• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимние школы показали, чему учат в магистратуре ВШЭ

Зимние школы показали, чему учат в магистратуре ВШЭ

С 26 января по 6 февраля в Подмосковье проходили 14 зимних школ для поступающих в магистратуру НИУ ВШЭ. В этом году в них приняло участие более 500 человек, а число заявок на участие было рекордным — более трех тысяч. Почему школы привлекают такое внимание, как они устроены и как влияют на поступление на магистерские программы ВШЭ, расскажем на примере зимней школы факультета социальных наук, представившей самое большое количество магистерских программ.

Зачем нужны зимние школы

«У университета, организующего зимнюю школу, есть две основные задачи, — говорит руководитель департамента социологии ВШЭ Александр Чепуренко. — Первая — познакомить абитуриентов с особенностями магистерских программ, с ведущими преподавателями программ и показать, что у нас, в Вышке, нет «великой китайской стены» между студентами и преподавателями. Вторая задача — убедить, что поступать сюда стоит и что это вполне возможно».

Большинство участников зимних школ приезжает из регионов. Многие из них признаются, что бакалаврского диплома, полученного в других вузах, им не хватает — кому-то он не позволяет занять должность выше специалиста в государственных учреждениях, а то и вовсе найти работу, другие планируют сменить направление деятельности. А кто-то хочет почувствовать разницу в качестве образовательных программ, — учиться не только новому, но и по-другому.

Например, Виталий Кривошеев, участник школы по социологии, приехал из Краснодара, где он учится на факультете управления, но хотел бы организовывать работу с молодежью. «Социологической базы у меня нет, — отмечает Виталий, — но мне интересна социология молодежи. Приехал сюда, чтобы понять, насколько отличается уровень обучения и исследований в моем регионе и в Москве. Понял, что отличается сильно. Бывают преподаватели, которые работают по пожелтевшим учебникам, а на этой школе нам предложили современные знания, притом прикладные».

Как определить, на какую программу поступить

На открытии зимней школы первый проректор ВШЭ Вадим Радаев заметил, что представителей социальных наук сложно отнести к конкретным профессиям — в трудовой книжке не запишешь: «политолог» или «государственный и муниципальный управленец». «Но когда мы проводим опросы наших выпускников, выясняется, что почти все работают по специальности», — добавил первый проректор.

О трудоустройстве выпускников рассказывали представители всех магистерских программ, побывавших на школе. Выбор программы зачастую определяется именно дальнейшими карьерными перспективами. Но не менее важно и другое обстоятельство — к чему «душа лежит». Это еще одно преимущество участия в зимних школах — не только на лекциях и мастер-классах, но и в неформальном общении с преподавателями, волонтерами и другими абитуриентами можно понять, «твое» это или нет.

Ирина Новикова заканчивает медуниверситет в Перми (многие ее знакомые стали студентами пермской Вышки), одновременно учится госуправлению, ездит на стажировки в Европу и решает, какой карьерный путь выбрать: врача или администратора в сфере медицины. Ее заинтересовала программа «Управление и экономика здравоохранения», которую она смогла найти только в Вышке. «У нас часто встречается «замыленный» взгляд на вещи, мы работаем во многом в советской системе, — говорит Ирина. — Здесь я увидела новые, свежие идеи, другой подход к проблеме управления здравоохранением».

Почему магистратура Вышки привлекает профессионалов

Среди участников школы были не только действующие студенты, но и те, кто уже имеет большой опыт работы. Так, Ирина Кочегарова окончила Рязанский государственный медицинский университет, учится в интернатуре и работает в структуре Росздравнадзора.

А Ирина Тихомирова, участница школы по психологии, по первому образованию математик и системный программист, затем получила педагогическое образование и уже пять лет работает коучем. «В какой-то момент я поняла, что мне не хватает базового системного образования в направлении психотерапии, — признается она. — Мне хотелось расширить кругозор, посмотреть, какие еще направления психологии сейчас активно развиваются. После презентации каждой магистерской программы у меня появлялась мысль: "А может, и сюда поступать?"».

Анастасия Маркова — финансист из Чувашии, но ее больше привлекает сфера образования. «В студенческие годы я была председателем студенческого самоуправления своего вуза, много взаимодействовала с органами госвласти, — поясняет она. — Я начинала работать в банке, но поняла, что не хочу этим заниматься всю оставшуюся жизнь. Сейчас работаю в региональном министерстве образования».

Два года назад Анастасия прошла отбор в магистратуру Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ, но по семейным обстоятельствам отказалась от обучения. Теперь она пробует поступать в московскую Вышку и выбирает между двумя программами — «Управление образованием» и «Доказательная образовательная политика». Такую «лояльность» Вышке Анастасия объясняет не только качеством образовательных программ, но и тем, как организован отбор в магистратуру ВШЭ — конкурс портфолио (он есть на большинстве программ) открывает возможность для поступления иногородним абитуриентам, для которых поездка на экзамен в Москву была бы накладной.

Как и чему учат на школе

Формат школ отработан, но, «как в театре не бывает двух одинаковых спектаклей, так и у нас не бывает двух одинаковых школ», говорит Александр Чепуренко. «Программа очень насыщенная: просыпаешься в восемь утра, а ложишься в двенадцать-час ночи, всегда в общении, делишься мыслями, узнаёшь что-то новое», — рассказывает о своих впечатлениях Виталий Кривошеев.

Лекции, презентации магистерских программ, работа над проектами, групповые дискуссии — это типичный день большинства участников школы. Так, с демографами Вышки можно было поговорить о пенсионном возрасте и материнском капитале, от сотрудников Института образования ВШЭ — узнать, почему на глобальном образовательном пространстве продолжается «холодная война» и почему идеальный студент похож на миньона из известного мультфильма. Политологи рассуждали об особенностях текущего политического момента и готовились к будущим выборам. Одна из команд, готовивших групповой проект, удивила публику SWOT-анализом, объектом которого стал действующий российский президент.

Руководитель департамента психологии ВШЭ Василий Ключарев представил уникальную для России программу по нейроэкономике. Кроме того, его коллеги устраивали «демосессии» (например, по семейной психотерапии) и проводили мини-сеансы психологического консультирования. «Я чувствую, у меня после сеанса произошел внутренний прорыв», — говорит Ирина Тихомирова, побывавшая в роли «пациента».

Профессор Сергей Медведев* прочитал лекцию о заборах — этом почти что социокультурном российском феномене. Но на самой школе «заборов» точно не было — участники различных секций свободно общались друг с другом, следуя совету выступившего перед ними декана факультета социальных наук Андрея Мельвиля.

Но даже такой график кому-то казался недостаточно плотным. Ирина Кочегарова считает, что лекции должны быть еще динамичнее, а работать можно 24 часа в сутки. «Мне очень понравились лекции по экономике здравоохранения — тем, что нам дали много информации, которая пригодится на олимпиаде, а это сразу повышает заинтересованность аудитории», — считает Ирина. В самом начале школы она предлагает устраивать ярмарку магистерских программ — краткие, на пять минут, презентации, которые помогут составить дальнейший план действий на школе. А в конце каждого дня, на ее взгляд, участникам надо выдавать домашнее задание, с помощью которого можно оценить, насколько плодотворным был минувший день.

Среди участников зимних школ один из самых показателей поступивших в магистратуру — у политологов. «Почти все наши участники нацелены на поступление к нам на факультет, — подтверждает студент программы «Политика. Экономика. Философия» Тимур Адильбаев, работающий на зимней школе в качестве волонтера. — Некоторые определились не только с программой, но и с тем, что будут делать во время учебы — какими исследованиями и где будут заниматься. У нас потрясающий состав лекторов и руководителей мастер-классов, что, конечно, привлекает абитуриентов».

Сам Тимур, помимо учебы в магистратуре, преподает в Лицее ВШЭ, а на зимнюю школу приехал, потому что «это возможность посмотреть на оборотную сторону учебного процесса, наладить неформальные связи с преподавателями». На следующий год Тимур хочет побывать на школе уже в другом качестве — организатора новой интеллектуально-развлекательной игры для будущих политологов.

И хлеба, и зрелищ

Формат деловых игр — один самых распространенных на школе. Будущие госслужащие, например, объединялись для борьбы с вороватыми чиновниками. Причем «боевой дух» они поддерживали и во время походов в столовую — можно было услышать их диалогичную кричалку. «На нас напали чиновники!», — утверждали одни. «Нет коррупции!» — решительно отвечали другие.

Кстати, по дороге в столовую случился и другой забавный разговор. «Вы нас откармливаете», — сказал один из участников школы. «А это чтобы на вас бабушка дома посмотрела и решила, что внука можно со спокойной душой отправить в Вышку», — парировал один из волонтеров.

А что в итоге

Из всех инструментов, которые Вышка использует для привлечения абитуриентов магистратуры, зимние школы — самый действенный, считает Александр Чепуренко. «По опыту прошлых лет мы знаем, что 70-75 процентов участников зимних школ участвуют потом в олимпиаде для студентов и выпускников вузов», — отмечает он.

Есть и другой, «побочный» эффект зимних школ. Не секрет, что высшее образование в России очень различается по качеству, и в общественных науках эти различия особенно ощутимы. «Для многих ребят, которые заканчивают бакалавриат в других вузах, то, что мы здесь говорим и как говорим, какие аргументы приводим — это столкновение с другой реальностью, — подчеркивает профессор Чепуренко. — Я никогда не забуду одну из наших первых школ, когда ко мне подошел один участник и сказал: «Знаете, я четвертый год учусь социологии, но никогда не понимал, что это и кем я могу быть. И только здесь мне стало это понятно».

Репортажи о школах по другим направлениям в скором времени будут опубликованы на странице зимних школ.

Также напоминаем, что до вечера 9 февраля можно зарегистрироваться на олимпиаду для студентов и выпускников вузов, победа или призовое место на которой дают льготы при поступлении в магистратуру ВШЭ.

Фото Оксаны Венедиктовой

* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»

В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.

На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.

«Зимняя школа по аналитике и Data Science предоставила возможность найти единомышленников»

В начале февраля в Центре культур Вышки прошла Зимняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ. В ней приняли участие более 400 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, «Дзена», «Авито», Альфа-Банка, Samokat.tech, Wildberries, Райффайзен Банка, а также сотрудники ФКН.

«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»

В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».

ФКН ВШЭ проведет зимнюю школу по программной инженерии — 2024

26–29 февраля 2024 года факультет компьютерных наук ВШЭ в третий раз проведет зимнюю школу по программной инженерии. Она будет посвящена современным инструментам и методам разработки программного обеспечения. С 26 по 28 февраля школа будет проходить в онлайн-формате, 29 февраля — в московском кампусе Вышки на Покровском бульваре. Зарегистрироваться для участия можно до 22 февраля.

На ФКН Вышки прошла вторая зимняя школа по программной инженерии

В этом году для участия во второй зимней школе по программной инженерии на факультете компьютерных наук ВШЭ было подано 625 заявок из 90 городов. Основными темами стали архитектура ПО, мобильная разработка, цифровые двойники, искусственный интеллект, разработка облачных сервисов, API, техдолг, QA, программные системы, Flutter, распределенные системы.

Тест-драйв бизнес-образования: в Высшей школе бизнеса ВШЭ прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры

10 и 11 февраля в Высшей школе бизнеса прошла Зимняя школа — образовательный интенсив для поступающих в магистратуру от ведущих преподавателей Вышки и экспертов из бизнеса. Мероприятие состоялось при поддержке корпоративных партнеров магистерских программ — «Б1», «Яков и партнеры», Kept, «ЛитРес», Unilever, МТС, НЛМК, УГМК, NielsenIQ, Straumann Group, Aero, «Ростелекома» и АФК «Система».

Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала соорганизатором зимней школы «Плавучего университета»

«Плавучий университет» — федеральный проект, помогающий студентам и молодым ученым погрузиться в научные исследования, связанные с науками о Земле, и побывать в большой экспедиции на борту научно-исследовательского судна. Но прежде чем попасть на борт НИС, нужно пройти подготовку и профессиональный отбор. Для тех, кто мечтает отправиться в научный рейс, и проводится зимняя школа.

«Мы решили провести Зимнюю школу по аналитике и DS, чтобы участники зарядились от классных спикеров»

В конце января Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ была организована Зимняя школа по аналитике и Data Science. В ней приняли участие более 250 человек. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, Ozon, IVI и  «Афиши» , а также сотрудники ФКН ВШЭ.

ФКН Вышки провел первую зимнюю школу по программной инженерии

14–18 февраля факультет компьютерных наук Высшей школы экономики организовал первую международную зимнюю школу по программной инженерии. Мероприятие состоялось при поддержке компании JetBrains, Университета Иннополис и Технологического института Шаффхаузена.