• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы проводить реформы, нужен спрос

Московские новости. 17 марта 2012

«Стратегия 2020» превратится в программу нового правительства к лету

В пятницу, 16 марта, был официально презентован итоговый доклад «Стратегии-2020». К июлю предложения из доклада превратят в дорожную карту реформ и они смогут стать планом действий для нового правительства, которое еще только предстоит сформировать. Впрочем, авторы стратегии, уверены, что она будет воплощена в жизнь вне зависимости от состава кабинета министров. К реформам будет подталкивать сама экономическая реальность, объясняют они. С такой точкой зрения согласны не все эксперты.

«Стратегию 2020» по праву можно назвать документом с тяжелой судьбой. Концепция развития страны на ближайшее десятилетие была готова еще в 2008 году. Тот документ, вышедший из-под пера Минэкономразвития, ставил громкую цель «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века». А конкретно авторы ждали увеличения средней продолжительности жизни до 72-75 лет, уровня обеспечения жильем до 30 квадратных метров на человека, а показатель ВВП на душу населения с $14 тысячи до более чем $30 тысяч.

Но ожиданиям не суждено было сбыться. Кабинет министров утвердил концепцию 1 октября 2008 года – спустя две недели после банкротства Lehman Brothers. Таким образом, документ, и без того критиковавшийся экспертами, оказался неактуальным с финансовой точки зрения. Пару лет о документе особенно не вспоминали.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов - один из авторов «Стратегии-2020» // © РИА Новости. Илья Питалев
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов - один из авторов «Стратегии-2020» // © РИА Новости. Илья Питалев
В начале 2011 года правительство официально заказало обновленную версию документа. Больше 1000 различных специалистов под руководством двух ректоров – Академии народного хозяйства Владимира Мау и Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова – в феврале начали готовить новый вариант стратегии. За месяц до конца работы, ученым пришлось добавлять в свои разработки стресс-сценарий. Макроэкономические прогнозы, сделанные в начале 2011 года, к концу года выглядели «излишне оптимистично».

Но итоговый доклад был готов и сдан в правительство вовремя - к 1 декабря. С тех пор стратегия обсуждалась только в закрытом режиме. С начала этого года президент Дмитрий Медведев провел несколько совещаний по подготовке и реализации «Стратегии-2020», но все они проходили без прессы. При этом подчеркивалось, что предложения ученых должны лечь в основу программу нового правительства. Опубликованы 864 страницы итогового доклада были лишь в минувшую среду (подробный разбор новых предложений «МН» делали в предыдущих номерах). А в пятницу авторы стратегии лично презентовали ее журналистам.

Сейчас Владимир Путин и Дмитрий Медведев вместе с несколькими ключевыми членами правительства работают над стратегией, к июлю должна быть готова дорожная карта с проектами нормативных актов, пояснил «МН» Ярослав Кузьминов.

Главный посыл экспертов – кризис 2008–2009 годов со всей определенностью продемонстрировал, что прежний этап социально-экономического развития завершен. Чтобы проводить непопулярные реформы, нужен новый Гайдар, который возьмет ответственность на себя, и новый Ельцин, который пообещает, что реформы не будут болезненными. Но их появление сейчас уже невозможно. Даже если народу пообещают, что реформы не будут болезненными, никто этому уже не поверит, уверен Якобсон.

Впрочем, реформы неизбежны, поскольку к ним подталкивает экономическая реальность, считает Владимир Мау. «Чтобы проводить реформы, нужен спрос», говорит эксперт. Например, программа Гайдара была выполнена на 100%, причем заканчивал ее Примаков, который категорически ее не принимал. Другой пример - стратегия развития Грефа 2000-го года, которую реализовали меньше, чем на половину. Она была написана под одни экономические условия, а на деле условия оказались другими. Цены на нефть резко пошли вверх, и необходимые доходы образовались и без структурных реформ. Не помогло воплощению программы в жизнь и то, что сам Греф в это время работал в правительстве.

Поскольку сейчас спрос на реформы есть, программа будет выполнена при любых «кадрах», считает Мау. Правда, с таким мнением согласны не все эксперты. Советник Института современного развития Никита Масленников, сам участвовавший в разработке Стратегии, говорит, что кадры важны как никогда. «В сегодняшнем варианте развития без перезагрузки всей системы реформы проводить будет просто невозможно. При этом кадры важны во всем треугольнике «Государство-бизнес-эксперты». Чтобы правительство могло проводить радикальные преобразования должно быть усилено либеральное крыло. У бизнесменов должны появиться новые объединения, которые смогут решать общие для всех предпринимателей проблемы. И, наконец, нужны высококлассные эксперты, чтобы отвечать на новые экономические вызовы», - говорит Масленников.

А директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев не согласен с тезисом, что экономическая ситуация вынуждает проводить реформы. «Пока цены на нефть высокие, и резкого падения не предвидится», - говорит Иноземцев.