О приорететах экономической политики по Зубкову
Прямым следствием слабости общественных институтов стало отсутствие среди руководства страны единой четкой и логичной позиции по ключевым вопросам. Размышление ведущего научного сотрудника Института торговой политики ГУ-ВШЭ Алексея Портанского.
Отличие развитых стран от развивающихся, как известно, вовсе не
сводится к размеру национального богатства и даже величине ВВП на душу
населения, хотя последнее очень важно. Есть целый ряд качественных
показателей, которые не поддаются измерению, но дают о себе знать, и
порой довольно убедительно. К примеру, один из них состоит в
устойчивости курса внутренней и внешней политики
и провозглашенных целей. В бедных развивающихся странах эта
устойчивость, как правило, невысока. Хуже того, иногда в таких странах
проблемой становится даже само выяснение конкретных целей и задач
внутренней или внешней политики, что есть прямое следствие
институциональной слабости, характерной для многих развивающихся стран.
К ней часто добавляются другие беды: некомпетентность чиновников и отсутствие у них здоровой мотивации, коррумпированность власти и пр.
На днях первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков, встречаясь с российскими журналистами в Берлине, ни много ни мало заявил, что тема вступления России во Всемирную
торговую организацию «отошла на второй план», тут же оговорившись,
правда, что «это не значит, что мы не должны вступать в ВТО». Чтобы придать своим словам необходимый вес, высокопоставленный чиновник решил, что их надо должным образом
аргументировать. В условиях международного экономического кризиса и на
фоне «замечательных темпов» роста российского производства, в том числе
сельскохозяйственного, которые составляют 10-12% год, «нам надо
действительновсе просчитать, насколько это выгодно, и как туда
вступать: либо каждая страна из трех (Белоруссия, Казахстан и Россия)
вступает туда сама, или мы вступаем вместе», сказал Виктор Зубков.
«Сейчас такая работа ведется, и мои коллеги по правительству занимаются
этими вопросами, - добавил он, - есть время спокойно просчитать, и тогда мы сможем окончательно принять решение».
Изумившись «святой простоте» и незатейливости объяснений первого вице-премьера, тут же подумал: где-то я все это уже слышал, причем неоднократно. Ну конечно, нечто подобное,
но в виде вопросов, говорили мне в последнее время студенты, бизнесмены
или друзья, интересующиеся, скоро ли мы вступим в ВТО. Но то были по
большей части непрофессионалы и не посвященные в святая святых
государственной политики. Совсем другое дело - г-н Зубков - одна из
ключевых фигур экономического блока правительства и второй человек
после Шувалова в недавно созданной правительственной комиссии по
экономическому развитию и интеграции, в компетенцию которой входит в
том числе и вопрос присоединения к ВТО. Казалось бы, если такой человек
что-то говорит про ВТО, - это и есть истина в последней инстанции. Но
вот тут-то и возникают очень серьезные сомнения.
В течение всего 2009 года президент Медведев неоднократно
высказывался за скорейшее присоединение России к ВТО, подчеркнув, в
частности, в ходе последнего саммита РФ-ЕС в декабре в Стокгольме, что
Россия готова идти тем путем в ВТО, который окажется кратчайшим.
Несколько раньше, в июне 2008 года, Дмитрий Медведев заявил: «Вступление в ВТО - это тот рубеж, который Россия должна преодолеть. Этот курс никто не менял и менять не собирается...» Уместно также вспомнить, что и раньше в период 2001-2007 гг. тогдашний президент Владимир Путин обозначил присоединение к ВТО как главный приоритет экономической политики России.
Но по Зубкову оказывается все не совсем так, как полагало в последние годы высшее руководство страны. Он предлагает «все просчитать», чтобы выяснить, «насколько это выгодно», а также определить, как вступать в ВТО - Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии или порознь. Вообще-то,
ясные ответы на эти вопросы даны, причем на первые два уже давно:
членство в ВТО однозначно выгодно России. Проведены и соответствующие
исследования (между прочим, по заказу правительства) о возможных
последствиях - они не выявили никаких негативных эффектов. Насчет
«вместе или порознь» ответ также получен: присоединяться члены
Таможенного союза будутвсе-таки в индивидуальном порядке.
Теперь попытаемся войти в положение наших главных партнеров по переговорам - того же Евросоюза.
Мы столько раз повторяли его представителям, что ВТО - это наш
приоритет, что те наверняка поверили. Теперь же, по словам весьма
ответственного правительственного чиновника, получается, что это не
вполне соответствует действительности. Вот и получается, что для
Брюсселя задачей нынче становится не только решение с Россией
оставшихся вопросов на переговорах о присоединении к ВТО, но и срочная
необходимость выяснения, не изменила ли Москва свои приоритеты.
Происходящее вряд ли укладывается в рамки нормальной логики. В качестве объяснения
можно выдвинуть несколько версий: недостаточная компетентность и
ответственность высокого чиновника, воздействие на него
протекционистских лоббистских групп, борьба в высшем руководстве страны разных подходов к членству в ВТО, недостаточная способность
правительства поддерживать определенную экономическую политику и т.д.
Какая бы из версий ни оказалась верной, итог в любом случае
неутешительный. Подобной манерой вести диалог на внешней арене мы лишь
компрометируем себя как солидного партнера и становимся похожими на
бедные развивающиеся страны с присущими им институциональными недугами,
упомянутыми выше.
ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ