• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Планируем открыть магистратуру и аспирантуру»

В этом году в ГУ-ВШЭ пройдет первый набор студентов бакалавриата на исторический факультет. Своими идеями по формированию и развитию нового факультета делится декан Александр Каменский.

— Александр Борисович, историческое образование в «экономическом» вузе ГУ-ВШЭ отличается от того, которое предлагают в сугубо гуманитарных университетах? Если есть отличия, то какие?

— Вы правы, существует распространенное, но не вполне верное представление о том, что ГУ-ВШЭ — экономический вуз. Я бы сказал, что наш университет сконцентрирован на социальных науках, к которым относятся экономика, право, политология и социология. Как вы знаете, в Вышке есть и факультет психологии, и факультет философии. Так что, несмотря на свое название, университет имеет гораздо более широкий охват образовательных дисциплин. Насколько мне известно, когда университет создавался, ориентиром для него была Лондонская школа экономики, с которой ГУ-ВШЭ и сейчас активно сотрудничает и в которой тоже существуют факультеты и отделения, вроде бы не связанные с экономическими науками.

Специфика исторического образования в Вышке заключается в организации особой образовательной модели факультета. Изучение экономической теории является обязательным для студентов всех факультетов Вышки, и я считаю это очень важным, в том числе и для будущих историков. В перспективе одним из важных профилей нашего факультета, вероятно, будет экономическая история, чрезвычайно значимая область исторического знания, которая в нашей стране развивается совсем не так динамично, как хотелось бы.

— Видимо, статус Вышки как национального исследовательского университета тоже повлияет на образовательную модель факультета?

— Несомненно. Коллектив специалистов, который сейчас работает над созданием факультета, видит в этом уникальный шанс создать оригинальную инновационную модель исторического образования, которая соответствовала бы современному состоянию исторического знания и структуре исторической науки. Именно такую концепцию мы представили Ученому совету университета, и он ее одобрил. Мы рассчитываем, что на факультете будут разрабатываться крупные исследовательские проекты, в том числе международные, и на их основе будет строиться работа научно-учебных семинаров, которые будут начинаться с первого курса. С одной стороны семинар будет обучать студентов навыкам академической работы: формам, этическим нормам и принципам. А с другой стороны, он будет вовлекать студентов в реальную исследовательскую деятельность.

Современное гуманитарное знание — это сфера, где идут очень активные процессы и размываются границы между отдельными дисциплинами, возникают новые направления. Сегодня заниматься историей и изучением прошлого только в рамках традиционной исторической науки в принципе невозможно. Нужна серьезная философская подготовка, глубокие знания в социологии, психологии, экономической теории и других науках. К примеру, на современную историческую науку колоссальное влияние оказали труды западноевропейских мыслителей второй половины XX века. Настоящий историк, вне зависимости от того, чем он конкретно занимается, должен быть в состоянии прочитать эти тексты, написанные философским языком. Значит, мы должны дать соответствующую подготовку своим студентам. Поэтому принцип междисциплинарности — это один из основных принципов, на которых строится наша образовательная программа.

— Расскажите, пожалуйста, о преподавательском составе факультета и о том, какие кафедры вы планируете открыть.

— В первый год коллектив преподавателей будет очень небольшим. Мы пригласили целый ряд ведущих историков нашей страны. Одну из кафедр факультета возглавит Павел Уваров, член-корреспондент Академии наук, один из крупнейших медиевистов, другой кафедрой будет заведовать Игорь Данилевский, ведущий специалист по истории древней Руси. У нас будут работать Виктория Уколова, известнейший специалист по истории античности и раннему Средневековью, известные специалисты по теории исторического знания ординарные профессора ВШЭ Ирина Савельева и Андрей Полетаев, профессор Елена Вышленкова, автор целого ряда книг по русской истории XIX - начала XX веков и истории университетского образования в России, профессор Олег Будницкий, автор известных и популярных книг по истории России XX века, , и целый ряд молодых, но уже заявивших о себе исследователей и преподавателей. Я бы хотел подчеркнуть, что практически все, кто будет работать на факультете, имеют богатый опыт преподавания и в российских, и в зарубежных вузах.

На первом этапе работы факультета мы планируем создание трех кафедр, которые будут отличаться от традиционных тем, что организуются на несколько иных принципах. Структура факультета должна отражать структуру современной исторической науки. Мы выделяем две наиболее обширные области исторического знания — политическая история и социальная история — и создаем две соответствующие кафедры, которые будут дополнены еще одной кафедрой, которая сосредоточится на теории истории и методах исторического познания. В самом ближайшем будущем мы планируем открыть магистратуру и аспирантуру. Мы пока не предполагаем никаких профилей исторического образования, и это даст студентам большую свободу в выборе курсов, факультативов, исследовательских семинаров и поможет им самостоятельно определять траекторию своего образования.

— Планируете ли вы развивать международные проекты с другими вузами, и что вы думаете о двойных дипломах?

— Мне кажется, что двойной диплом часто служит чем-то вроде ложной приманки. Вышка — очень престижный вуз. Не только в нашей стране, но и за рубежом. Я считаю, что выпускникам ВШЭ второй диплом вряд ли нужен. Поэтому специально к этому стремиться мы не считаем необходимым.

Что касается международных проектов, то сейчас у нас возможностей гораздо больше, чем мы в состоянии реализовать, поскольку наш коллектив пока очень небольшой. Но по мере расширения факультета международных проектов станет больше. Сейчас идет завершающая стадия переговоров с Тюбингенским университетом в Германии о крупном совместном проекте по целому ряду сюжетов. Одна из тем будет связана с изучением частной жизни в России последних веков. Этот проект предусматривает и обмен студентами, и проведение совместных семинаров. На этой тематике будет строиться работа одного из научно-учебных семинаров.

Другой чрезвычайно интересный и вполне реальный проект связан с изучением судеб людей, оказавшихся на территории Германии во время Второй мировой войны в качестве военнопленных, перемещенных лиц, угнанных из Советского Союза на работу в Германию. На днях я встречался с директором музея Холокоста в Вашингтоне, который одновременно является крупным исследовательским центром и в котором хранится огромный архив, насчитывающий более десяти миллионов дел этих перемещенных лиц. Американские коллеги крайне заинтересованы в разработке архива и изучении судеб этих людей. А мы думаем о том, чтобы на этом материале строить работу еще одного научно-учебного семинара. Этот проект, конечно, будет нуждаться в проведении совместных семинаров, а наши студенты смогут работать с архивным материалом в Вашингтоне.

Кроме того, мы планируем приглашать на факультет наших коллег из европейских и американских университетов для выступлений с докладами, отдельными лекциями и в качестве приглашенных профессоров для чтения длительных лекционных курсов. Практически все мои коллеги, которые войдут в преподавательский коллектив факультета, это люди, известные в международном академическом сообществе и имеющие широкие профессиональные связи, так что возможностей для совместных исследовательских и образовательных проектов у факультета много.

— Какими вы видите своих будущих студентов?

— Обычно на исторический факультет идут ребята, которые интересуются историей, поскольку это один из школьных предметов, о котором они уже имеют представление, в отличие от экономики, или, скажем, социологии. Мы, разумеется, заинтересованы в том, чтобы приходили ребята мотивированные, с основательными знаниями из школьной программы и из книг по истории. Но практика показывает, что на истфак часто приходят люди, еще не определившиеся с выбором будущей профессии или вообще случайные. Мы, со своей стороны, будем строить работу факультета таким образом, чтобы всех своих студентов заинтересовать тем, что мы делаем, увлечь, показать, что перед ними на этой стезе будет значительно больше возможностей, чем им, может быть, кажется.

— Сколько студентов планируется принять на бюджетной и коммерческой основе?

— У нас будут 40 бюджетных мест и 20 — на коммерческой основе.

— Каковы, на ваш взгляд, основные карьерные возможности для выпускников исторического факультета?

— Одной из важнейших особенностей образовательной модели факультета должен стать общегуманитарный фундамент, который получат наши студенты и который на многих других исторических факультетах пока получить невозможно. Помимо того, что общегуманитарные знания — это основа исторического образования вообще, они играют важнейшую роль в плане карьерного роста. Это та основа, которая делает выпускников гораздо более мобильными, потому что у них — больше альтернатив и возможностей на рынкетруда.

Заблуждаются те, кто считает, что человек, получивший высшее историческое образование, может заниматься только какой-то академической деятельностью. В действительности абсолютное большинство выпускников многочисленных исторических факультетов заняты в самых разных сферах деятельности. Люди постоянно сталкиваются с информацией о прошлом — тем, что принято называть ретроспективной информацией. Управленческая, организационная, издательская, политическая деятельность, журналистика, политическая аналитика — это далеко не все области, в которых работают историки, и среди них очень много известных, успешных людей. Я полагаю, что именно историческое образование, которое они получили, повлияло и на выбор профессии и на их достижения.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»

В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.