• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кем стать: человеком мира, города, микрорайона...

Вера Данилина, заместитель декана по учебной работе факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, — о специальном профориентационном семинаре Welcome day для старшеклассников, который пройдет 7 февраля.

— Вера Николаевна, вы (в том числе и в качестве руководителя Института молодых преподавателей факультета) уже несколько лет занимаетесь профориентацией школьников, поступающих на факультет мировой экономики и мировой политики. На ваш взгляд, нужна ли профориентация современным школьникам?

— Безусловно. Это хорошо показала приемная кампания 2009 года. Было подано безумное количество заявлений, но, к сожалению, кроме ребят, которые изначально стремились и готовились учиться в нашем университете, были и те, кто подавали заявления по принципу «мимо проходили» или потому что слышали, что Вышка — это круто. Мало того, некоторые набирали список специальностей, диаметрально расходящихся по интересам, или подавали заявления на все факультеты Вышки сразу. То есть часть поступающих не были по-настоящему мотивированы к поступлению на конкретные специальности нашего университета.

— С чем связана эта ситуация?

— До этого года ребята еще в школе определялись, в какой вуз и на какой факультет они будут поступать, и целенаправленно готовились. Наиболее сознательные уже к 9–10-му классу знали, куда они пойдут. Сейчас эта задача для многих отпала, нужно в первую очередь хорошо написать ЕГЭ, а потом уже определяться с выбором вуза и профессии.

— Но какой смысл выбирать профессию лишь по итогам ЕГЭ?

— Я думаю, что получить высокий балл по ЕГЭ — это, конечно, важно, так как высокий результат открывает широкие возможности для выбора вуза и специальности. Однако вы правы, не менее важно выбрать профессию в соответствии со своими интересами, чтобы усилия по подготовке к экзамену не прошли впустую. Знаете, мы заинтересованы в «сильных» абитуриентах, но мы заинтересованы в тех, кто понимает, куда именно они идут: не просто на красивый бренд, с которым связаны имена высокопрофессиональных специалистов, не просто потому, что они хотят учиться у Кузьминова, Ясина, Шохина, или в нашем случае — у Караганова.

— Профориентационные программы исправят положение?

— Они могут его улучшить. Для университета это способ поиска одаренных ребят, возможность мотивировать их поступать именно в наш вуз на конкретную специальность, а для них это возможность вовремя понять, правильный ли они делают выбор. Дети сейчас раньше взрослеют, они начинают раньше интересоваться профессией. Профориентация школьников может помочь им составить представление о своем месте в мире, сформировать собственное мироощущение. Профориентация позволяет понять масштабность деятельности, на которую ты претендуешь, осознать, каким человеком ты хочешь стать: мира, города или своего микрорайона. И чтобы школьник мог стать человеком мира, ему нужно сначала этот мир показать, показать, куда он должен двигаться, какие навыки нужны для познания этого мира.

— В этих условиях профориентация школьников, по-видимому, должна стать несколько иной, чем раньше?

— Да, возникает несколько иное видение идеи профориентации. Теперь нам нужно более детально, что ли, вовлекать людей в специальность, создавать сильную и четкую мотивацию поступления к нам. Есть и другой момент: Вышка становится инновационным, исследовательским университетом, и наши образовательные программы тоже носят инновационный характер, но эту инновационность нужно увидеть и понять. Чем, например, мировой экономист ВШЭ отличается от мирового экономиста другого вуза? Вот тут большую роль играют разного рода профориентационные программы — краткие и продолжительные, которые проводит Институт молодых преподавателей факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Потому что любая такая программа опирается на образовательную программу, на определенную систему обучения студентов.

— Как вы привлекаете школьников на эти программы?

— Мы проводим специальный семинар Welcome Day — в этом году уже будет пятый по счету.

— Вы работаете со школами или со школьниками напрямую?

— И так, и так. На семинар слушатели регистрируются индивидуально или группами через свои учебные заведения.

— Как проходит семинар?

— Он длится один день. Есть лекционная часть, где ребятам дается информация о центральной проблеме, рассматриваемой на семинаре. Лекционную часть веду я вместе с аспирантами и выпускниками, сотрудниками Института молодых преподавателей факультета. Лекция — это отражение основной идеи нашей профессии: во всем, что мы изучаем, с чем работаем, есть две стороны: экономическая и политическая, два столпа, на которых стоит факультетский мир.

Дальше идут семинары, каждый из них делает отдельная группа (от двух до четырех) студентов — плюс выпускники и аспиранты. Там есть и условно лекционная часть, и игровые практикумы. Таким образом, слушатель погружается в конкретную тему, например, «Лондон между Сциллой и Харибдой» или «Пороховая бочка бедности».

— А можно подробней про семинарскую часть?

— Выбор семинара — задача слушателей. Ряд семинаров носят ярко выраженную экономическую и политическую окраску, ряд — междисциплинарный характер. Это уже выбор абитуриента, что ему ближе. Ведущие семинаров рассказывают о проблеме или теме, которую выбрали школьники. После чего начинается игра: мы делим ребят на разные группы и предлагаем им ответить на вопросы. Но при этом строим игру так, что отвечая, они не только имеют возможность продемонстрировать свою эрудицию, но и должны опираться на те знания, которые час назад получили на лекции.

— А как ребята обычно узнают о Welcome day?

— Мы делаем презентацию на Дне открытых дверей, и, как правило, две трети слушателей записываются здесь: они участвуют в нашей программе, тестируются и регистрируются на семинар. Кроме того идет рассылка по школам, с которыми мы работаем, информация вывешивается на внешних площадках, на разных сайтах. Регистрация идет примерно месяц, до конца января.

— Можно ли проследить тенденцию: посещение семинара Welcome day — поступление в вуз?

— У нас есть ребята, которые были на трех таких семинарах, начиная с 9-го и по 11-й класс, и поступили к нам, а есть уже и несколько человек, которые являются сотрудниками Института молодых преподавателей факультета. Они когда-то сами принимали участие в семинаре, потом поступили и на первом курсе были техническими сотрудниками, на втором уже выступили в роли соведущих, на третьем и четвертом — ведут игровые семинары.

У этого семинара есть история, преемственность: наши выпускники сами приводят своих братьев и сестер. Это и игра, и учеба. И, на мой взгляд, это хорошо.

— Охарактеризуйте коротко главную идею вашего семинара.

— В любой профессии обучение включает не только восприятие того, что рассказывает преподаватель, но и тот общий фон, профессиональный мир, в который погружается студент и где он во время учебы формируется как специалист. Первый профессиональный мир — это вуз. Школа дает много разных направлений, а свое профессиональное направление у человека, своя профессиональная среда впервые появляется именно в вузе. Мы пытаемся эту среду выстраивать, она для нас, для факультета, едина — это мировое хозяйство или мировая экономика в контексте международных отношений, то переплетение, на изучении которого сосредоточен наш факультет. И эту же среду мы стараемся воспроизвести в рамках микромира Welcome day.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.

Мужской взгляд на Вышку

Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.

Математики советуют не паниковать и решать задачи

Период подачи документов подходит к концу, накал страстей среди поступающих растет по мере приближения к дедлайну. В такой ситуации очень важно сохранить способность принимать рациональные решения и не поддаваться панике в общей суматохе. На помощь абитуриентам спешит математик Дмитрий Дагаев, который знает, что для поддержания мозга в тонусе нет ничего лучше математической задачки. Пару таких задач он подготовил для поступающих.

Не соглашайтесь на меньшее, или Почему политология именно в НИУ ВШЭ?

В ВШЭ продолжается прием документов на бакалаврские программы, в том числе и на «Политологию». Об особенностях обучения на этой программе, будущем выпускников-политологов и о новых возможностях, которые появились у абитуриентов в этом году, рассказывает академический руководитель программы Михаил Миронюк.

Вышка увеличивает количество платных мест на самых востребованных программах магистратуры

В этом году в связи со значительным приростом числа абитуриентов Ученый совет университета решил увеличить количество платных мест на самых популярных программах магистратуры. При этом недобравшие несколько баллов для поступления на бюджет смогут рассчитывать на 25-процентную скидку на оплату обучения.

Абитуриенты из разных регионов России рассказали о своих ожиданиях от предстоящего переезда в Москву

Каждое лето после сдачи ЕГЭ и празднования выпускных в Москву съезжаются тысячи абитуриентов со всех уголков страны. Поступление в столичный вуз — для многих давняя мечта, но осуществление ее дается нелегко. Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» поговорили с некоторыми абитуриентами, которые решили уехать из своего родного города, чтобы учиться в Москве.

5094

абитуриента подали заявления в магистратуру Вышки в этом году. Это в полтора раза больше, чем в 2014.