• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологи займутся нейроэкономикой

Деканом факультета психологии ВШЭ назначен Василий Ключарёв. О том, что предстоит сделать на факультете, о новых исследовательских проектах, взаимодействии с другими подразделениями университета и собственных научных интересах новый декан рассказал в интервью новостной службе портала ВШЭ.


Василий Ключарёв (род. в 1972 году) окончил биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), аспирантуру Института мозга человека Российской академии наук (РАН), защитил PhD под руководством академика РАН Натальи Бехтеревой. С 2000 года занимается исследованиями в области нейробиологии и нейроэкономики и преподаванием в научных центрах и университетах Финляндии, Нидерландов и Швейцарии.


 

— Василий Андреевич, расскажите, пожалуйста, как вы начинали заниматься наукой? Что предопределило сферу ваших научных интересов?

— Кандидатскую диссертацию я защищал в Санкт-Петербурге под руководством Натальи Петровны Бехтеревой, и исследовал я механизмы эмоций, в том числе нейробиологические. Исследования, которые мы тогда там проводили на очень хорошем оборудовании, позволили мне в дальнейшем пройти стажировки в различных европейских центрах. Основным университетом, который в наибольшей степени повлиял на мои научные интересы, я бы назвал Школу менеджмента в Erasmus University в Роттердаме. Там в сотрудничестве с Donders Institute, ведущим институтом, исследующим механизмы работы мозга, мы начали проекты в области нейроэкономики.

— Чем занимаются нейроэкономисты?

Поскольку я занимаюсь нейроэкономикой, возможность сотрудничества с Высшей школой экономики меня очень привлекла. А уже во время более обстоятельных переговоров с руководством университета выяснилось, что ВШЭ готова сделать междисциплинарные исследования на стыке психологии, экономики, менеджмента и других наук одним из своих приоритетов.

— Нейроэкономика возникла как область изучения нейробиологических механизмов, влияющих на принятие человеком решений. Здесь множество интереснейших вопросов. Можно ли по активности мозга предсказать наши решения? Можно ли повлиять на них? Можно ли определить индивидуальный стиль принятия решений? Можно ли объяснить нелогичность в поведении эволюционными особенностями развития человеческого мозга? Я сконцентрировался на изучении социального влияния, манипуляций нашими решениями и их механизмов, пытаясь понять, какие области мозга оказываются задействованы, когда нами пытаются манипулировать. Последние четыре года я работаю в группе Экономической психологии в Базельском университете (Швейцария), где продолжаю свои исследования с помощью магнитно-резонансных сканеров.

— Что побудило вас вернуться в Россию и почему именно в Высшую школу экономики?

— Хотя я четырнадцать лет живу за границей, с Россией я не порывал. У меня было несколько совместных с российскими коллегами исследовательских и образовательных проектов. Последний из них — многонациональная аспирантура по нейробиотехнологиям (БиоН), в ней участвовали МГУ, СПбГУ, Нижегородский государственный университет, Южный федеральный университет и ряд других научных центров. Связи с Россией я не терял, и именно через эти контакты на меня вышла ВШЭ.

Поскольку я занимаюсь нейроэкономикой, возможность сотрудничества с Высшей школой экономики меня очень привлекла. А уже во время более обстоятельных переговоров с руководством университета выяснилось, что ВШЭ готова сделать междисциплинарные исследования на стыке психологии, экономики, менеджмента и других наук одним из своих приоритетов. На эти цели, в частности для создания новых лабораторий, будут выделены дополнительные средства, в Вышку будут привлечены иностранные специалисты. Многие европейские коллеги выразили заинтересованность в сотрудничестве с математическими факультетами ВШЭ, поскольку в наших исследованиях математические модели (принятия решений, работы мозга, социального взаимодействия групп) — это передний край науки, а ученые-математики в ВШЭ невероятно высокого уровня.

Если добавить к этому создание новых образовательных программ, в том числе англоязычных, на которые мы могли бы привлекать не только российских, но и иностранных студентов, то получится очень современное и интересное направление развития университета. ВШЭ — это такое уникальное в России место, где добиться этих целей, на мой взгляд, реально.

— Декан факультета — должность во многом административная. Как вы планируете сочетать управленческую, научную и образовательную деятельность?

— Я думаю, что главная идея моего приглашения на должность декана состояла как раз в том, чтобы задать новый вектор научных исследований на факультете. Если ты не понимаешь, что происходит в науке, очень легко потерять нить управления, поэтому я не заброшу научную деятельность и при этом попытаюсь создать дополнительные ресурсы в управлении факультетом. А поскольку я много занимался международными образовательными проектами, то организационная и преподавательская работа для меня также не новость.

Нейроэкономика — новая область науки, и я не скрываю, что я еще многому учусь. Я сам бы с удовольствием посетил несколько учебных курсов, которые мы планируем подготовить и начать преподавать. Вообще в мире по пальцам можно пересчитать вузы, которые нейроэкономические исследования и курсы воплотили в полноценные, устойчивые образовательные программы. Если мы реализуем свои замыслы, то Вышка станет уникальным для Европы, да и не только, университетом.

— Чего ждать абитуриентам, поступающим на факультет психологии ВШЭ в нынешнем, 2013 году?

В мире по пальцам можно пересчитать вузы, которые нейроэкономические исследования и курсы воплотили в полноценные, устойчивые образовательные программы. Если мы реализуем свои замыслы, то Вышка станет уникальным для Европы, да и не только, университетом.

— Мы не собираемся сразу обрушить на студентов новые учебные курсы и дисциплины — их введение в образовательный процесс будет постепенным и начнется через академический год, то есть осенью 2014 года. А вот что мы надеемся сделать в наступающем учебном году, так это открыть новые лаборатории и пригласить с лекциями в Вышку целый ряд зарубежных ученых. Так что студенты, которые заинтересуются нейроэкономикой, уже скоро смогут попробовать себя в новой научной сфере и поучаствовать в необычных для России исследовательских проектах. ВШЭ согласилась купить новое исследовательское оборудование, например, транскраниальный магнитный стимулятор — думаю, что не только состоявшимся исследователям, но и студентам будет очень интересно его испытать.

— Какие изменения ждут факультет в организационном и кадровом плане?

— Факультет был создан «с нуля», завоевал хорошую репутацию, и это, безусловно, большое достижение того коллектива, который на нем сложился. К этому сильному коллективу мы планируем добавить сильные международные лаборатории с приглашенными исследователями и лекторами. В то же время задача повышения публикационной активности стоит перед всем университетом, и факультет психологии не должен оставаться в стороне. Мы постараемся усилить поток стажировок наших преподавателей и научных сотрудников за границу и будем существенно увеличивать число учебных курсов на английском языке. Постараемся таким образом интегрировать факультет в европейское академическое пространство. Потенциал для этого и я, и мои коллеги по факультету видим.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.