• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Есть много обстоятельств, которые Президент мог принять во внимание, отправляя Касьянова в отставку

OPEC.RU. 25 февраля 2004

Газеты оживленно обсуждают отставку кабинета. Комментирует Александр Николаевич Шохин

Александр Николаевич, зачем Владимир Путин отправил в отставку Правительство за три недели до выборов?

Вопрос о смене правительства после президентских выборов решается автоматически, поскольку действующее правительство слагает полномочия перед вновь избранным Президентом. Вопрос стоял только в том, произойдет это в конце апреля или в начале мая.

Хотя у Касьянова были шансы сохраниться на некоторый переходный период (год или два), но большая часть аналитиков считала, что по целому ряду соображений смена премьера неизбежна. Во-первых, просто для демонстрации обновленного курса на второй президентский срок. Во-вторых, для демонстрации того, что никаких виртуальных и реальных обязательств у Путина перед командой, которая поспособствовала его приходу на должность Президента 4 года назад, нет. Назначение Касьянова многие считали как раз одним из таких обязательств перед так называемой Семьей. Даже эти обстоятельства (на первый взгляд не самые существенные для политической стратегии) были достаточными для того, чтобы считать, что на месте Касьянова окажется другой человек. Главный вопрос заключается в том, почему это произошло именно сейчас. Многие считали, что смена правительства возможна в январе. По итогам парламентских выборов, когда, сформировав устойчивое большинство в Думе и показав свое конституционное большинство, Президент захотел бы его закрепить, процедура назначения премьера означала бы смену премьера. Этим премьером мог быть один из видных деятелей Единой России, оказавшийся в Думе – Грызлов, Жуков или кто-то еще. Схема просматривалась, многие считали, что к концу января она может быть запущена, поэтому, когда отставки к середине февраля не произошло, решили, что схема смены правительства сработает уже после выборов в рамках конституционной процедуры. Месяц – минимальный срок, когда смена правительства до президентских выборов позволяет решать многие публичные политические задачи. Учитывая, что после отставки премьера Президент имеет право на размышления в течение двух недель до представления кандидатуры нового премьера, Дума должна принять соответствующее решение в недельный срок, еще неделю вновь назначенный премьер имеет на подготовку предложений по структуре кабинета. Лишь после этого происходит назначение. Даже если немного уплотнить этот график, получается, что назначение новой команды (не только премьера) требует около месяца. Если бы реализовывалась эта схема, смена правительства должна была произойти с конца января до середины февраля. Тот факт, что этого не произошло, может означать, что дополнительные вводные были приняты во внимание Президентом. Во-первых, правительство перестало последнее время принимать какие-либо решения. Классический пример – отсутствие определенности по завершению налоговой реформы, о чем Президент говорил, а правительство никак не могло «разродиться» в формулировании своей позиции по НДС-счетам, налога на нефтяников и ЕСН. Многочисленные дискуссии, которые в том числе проводил Михаил Михайлович Касьянов в Совете по предпринимательству, ничем не закончились, кроме переноса рассмотрения этого вопроса на правительство. Ясно, что с таким вялым подходом к принятию решений, которые нужны были бы Президенту для позиционирования предвыборной компании как динамичного Президента с динамичным правительством, такой контраст между желательным имиджем Президента и фактическим поведением правительства в последние недели перед выборами мог заставить Президента ускорить принятие соответствующего решения. Надо иметь в виду, что несмотря на то, что ситуация с выборами Президента настолько сейчас упростилась, что превращается в плебисцит, референдум, одновременно возникает проблема явки. Коль скоро все предопределено, многие могут просто не прийти на выборы в силу того, что выбирать некого, все уже ясно. Если идти на выборы, надо голосовать за Путина, а если он итак будет избран, зачем тогда туда идти? И многие смогут в этой ситуации проигнорировать сам факт волеизъявления, а это не может не беспокоить власть. Если действительно одной из самых важных сейчас проблем является оборотная сторона высокой популярности Путина, то нужны технологии, которые позволят поднять активность избирателей. Здесь было бы уместным показать избирателям, что на выборы идет не только Президент, но что он хотел бы получить на выборах и вотум доверия своей команде, а это уже более интересная конструкция, которая может разбудить многих «спящих» избирателей, которые в нынешней ситуации считают, что все решено. Здесь появляется новая интрига. Есть еще и крайний вариант, который тоже нельзя сбрасывать со счетов, хотя мало вероятно, что он реализуется. Если явка избирателей будет ниже 50%, тогда по российскому законодательству назначаются повторные выборы, но ни один из кандидатов, который баллотировался на несостоявшихся выборах, не имеет права баллотироваться повторно, и тогда премьер-министр исполняет обязанности Президента. При очень высокой популярности Президента неожиданно для многих встает проблема преемника. Премьером должен быть человек, которому абсолютно доверяет Президент, в том числе, и управление страной в такой ситуации. Я думаю, вероятность такого варианта 1%, но сбрасывать со счетов это нельзя. Есть много обстоятельств, которые Президент мог принять во внимание, отправляя Касьянова в отставку, но в любом случае нельзя считать это решение повторением методов Борис Николаевича Ельцина с его рокировочками, «загогулинами» и т.д. Сейчас много комментариев такого рода, что Президент стал непредсказуем. На мой взгляд, просто аналитические способности наших политтехнологов и аналитиков пока не позволяют проанализировать истинные мотивы поведения Президента, но это не значит, что непредсказуемость Президента существует. Трудно предсказать поведение, учитывая, что не все факторы, которые могли лежать в основе решения, лежат на поверхности и включены в анализ. Я думаю, что в любом случае Президенту придется спешить (какая бы схема сейчас ни была), придется соединять разные возможные аргументы этого решения в одну единую технологию поведения. В частности, надо максимально ускорить назначение премьера уже на этой неделе с тем, чтобы у утвержденного на следующей неделе премьера была возможность представить свои соображения по структуре кабинета и персональному составу кабинета так, чтобы до 13 марта Президент мог назначить в правительство ключевых людей. Структура нового правительства как правительства, которое уже будет действовать на основе базовых принципов административной реформы, о которой так много говорят, но особых действий по реализации пока не предпринято.

Насколько изменится структура правительства?

Как минимум она изменится до тех представлений, которые существовали внутри правительства год назад, когда были подготовлены предложения по сокращению числа министров в 1,5 раза – примерно до 15-16, то есть, на 1/3 сократилось число министерств. Были предложения по выделению государственных надзоров из состава министерств и т.д. Если даже эти предложения будут реализованы, а они были еще год назад доведены до Положения о министерствах и ведомствах, их реализовать ничего не стоит. А тем более, за этот год какие-то наработки есть, в том числе, по передаче части полномочий судебным органам, по приостановке деятельности производств по передаче части государственных полномочий саморегулируемым организациям. Если эти решения будут приняты, не говоря о том, что здесь возможность действовать более радикально, в частности, реализуя предложения РСПП, Высшей школы экономики - возможность не просто обновить кабинет или в очередной раз перетусовать квадратики, а действительно реализовать некий базовый принцип административной реформы.