• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы готовим специалистов для будущего мира»

О том, какое образование предлагает абитуриентам факультет мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, рассказывает декан факультета Сергей Караганов.

— Сергей Александрович, будет ли прием на факультет мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ в 2010 году чем-то отличаться от того, как это было в прошлом году? И если да, то чем?

— Прежде всего, прием будет более предсказуемым. Предыдущий был первым приемом эпохи ЕГЭ, и подготовиться к нему было сложно. Когда мы узнали, что конкурс (при всей условности этого понятия, когда абитуриенты могут подавать документы практически на любое количество факультетов) близок к 100 абитуриентам на одно бесплатное место и больше 20 на платное, мы ужаснулись.

В результате у нас был чуть ли не самый высокий проходной балл в стране и на бесплатное и на коммерческое обучение и чуть ли не самый высокий конкурс в России. Так что мы были вынуждены резко увеличить прием, чтобы принять самых талантливых ребят. Сейчас мы уже понимаем, с чем мы столкнемся этим летом и, соответственно, с самого начала планируем гораздо больший прием первокурсников. Но думаю, что в этот раз мы серьезно повысим плату за обучение для того, чтобы не допустить взрывного увеличения численности студентов, поскольку это неизбежно сказывается на качестве образования.

— В чем специфика образования, которое предлагает абитуриенту ваш факультет?

— Мы не готовим чиновников, хотя наши выпускники могут работать в самых разнообразных структурах, включая правительственные. Мы даем максимально широкое гуманитарное образование, но при этом у нас и самая объемная программа в Вышке по количеству часов обучения. Дело в том, что кроме мировой экономики мы даем студентам знание страны и двух иностранных языков на профессиональном уровне. Кстати, именно поэтому мы не советуем абитуриентам со слабым английским поступать на наш факультет. Английский — обязательный язык для всех наших студентов, и если первокурсник владеет им плохо, то трудно себе представить, как он будет его подтягивать и одновременно осваивать второй язык. А ведь кроме языков надо еще и профессиональные знания получать.

Наш факультет готовит экономистов-международников и специалистов по международным отношениям. Особенность нашего образования заключается в том, что выпускники-экономисты становятся также специалистами в области международных отношений, а международники-политологи разбираются в экономике. Поскольку в современном мире, в отличие от науки, взаимоотношения экономики и политики — абсолютно бесшовны, мы готовим специалистов для будущего мира. Насколько я знаю, такое образование уникально в России, хотя я слышал, что некоторые факультеты других вузов тоже начинают развивать такой подход.

— Каким вы видите будущее вашего факультета? Планируются ли какие-то значительные преобразования?

— На самом деле факультет непрерывно и динамично меняется. У нас есть планы перспективного развития на 2015 и 2020 годы. Три года назад у нас было 500 студентов, а сейчас — 1150, в следующем году будет 1300. Три года назад у нас было сто преподавателей, а теперь — более двухсот. Мы каждый год вводим новые программы, заменяем старые. Главное, чему мы учим наших студентов — тому, что мир вступил в эпоху перманентных изменений, если не революций. Главное, к чему они должны быть готовы, это к изменениям и в стране, и в мире.

— А если говорить о формах обучения на факультете?

— Мы постоянно, примерно раз в полугодие, модифицируем обучение: создаем творческие рабочие группы, вводим новые предметы, проводим научные семинары с ведущими профессорами как нашего факультета, так и других факультетов ВШЭ и других вузов, создаем научно-исследовательские группы с другими университетами. Кстати, в этом году мы создаем такую группу с Гарвардским университетом. Между прочим, во всех научных проектах ассистентами работают наши студенты и даже получают за это небольшие деньги.

— Раз уж мы коснулись партнерских отношений с зарубежными университетами, расскажите, пожалуйста, о существующих программах стажировок, академических обменов.

— У нас — десятки проектов по стажировкам и обменам ежегодно. Мы постоянно отправляем студентов в Японию и последовательно увеличиваем программы обменов с Китаем. Мы регулярно проводим Летнюю школу с австрийскими университетами. Вообще, если студент ищет возможность уехать на полгода, мы это всячески поддерживаем и предоставляем ему индивидуальные рабочие планы. Лучшие из наших аспирантов имеют возможность бесплатно стажироваться в Гарварде. Мы отправляем аспирантов и в другие университеты и сейчас рассматриваем вариант перехода на двойные докторские (PhD) степени — нашу и какого-нибудь другого престижного университета.

— А как насчет двойных дипломов? Насколько я знаю, многие российские вузы сейчас пытаются продвигаться в этом направлении.

— Мы пока не рассматриваем вопрос о двойных дипломах просто потому, что, на мой взгляд, сегодняшняя ситуация с двойными дипломами в России отражает восприятие нашей страны как страны третьего мира. Это для нас неприемлемо. Я считаю, что Вышка уже давно достигла такого уровня, когда наш диплом должен цениться гораздо выше, чем дипломы тех западных университетов, с которыми уже сейчас можно заключить договоры о двойных дипломах. Другое дело, если удастся договориться о программе двойных дипломов с каким-то первоклассным университетом — это мы обязательно сделаем.

— Кто финансирует эти программы стажировок студентов и аспирантов?

— У нас много студентов, которые сами могут оплатить свои поездки по обмену. А студентам, которые не могут себе это позволить, но при этом очень хорошо учатся, факультет помогает с финансированием. У нас, к сожалению, ограничены возможности по бесплатным стажировкам. Факультет сам зарабатывает деньги, и если мы отправляем 5 человек на стажировку за наш счет, то это, разумеется, должны быть лучшие студенты. Второй вариант — софинансирование стажировок: мы приглашаем преподавателей и студентов из зарубежных партнерских университетов и оплачиваем их проживание в Москве, чтобы затем наши студенты могли бесплатно жить в этих университетах.

— Расскажите о преподавательском составе факультета. Каков критерий отбора преподавателей?

— У нас — высокопрофессиональный, я бы сказал, звездный преподавательский состав. Мы приглашаем к сотрудничеству лучших из лучших. Хочу отметить, что в этом году мы стали первым учреждением России, в котором появился статус профессора-исследователя. Им стал академик Иван Дмитриевич Иванов. С моей точки зрения, он — самый крупный экономист страны, один из самых образованных людей России, да и во всех отношениях человек просто блистательный. И именно для него мы создали этот статус. Он — первый и пока единственный профессор-исследователь в стране. И еще один важный момент — мы начали сами готовить для себя преподавателей из лучших студентов, которые заинтересованы в научной работе. Мы создаем им привилегированные условия — и бытовые и рабочие, потому что в наших интересах оставить самую талантливую, многообещающую молодежь в стенах университета.

— Что можно сказать о карьерных возможностях ваших выпускников? Где они, как правило, работают?

— В частном и государственном бизнесе. Они работают и в государственных управленческих структурах, но в гораздо большей степени они все-таки ориентированы на исследовательскую деятельность в бизнесе, чем на чиновничью. У нас нет специальной службы помощи по трудоустройству, но стажировки, контакты, обретенные в годы обучения в университете, безусловно, помогают нашим выпускникам в поиске работы. Часто наши студенты получают интереснейшие предложения задолго до окончания университета. И если к нам обращаются и просят рекомендовать кого-то из выпускников на престижную вакансию, то мы и это делаем, конечно.

У нас не было ни одного сигнала, что кто-то из наших выпускников не доволен местом своей работы. Бывает творческая неудовлетворенность или нереализованность, но это — другое дело. До кризиса начальная зарплата у лучших из факультетских выпускников нас просто пугала. Они получали такие деньги, которые, в принципе, не должны получать вчерашние студенты...

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Темпы роста мировой экономики могут оказаться одними из самых низких за последнюю четверть века

С 2022 по 2030 год ожидается, что среднегодовой темп роста мирового ВВП снизится примерно на треть по сравнению с теми темпами, которые были в начале XXI века, — до 2,2% в год (и даже ниже) против 3,2% в 2011–2021 годы и 4,0% в 2000–2010 годы. Такой прогноз приводится в докладе НИУ ВШЭ «Обзор актуальных прогнозов мировой экономики», который подготовлен в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

«Журнал будет интересен не только профессионалам»

Департамент мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ выпустил первый номер журнала «Современная мировая экономика». О принципах редакционной политики, приоритетных темах и отборе авторов новостной службе «Вышка.Главное» рассказал один из главных редакторов нового издания, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров.

«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта

Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.

На международном форуме обсудили законодательные аспекты развития мировой экономики

4–5 июня в Москве состоялся международный форум «Развитие парламентаризма», в подготовке которого приняли участие эксперты ВШЭ. Экспертно-аналитическое сопровождение обеспечили сразу несколько исследовательских подразделений университета.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.

Мужской взгляд на Вышку

Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.

Математики советуют не паниковать и решать задачи

Период подачи документов подходит к концу, накал страстей среди поступающих растет по мере приближения к дедлайну. В такой ситуации очень важно сохранить способность принимать рациональные решения и не поддаваться панике в общей суматохе. На помощь абитуриентам спешит математик Дмитрий Дагаев, который знает, что для поддержания мозга в тонусе нет ничего лучше математической задачки. Пару таких задач он подготовил для поступающих.