• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О приорететах экономической политики по Зубкову

Slon.ru. 21 января 2010

Прямым следствием слабости общественных институтов стало отсутствие среди руководства страны единой четкой и логичной позиции по ключевым вопросам. Размышление ведущего научного сотрудника Института торговой политики ГУ-ВШЭ Алексея Портанского.

Отличие развитых стран от развивающихся, как известно, вовсе не сводится к размеру национального богатства и даже величине ВВП на душу населения, хотя последнее очень важно. Есть целый ряд качественных показателей, которые не поддаются измерению, но дают о себе знать, и порой довольно убедительно. К примеру, один из них состоит в устойчивости курса внутренней и внешней политики и провозглашенных целей. В бедных развивающихся странах эта устойчивость, как правило, невысока. Хуже того, иногда в таких странах проблемой становится даже само выяснение конкретных целей и задач внутренней или внешней политики, что есть прямое следствие институциональной слабости, характерной для многих развивающихся стран. К ней часто добавляются другие беды: некомпетентность чиновников и отсутствие у них здоровой мотивации, коррумпированность власти и пр.

На днях первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков, встречаясь с российскими журналистами в Берлине, ни много ни мало заявил, что тема вступления России во Всемирную торговую организацию «отошла на второй план», тут же оговорившись, правда, что «это не значит, что мы не должны вступать в ВТО». Чтобы придать своим словам необходимый вес, высокопоставленный чиновник решил, что их надо должным образом аргументировать. В условиях международного экономического кризиса и на фоне «замечательных темпов» роста российского производства, в том числе сельскохозяйственного, которые составляют 10-12% год, «нам надо действительновсе просчитать, насколько это выгодно, и как туда вступать: либо каждая страна из трех (Белоруссия, Казахстан и Россия) вступает туда сама, или мы вступаем вместе», сказал Виктор Зубков. «Сейчас такая работа ведется, и мои коллеги по правительству занимаются этими вопросами, - добавил он, - есть время спокойно просчитать, и тогда мы сможем окончательно принять решение».

Изумившись «святой простоте» и незатейливости объяснений первого вице-премьера, тут же подумал: где-то я все это уже слышал, причем неоднократно. Ну конечно, нечто подобное, но в виде вопросов, говорили мне в последнее время студенты, бизнесмены или друзья, интересующиеся, скоро ли мы вступим в ВТО. Но то были по большей части непрофессионалы и не посвященные в святая святых государственной политики. Совсем другое дело - г-н Зубков - одна из ключевых фигур экономического блока правительства и второй человек после Шувалова в недавно созданной правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в компетенцию которой входит в том числе и вопрос присоединения к ВТО. Казалось бы, если такой человек что-то говорит про ВТО, - это и есть истина в последней инстанции. Но вот тут-то и возникают очень серьезные сомнения.

В течение всего 2009 года президент Медведев неоднократно высказывался за скорейшее присоединение России к ВТО, подчеркнув, в частности, в ходе последнего саммита РФ-ЕС в декабре в Стокгольме, что Россия готова идти тем путем в ВТО, который окажется кратчайшим. Несколько раньше, в июне 2008 года, Дмитрий Медведев заявил: «Вступление в ВТО - это тот рубеж, который Россия должна преодолеть. Этот курс никто не менял и менять не собирается...» Уместно также вспомнить, что и раньше в период 2001-2007 гг. тогдашний президент Владимир Путин обозначил присоединение к ВТО как главный приоритет экономической политики России.

Но по Зубкову оказывается все не совсем так, как полагало в последние годы высшее руководство страны. Он предлагает «все просчитать», чтобы выяснить, «насколько это выгодно», а также определить, как вступать в ВТО - Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии или порознь. Вообще-то, ясные ответы на эти вопросы даны, причем на первые два уже давно: членство в ВТО однозначно выгодно России. Проведены и соответствующие исследования (между прочим, по заказу правительства) о возможных последствиях - они не выявили никаких негативных эффектов. Насчет «вместе или порознь» ответ также получен: присоединяться члены Таможенного союза будутвсе-таки в индивидуальном порядке.

Теперь попытаемся войти в положение наших главных партнеров по переговорам - того же Евросоюза. Мы столько раз повторяли его представителям, что ВТО - это наш приоритет, что те наверняка поверили. Теперь же, по словам весьма ответственного правительственного чиновника, получается, что это не вполне соответствует действительности. Вот и получается, что для Брюсселя задачей нынче становится не только решение с Россией оставшихся вопросов на переговорах о присоединении к ВТО, но и срочная необходимость выяснения, не изменила ли Москва свои приоритеты.

Происходящее вряд ли укладывается в рамки нормальной логики. В качестве объяснения можно выдвинуть несколько версий: недостаточная компетентность и ответственность высокого чиновника, воздействие на него протекционистских лоббистских групп, борьба в высшем руководстве страны разных подходов к членству в ВТО, недостаточная способность правительства поддерживать определенную экономическую политику и т.д. Какая бы из версий ни оказалась верной, итог в любом случае неутешительный. Подобной манерой вести диалог на внешней арене мы лишь компрометируем себя как солидного партнера и становимся похожими на бедные развивающиеся страны с присущими им институциональными недугами, упомянутыми выше.