Высшая школа милиции

Время новостей. 26 августа 2009

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Один из итогов ЕГЭ заключается в том, что абитуриенты распределились между вузами в зависимости от качества учебных заведений".

 

Ректоры ведущих российских вузов разошлись во мнениях относительно действующей схемы поступления в вузы по итогам единого госэкзамена. Выступавшие вчера перед журналистами руководитель Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев и его коллега из Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов уверены в том, что новая система приема в вузы целиком и полностью оправдала себя. В то же время ректоры МГТУ им. Баумана, РГУ нефти и газа им. Губкина и Финансовой академии при правительстве, поделившиеся своими впечатлениями три недели назад, высказали к ЕГЭ ряд претензий - в частности, вопросы у них вызвало чрезмерно большое количество льготных оснований для зачисления (см. "Время новостей" от 7 августа).

"По пятибалльной шкале ЕГЭ можно оценить не на четверку, а на пятерку", - заявил вчера г-н Кропачев. По мнению ректора СПбГУ, те "небольшие нарушения", которые были выявлены в ходе нынешней кампании по зачислению в вузы, "не идут ни в какое сравнение с теми, которые существовали при прежней системе". Руководитель ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов в свою очередь подчеркнул, что ЕГЭ дал выпускникам школ "реальную свободу для эффективной подготовки к поступлению в большое количество вузов". (Заметим, что именно право абитуриентов подавать документы в неограниченное количество вузов вызвало нарекания не только у коллег г-на Кузьминова из Бауманки и Финакадемии, но и у министра образования и науки Андрея Фурсенко.) Теперь, как отметил ректор ГУ-ВШЭ, вузы превратились в своеобразных "покупателей" выпускников школ. "Нам приходится обзванивать абитуриентов и уговаривать их - приходите к нам", - поведал журналистам г-н Кузьминов. Помимо прочего, добавил он, введение ЕГЭ привело к возрастанию роли провинциальных университетов.

Ректора ГУ-ВШЭ, в отличие, например, от ректора Финансовой академии Михаила Эскиндарова, не смущает присутствие среди абитуриентов большого числа победителей олимпиад, которым облегчили возможность попадания в вузы. "В России ежегодно в высшие учебные заведения принимают 800 тыс. человек. Необходимо обеспечить прием не менее 5% по итогам школьных олимпиад, но качество олимпиад необходимо повысить - их должны проводить ведущие вузы, а проверка результатов должна стать публичной", - считает Ярослав Кузьминов.

Впрочем, ректоры СПбГУ и Высшей школы экономики все же усмотрели определенные недостатки в "пятерочной" системе приема в вузы. Так, г-н Кузьминов заметил, что недостатком существующей сейчас процедуры госэкзамена является то, что проведение ЕГЭ поручили региональным властям - по сути, самим средним школам. Ректор ГУ-ВШЭ высказал оригинальное предложение: по его мнению, организацию единого госэкзамена на местах нужно поручить федеральным структурам. Эту роль, по мнению г-на Кузьминова, могут взять даже налоговые органы и силовые структуры, вплоть до МВД. "Давайте им поручим, они организуют единый экзамен", - предложил ректор Высшей школы экономики.

По его замыслу, контролировать чистоту проведения ЕГЭ должны представители общественных организаций и политических партий, "так же, как это происходит на выборах". Таким образом, считает г-н Кузьминов, можно будет избежать коррупции, ибо хотя сам по себе ЕГЭ снизил фактор взяток при поступлении в вузы, но "с каждым годом единый госэкзамен будет подвергаться все большему коррупционному давлению".

В свою очередь ректор СПбГУ Николай Кропачев предложил в ближайшее время "увязать финансирование вузов с показателями ЕГЭ поступивших в них студентов". "В настоящий момент вуз со средним баллом студентов 80 - 85 и тот, который принимает абитуриентов со средним баллом 40, получают одинаковое финансирование", - пояснил ректор питерского госуниверситета.

Ярослав Кузьминов фактически согласился с коллегой - в вузах следует ввести "нормативно-подушевое финансирование", которое, по мнению руководителя ГУ-ВШЭ, должно будет зависеть от среднего показателя ЕГЭ абитуриентов. Если в вуз поступают молодые люди со средним баллом 60 - 75, на каждого нужно выделять 100 тыс. руб. в год, если же балл выше 75, то 200 тыс. Тех, кто, напротив, получил на ЕГЭ менее 60 баллов, надо бить рублем: они, по мнению Кузьминова, могут учиться лишь на платной основе. Если же суммарный балл меньше 44, такого абитуриента в принципе не следует допускать к обучению в вузе.

"Один из итогов ЕГЭ заключается в том, что абитуриенты распределились между вузами в зависимости от качества учебных заведений: многие выбрали сильные вузы, где они смогут получить достойное образование", - заметил г-н Кузьминов. Поэтому, полагает он, в скором времени некоторые вузы должны прекратить свое существование. На уменьшении количества вузов скажется и демографический кризис, поэтому, например, некоторые технические университеты вынуждены будут пройти период слияний и поглощений.

Вам также может быть интересно:

Почему абитуриенты выбирают пермскую Вышку

В Пермском кампусе Высшей школы экономики провели исследование и определили, почему абитуриенты решают поступать в ВШЭ. Опрошенные первокурсники объясняли выбор вуза прежде всего престижем и современностью Вышки, высоким качеством образования и привлекательными карьерными перспективами.

61%

старшеклассников посещают занятия по подготовке к ЕГЭ. За последние пять лет востребованность этих занятий выросла: в 2008 году подготовительные занятия посещала только половина старшеклассников. Таковы данные Мониторинга экономики образования ВШЭ.

Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно

Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Критерии эффективности вузов должны быть пересмотрены

По итогам заседания Правительства РФ 13 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову провести модернизацию методики мониторинга эффективности вузов, сообщает РИА Новости. Мониторинг проводился дважды — в 2012 и 2013 годах, и методика уже тогда вызывала нарекания. Что и почему стоит изменить, размышляет директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Прием абитуриентов – 2014: рост вопреки трендам

В этом году на бюджетные места в бакалавриат Высшей школы экономики будут приняты свыше 3000 человек, в магистратуру — более 2200 человек. Контрольные цифры приема утверждены Ученым советом ВШЭ.

Иностранные студенты примерились к магистратуре ВШЭ

6 февраля закончилась Зимняя школа для абитуриентов магистратуры — иностранных студентов вузов-партнеров ВШЭ из стран Восточной Азии и Европы по направлениям подготовки «Востоковедение», «Политология» и «Международные отношения».

Завершились зимние школы для поступающих в магистратуру

С 27 января по 6 февраля в подмосковных пансионатах прошли зимние школы, которые познакомили абитуриентов магистратуры Высшей школы экономики со всеми магистерскими программами по 26 направлениям подготовки.

Марокко, Италия и Южная Корея нашли общие интересы в России

На зимнюю школу для абитуриентов магистратуры кафедры публичной политики ВШЭ собрались студенты из девяти европейских и азиатских стран. Проблемы современного мира они обсудили с глобальных и региональных позиций.

Пункты проведения ЕГЭ должны быть оборудованы по единому стандарту

29 января Рособрнадзор и Департамент образования Москвы провели пробный ЕГЭ по русскому языку для журналистов — главным образом для того, чтобы продемонстрировать обществу меры информационной безопасности, которые планируется предпринять на реальных экзаменах через четыре месяца. Помогут ли эти меры сделать ЕГЭ честным и объективным, размышляет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Стартовали Зимние школы для поступающих в магистратуру

ВШЭ проводит Зимние школы для поступающих в магистратуру уже в шестой раз: впервые абитуриенты, желающие больше узнать о ВШЭ, собрались в феврале 2009-го. Торжественное открытие Зимних школ 2014 года прошло 28 января.