• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузам изменят правила приёма льготников

Наука и технологии России (STRF.ru). 19 октября 2011

Об этом шла речь на заседании Российского совета олимпиад школьников

Обновлённый список олимпиад школьников представили на состоявшемся во вторник, 18 октября, заседании Российского совета олимпиад школьников (РСОШ). Также члены РСОШ рассказали о том, что призёров олимпиад, при поступлении «бронирующих» места сразу в нескольких ведущих учебных заведениях, урежут в льготах, предоставив право выбрать только один вуз, а не пять.

Начиная с 2012 года призёры интеллектуальных соревнований среди старшеклассников смогут подать документы для поступления вне конкурса только в один вуз, а не в пять, как это было ранее. Причём нововведение коснётся как победителей российских состязаний (приказ об этом появился на сайте Минобрнауки России в начале октября), так и Всероссийской олимпиады школьников. По словам заместителя министра образования и науки РФ Максима Дулинова, все необходимые поправки относительно всероссийского соревнования внесены в законопроект «Об образовании», который сейчас находится на втором чтении в Государственной Думе.

Это правильное решение, уверен председатель РСОШ, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, который одним из первых предложил сократить «олимпиадные» льготы. «Когда олимпиадники подавали заявления сразу в несколько вузов, дело выглядело так, будто они заняли все бюджетные места. Простые абитуриенты с хорошими баллами по ЕГЭ уходили в другие вузы. Потом олимпиадники выбирали один университет из пяти, и освободившиеся места во вторую волну доставались более слабым абитуриентам: сильные-то, решив, что мест не осталось, ушли», – уточнил Садовничий.

По его словам, большая часть призёров интеллектуальных соревнований школьников сегодня сконцентрирована в 12 процентах российских высших учебных заведений. Именно они в 2011 году приняли по 100 и более олимпиадников. Однако практически в каждый вуз России поступил хотя бы один победитель или участник олимпиады школьников, отметил Садовничий.

Особой «олимпийской любовью» в этом году пользовались Московский государственный университет (1961 олимпиадник), Высшая школа экономики (927) и Сибирский федеральный университет (745).

«Это отражение популярности вузов в обществе. Некий негласный рейтинг, который складывался годами. Плюс, конечно, [влияет] то, что эти вузы сами являются активными организаторами олимпиад. Когда вуз организует олимпиаду, ему легче пригласить к себе её победителей», – объяснил он.

Ввиду того что у призёров интеллектуальных соревнований всё-таки остаются некоторые преференции при поступлении в университет, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил ввести ряд ограничений относительно победителей олимпиад. Во-первых, по его мнению, «надо разрешить вузам для олимпиадников, которые зачисляются без экзаменов, устанавливать минимально допустимый балл ЕГЭ по остальным (непрофильным) предметам». «Бывают такие экстраординарные случаи, когда победитель олимпиады по математике имеет всего 35 баллов [по Единому госэкзамену] по физике. Так быть просто не может», – уточнил он.

Во-вторых, Кузьминов предложил, чтобы победителем олимпиады в 11 классе мог стать только тот школьник, у которого уже есть своеобразное олимпиадное портфолио – 2–3 года участия в состязаниях.

Предложение ректора Вышки не встретило поддержки со стороны Виктора Садовничего: «Олимпиада – это озарение. Победа и есть победа. Нельзя же присваивать звание чемпиона мира, только если спортсмен перед этим дважды был чемпионом Европы. Это неправильно».

Другие идеи Кузьминова вызвали больший энтузиазм у его коллег. В частности, предложения ввести аналогичные интеллектуальные соревнования для студентов, победители которых могли бы вне конкурса поступать в магистратуру; и расширить круг предметов и дисциплин, по которым проводятся олимпиады школьников.

Сегодня таких предметов 17, а общее количество олимпиад, которые предполагается провести в 2011/12 учебном году, 78. Среди них больше всего интеллектуальных соревнований по физике (33) и математике (28).  С небольшим отрывом от лидеров идёт обществознание (23 олимпиады).

При этом, как рассказал ректор МГУ, в РСОШ в 2011 году поступило 336 заявок на проведение олимпиад школьников. После серьёзной экспертизы в списке осталось 78 олимпиад. Возможно, их будет на одну больше. По техническим причинам в перечень не попал Турнир Ломоносова, одно из наиболее авторитетных интеллектуальных состязаний среди старшеклассников в области математики. Как пообещал Садовничий, турнир, скорее всего, будет добавлен в список.

Планируется, что после окончательных согласований перечень отправится на рассмотрение к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко. Затем его передадут на регистрацию в Минюст России. Предполагается, что документ будет опубликован не позднее 1 ноября 2011 года.

Кроме того, Минобрнауки России пообещало финансово помочь в организации олимпиад школьников. РСОШ со своей стороны предложил вероятные формы этой господдержки. В частности, на заседании обсуждалась возможность ввести систему федеральных, региональных, отраслевых грантов для оргкомитетов олимпиад. Средства из этих грантов должны будут расходоваться на оплату проезда участников до места проведения заключительного тура и их проживание во время соревнований. Кроме того, планируется, что часть бюджетных денег пойдёт на организацию лекций и семинаров для олимпиадников в период между турами, на поощрение экспертов и авторов лучших заданий.

На подобный грант ежегодно смогут претендовать организаторы 1–3 олимпиад. Для получения этих денег соревнование должно быть в олимпиадном списке не менее двух лет подряд и иметь наибольший средний балл по результатам экспертиз. Эта форма господдержки понравилась и Минобрнауки России. Как отметил Максим Дулинов, министерство со своей стороны готово поддержать эту инициативу: «Помочь надо будет не только на уровне организации, но и во время отбора заявок на проведение олимпиад. Мы прекрасно понимаем, что энтузиазм когда-нибудь заканчивается. Однако авторитет многих вузов настолько высок, что можно было бы привлечь и внебюджетные средства и фонды».