• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аренду работников могут запретить

Вести.ru. 11 июля 2011

Законопроект, запрещающий заемный труд, то есть аренду рабочей силы на временную работу, ожидает третьего чтения в Государственной Думе. Эксперты относятся к этому явлению неоднозначно. Вести.Ru разбирались в проблемах заемного труда и привлечения иностранной рабочей силы.

Негативные коннотации, связанные с термином "заемный труд", происходят из-за неверной ассоциации деятельности частных агентств с использованием труда низкоквалифицированных иностранных рабочих, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Заемный труд (привлечение работников на временную занятость посредством частных агентств занятости) используют сегодня чуть более тысячи работодателей на официальной основе. Использование временных трудовых ресурсов, в основном, является способом покрытия колебаний производственных мощностей сезонных предприятии.

Законопроект, инициированный депутатами Госдумы Андреем Исаевым и Михаилом Тарасенко, поддерживается Федерацией независимых профсоюзов России, которые видят в использование заемного труда способ ухода от социальных и налоговых обязательств.

Профсоюз трудящихся-мигрантов в свою очередь также выступает за запрет заемного труда: кроме крупных частных агентств занятости, выработавших систему социальных гарантий, на этом рынке существуют клининговые компании и так называемые "плохие агентства", которые зачастую нарушают права работников и не следят за условиями труда.

Кроме того профсоюзы выступают против самой формы трехсторонних отношений, при которых одна сторона отдает "в заем" рабочие ресурсы.

Агентства практически не работают с иностранными гражданами из-за сложностей с оформлением необходимых документов. Однако Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services, не исключает возможности привлечения агентствами мигрантов в качестве заемных рабочих в случае смягчения миграционного законодательства. "В таком случае для мигрантов может составить до 20% заемных работников",- сказала Вестям.Ru Екатерина Горохова.

В процентах от общего числа занятых в экономике доля заемных работников, сотрудничающих с частными агентствами, невелика - 0,1%. Это жители крупных городов, 60% которых моложе 30 лет. Для 40% временно нанятых работников такая занятость является способом выйти на рынок труда. Исследования Ассоциации частных агентств занятости показывают, что временные работники получают почасовую зарплату равную или превышающую зарплату постоянно занятых на тех же позициях.

Валерий Оськин, председатель правления Национальной конфедерации "Развитие человеческого капитала"  считает, что в случае запрета легальной деятельности частных агентств занятости "будет все более и более использоваться рабский труд".

Кузьминов отметил, что неформальный сектор занятости сегодня составляет от 30 до 35% рынка труда и там нет никаких социальных гарантий.

Обсуждение возможности запрета заемного труда экспертным сообществом совпало с рядом поправок в Трудовой кодекс, направленных на смягчение миграционного законодательства. Их целью является легализация теневого сектора найма мигрантов и более эффективный контроль найма приехавших в страну официально.

Напомним, 6 июля Совет федерации ратифицировал пакет соглашений, упрощающих порядок пребывания и работы трудовых мигрантов в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана). В частности это означает, что работодатель сможет привлекать мигрантов к трудовой деятельности без получения разрешения на работу, а сами мигранты и члены их семей освобождаются от регистрации в течении 30 суток с даты въезда. Срок временного пребывания на территории России будет определяться трудовым договором, в случае досрочного расторжения которого, мигрант вправе в течении 15 суток заключить новый договор.

Для регулирования найма гастарбайтеров, не попадающих под смягчающие поправки, в этом году были ведены обязательные патенты, стоимостью примерно 1 тысяча рублей в месяц (сроком до трех месяцев). Они открывают мигранту доступ к социальным гарантиям, предусмотренным российским трудовым законодательством.

Однако проблемных вопросов, связанных с социальной защитой мигрантов, по-прежнему остается очень много. В их число, например, входит контроль условий труда мигрантов и регулирование найма иностранных граждан физическими лицами: такие работники, даже зарегистрировавшись и получив разрешение на работу, не могут завести сберегательную книжку и не платят налоги.