• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плохая традиция

Политком.RU. 2 июня 2011

Опубликована статья Алексея Портанского, профессора кафедры торговой политики НИУ ВШЭ

"Присоединение России к ВТО вступает в завершающую стадию. Цель - попытаться завершить переговоры о присоединении России к Организации в этом году", - заявил журналистам в Женеве в последний день мая бессменный председатель Рабочей группы (РГ) по присоединению РФ к ВТО представитель Исландии Стефан Йоханнессон. Залогом тому - политические сигналы на самом высоком уровне. Решимость завершить этот процесс в 2011 году отражена, к примеру, в итоговой декларации саммита G8 во французском Довиле, документах состоявшихся ранее встреч стран-членов АТЭС в американском городе Биг-Скай и государств БРИКС в Китае.

Однако из дальнейших слов посла Йоханнесона следовало следующее: его уверенность в том, что Россия действительно сможет обрести членство в ВТО в текущем году, не столь тверда. Как пояснил далее дипломат, несмотря на то, что проделан огромный объем работы, еще многое предстоит сделать, - завершатся ли переговоры в 2011 году, будет зависеть от скорости, с которой Россия даст ответы по существующим вопросам, пояснил он. Речь идет, прежде всего, об исправлениях к ранее согласованному докладу РГ, являющемуся ключевым документом всего финального пакета, формируемого при принятии нового члена в Организацию. Работа над документом была начата еще в 2003 г., и он был в значительной степени готов к началу июня 2009 г. Однако в дальнейшем в него пришлось вносить значительные коррективы в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, повлекшим за собой изменение регулятивной базы, а значит и торгово-политического режима страны-кандидата, который должен полностью соответствовать нормам и принципам ВТО.

Как сообщил С. Йоханнесон, до сих пор не согласованы такие разделы, как промышленные субсидии, технические барьеры в торговле, ветеринарные и фитосанитарные меры, связанные с торговлей инвестиционные меры, а также имортные тарифные квоты на мясные продукты и объем господдержки сельского хозяйства. Предложения по изменению этих разделов доклада РГ Россия должна представить к концу июня, и после трехнедельного изучения их членами ВТО в конце июля на очередном заседании РГ они должны быть обсуждены и одобрены. Главный российский переговорщик Максим Медведков называет этот график "напряженным, но реалистичным".

Таким образом, тот оптимистический вариант окончания технической части переговоров в июле этого года, в который совсем недавно верили, теперь очевидно придется отбросить. Вариант был ценен тем, что давал возможность провести ратификацию пакета документов о присоединении к ВТО через Госдуму до начала летних каникул. Теперь Дума вероятно должна будет заняться этим вопросом не ранее осени. Но там как раз подойдут очередные парламентские выборы, и народным избранникам уже будет явно не до ВТО.

Перемещение вопроса на 2012 год тоже не сулит ничего хорошего, ибо это год президентских выборов и в России, и в США, вследствие чего многие административные ресурсы, необходимые для завершения процесса присоединения нашей страны к ВТО, окажутся парализованными.

Между тем, до сих пор остается неясным, как решится вопрос с Грузией, неофициальные переговоры с которой пока ни к чему не привели. Одна страна-член ВТО не может заблокировать присоединение другой страны к этой организации. В то же время многолетнюю традицию ГАТТ/ВТО решения подобного вопроса через процедуру консенсуса никому не хотелось бы нарушать в том числе и нам. Как выйти из этой ситуации, пока непонятно.

Российские официальные лица стараются сохранять оптимизм в отношении завершения процесса в 2011 году. Очень хотелось бы разделить его. В конце концов, есть некий разумный предел длительности ведения переговоров. У тех, кто так или иначе вовлечен в процесс, есть твердое ощущение, что предел этот уже наступил. Возможно, мы даже переступили его в результате поспешности и недомыслия с проектами региональной интеграции на постсоветском пространстве. Теперь вынуждены продолжать (уже 17-й год) решать ту же задачу, но путем сверхусилий. Некоторые злословят, говоря, что такова мол наша национальная традиция - большой кровью делать то, что другим удается меньшей.

Плохая традиция.