУСТОВОЙ, председатель Совета ректоров Сибирского федерального округа, ректор Новосибирского технического университета:

Не забывайте о младших школьниках

Мы проводим большую олимпиаду в нашем регионе, в которой участвуют школьники 14 субъектов РФ и двух республик. Может быть, в плане поднятия творческой активности школьников нужно опускаться в более младшие классы? В любом соревновании если выборка кандидатов будет больше, то качество будет выше. Поэтому я думаю, пусть юноши и девушки участвуют в олимпиадах два-три года, а мы должны развивать интерес к олимпиадам в 5-6-7-х классах. Когда-то на ВДНХ проводили соревнования по творчеству школьников, вручали лучшим золотые и серебряные медали, что привлекало к этим соревнованиям все больше и больше ребят. Этим сегодня надо заниматься и нам.

________________________

Информация к сведению

Во исполнение решения Комиссии при Президенте РФ по развитию системы поддержки талантливых детей и молодежи, совершенствованию проведения ЕГЭ под председательством Сергея Нарышкина силами Российского союза ректоров будет проведено исследование внутривузовского сопровождения одаренной молодежи для внедрения во всех вузах России его успешных форм.

________________________

Алексей ДЕМИДОВ, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета технологии и дизайна:

Материальные затраты - серьезное испытание

Из 77 олимпиад прошлого года было немного тех (всего три), что с полным правом можно было бы назвать особо творческими, поскольку в них участвовали те, кто предполагает быть либо дизайнером, либо проектировщиком интерьеров, либо архитектором, либо скульптором. У этих олимпиад есть безусловные особенности. Есть проблема компенсации транспортных расходов, потому что приезжать, например, в Петербург, жить там неделю во время школьных каникул во время очного заключительного тура (наш университет бесплатно разместил 300 человек) для семей очень материально затратно. Мы с этим справились, но материальная поддержка в дальнейшем, конечно, нужна. В прошлом году были представлены 68 регионов, и это при том условии, что для олимпиады первого уровня необходимо участие не менее 15 регионов. В этом году такой охват во многом был обусловлен тем, что было хорошее информационное обеспечение, мы применили даже ноу-хау. Дело в том, что по условиям олимпиады до 5 работ по рисунку, живописи, композиции и истории нужно было загрузить на сайт в определенном формате, но практически помочь нам с готовой платформы для такого отборочного тура никто не смог. Поэтому мы создали свою платформу, система работала так, что участник олимпиады при загрузке мог зарегистрироваться, получить свои логин и пароль. Одновременно система шифровала работы, они приходили обезличенные. Это все обусловило широкую географию участников из регионов России. Что касается очного тура, то в течение недели детям из всей страны нужно было быть в Петербурге. Обстановка была очень творческой, ребята не ставили задачу поступления в вузы, это помогало выявлять просто одаренных школьников. Но есть юридическая проблема: олимпиада для школьников, но в ней участвуют и учащиеся колледжей, те, кто окончил школу год-два назад (в числе призеров и победителей они оказаться не могут). Масса случаев, когда ребята не поступили в вуз в первом году, но тем не менее их творческий интерес не стал меньше.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Высшей школы экономики:

Расширить круг предметов

Совершенно очевидно, что наша система олимпиад сейчас приобрела определенную устойчивость - 12% вузов зачисляют студентов по итогам олимпиад, это те вузы, что инновационно активны, ведут исследовательскую работу и при этом работают со школьниками, ищут талантливых. Система олимпиад, если хотите, стала в высшей школе позитивным инструментом селекции. Но каким образом нам нужно ее развивать?

Мы давно говорим, что в олимпиадах нам нужен более широкий круг предметов, нежели школьный. Олимпиада не должна только дополнять ЕГЭ и идти по тем предметам, которые существуют в школе, так как это не стимулирует тех ребят, которые интересуются предметами, выходящими за пределы школьной программы, ставит в совершенно неравноправное положение инженерные, медицинские, аграрные вузы, то есть те высшие учебные заведения, предметы которых непосредственно в школе не представлены. Экономисты и юристы пробили себе место под солнцем, есть поручения о введении олимпиад по таким предметам, как социология, политология, лингвистика, маркетинг и менеджмент. Уже несколько лет у нас нет олимпиад по менеджменту и предпринимательству, а это огромный круг деятельности современного общества. Нам нужно и в отношении инженерных предметов, и таких, как философия, прямо не представленных в средней школе, дать возможность заинтересовать ребят начиная с 8-9-х классов, тогда мы сильно улучшим качественный состав соответствующих факультетов. Я убежден, что начинать проведение олимпиад нужно раньше.

Основной риск олимпиад - это отношение к ним в обществе как к средству поступления в вузы. Мы знаем, что к олимпиадам начали готовить так же, как к ЕГЭ, и это большой риск для нашей деятельности. Я предлагаю установить порядок, при котором мы объявим: для победителей олимпиад начиная с 2013 года обязательно участие в них как минимум в течение двух лет, а с 2014-го - в течение трех лет, и признавать будем только те олимпиады, которые имеют достаточно массовые туры для 7-8-классников. Понятно, что те или иные направления будут в меньшей степени готовы к этому, что они могут быть сосредоточены только в старших классах, но мне кажется, что Совет олимпиад может по тем или иным направлениям принять отдельные решения.

Нам нужно улучшить олимпиады как систему оценки знаний, увеличить долю творческих и оригинальных заданий, потому что есть расхождение между возможностью точно измерить (особенно на предварительных турах, где олимпиада фактически сходится с экзаменом) и необходимостью найти именно неординарные творческие элементы мышления того или иного участника олимпиады. Здесь очень важно четкое определение того, что считаем творческими, оригинальными заданиями и какое место может быть выбрано для проведения экзаменов контрольного типа. На мой взгляд, все это может быть на предварительных этапах как на некоторых этапах допуска к олимпиадам.

Очень важны открытость и чистота проведения олимпиадных соревнований. Тут я предлагаю, чтобы Российский совет олимпиад школьников выборочно направлял представителей тех или иных групп вузов для участия в проведении самых разных туров разных олимпиад, привлекал для этого журналистов. Общество должно поверить: то, что мы делаем, прозрачно, что у нас нет дурных намерений, кроме того, чтобы создать равные условия для талантливых людей.

Очень важны координация и упорядочение календаря олимпиад. Мне кажется, что сейчас у нас слишком жесткая система проведения последнего тура, а у нас еще и выборы в Думу в этом году отнимут один выходной день. Надо поставить перед Министерством образованияи науки РФ вопрос о том, чтобы немного изменить календарь олимпиад, в ином случае мы создадим препятствие для талантливых школьников, очень зажав проведение олимпиад по времени.

Я уверен, что мы должны дать возможность принять участие в олимпиадах талантливым школьникам из отдаленных регионов, предложив различные заочные формы участия. Интернет-формат дает возможность резко увеличить и количество регионов, и численность участников олимпиад, но в этом формате очень важна прозрачность. Есть вопрос, каким образом мы сможем сочетать возможность заочного участия и обеспечение прозрачности. Может быть, нужно попросить вузы, которые проводят олимпиады, публиковать весь состав участников, с тем чтобы иметь возможность контроля, как это происходит при ЕГЭ. Это довольно мощная система.

Мне кажется, что применительно к олимпиадам нам нужно ставить перед Минобрнауки РФ вопрос о соответствующих направлениях государственной образовательной политики - важно создавать среду общения одаренных школьников в Интернете. Многие вузы ведут свой образовательный портал. Думаю, нам нужно выделять научно-популярный раздел - раздел работы со школьниками - и повышать квалификацию учителей для выстраивания работы с одаренными детьми начиная с младших классов. Многие поручения в этом отношении даны. Я думаю, именно Российский совет олимпиад школьников мог бы сыграть отдельную роль по участию в этой государственной работе для поддержки талантливых детей.

Я предлагаю отказаться от массовости как единственного критерия установления уровня олимпиады, потому что многие мои коллеги стоят перед соблазном искусственного расширения количества участников олимпиад.

Еще одно предложение: дать вузам возможность самостоятельно определять те пять олимпиад, по которым они предоставят льготы при приеме.