• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ты точно станешь практикующим психотерапевтом — такова особенность программы»

«Ты точно станешь практикующим психотерапевтом — такова особенность программы»

Все больше людей в России воспринимают визиты к психологу не как вынужденное явление, а как полезное. При этом часто проблемы, с которыми приходят клиенты, — это трудности в рамках семьи. Работать с такими проблемами учат на магистерской программе ВШЭ «Системная семейная психотерапия». О том, как проходит обучение, почему учеба на этой программе меняет представление психолога о сути возникающих трудностей и какие еще преимущества получают студенты, выпускник программы Максим Панов рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.

Из медицины — в психотерапию

Мое первое высшее образование — медицинское, в 1992 году я закончил Челябинскую государственную медицинскую академию (ныне Южно-Уральский государственный медицинский университет). После этого я учился на факультете психологии МГУ, в 2007 году получил там второе высшее образование и уже затем пришел на программу под руководством Анны Варги, которая теперь является магистерской программой в НИУ ВШЭ.

Когда я заканчивал факультет психологии МГУ, надо было определяться, куда идти дальше. Факультет психологии в любом вузе дает некие базовые академические знания, но сразу же после этого работать консультантом чрезвычайно тяжело — нужна практическая специализация. Мне казалось, что именно на программе по системной семейной психотерапии я смогу получить ту теорию и практические навыки, которые будут нужны в работе.

Я знал, что есть и другие, очень интенсивные, программы обучения по семейной психотерапии: люди приходят заниматься два дня в месяц, по выходным, учатся с утра до позднего вечера, а потом на месяц исчезают. Но меня такой подход не устраивал. При обучении нашей специальности нужна ритмичность. Дело в том, что и в своей профессиональной деятельности — в консультировании, при планировании психотерапевтических сеансов — мы стараемся соблюдать ритм, очень важна определенная динамика. С точки зрения системного семейного психотерапевта, основные изменения как в одном человеке, так и в паре или семье, происходят за пределами кабинета, между встречами. Любой системе нужно время для перестройки.

Почему полезно изучать семью

Если человек планирует работать психотерапевтом, психологом-консультантом, то в любом случае он всегда в своей практике будет сталкиваться с клиентами, чьи трудности являются не их индивидуальными проблемами, а следствием неких отношений между этим клиентом и другими людьми. В большинстве случаев это трудности в рамках семьи, и получается, что нужно работать не только с данным клиентом, но и с теми людьми, с которыми он испытывает проблемы во взаимоотношениях. Как показывает практика, это более эффективный подход. Получается, что психологу приходится или самому осваивать принципы семейной психотерапии, либо направлять клиента к другому специалисту, который специализируется на семейных отношениях. А вот если у психолога есть образование по работе с семьями и парами, он в этой ситуации будет чувствовать себя гораздо более уверенно.

Через какое-то время с начала учебы (на второй год) вы должны приходить на занятия со своими клиентами и демонстрировать свою работу. Значит, нужно этих клиентов искать, практиковаться заранее.

Обучение по программе ССТ и практика в области системной семейной психотерапии меняет ваше представление о сути возникающих трудностей. Поле зрения значительно расширяется, фокус внимания смещается с индивидуума на взаимоотношения, система координат становится более обширной и насыщенной другими персонажами и информацией. Проблему клиента начинаешь видеть не только (и не столько) с его точки зрения, но и со стороны других людей. Этот сложный взгляд на проблему заставляет психолога думать по-другому, ставить перед самим собой и клиентами другие вопросы. Это, с одной стороны, помогает в работе с конкретным клиентом, с другой — обогащает профессиональный и жизненный опыт психолога. Открываются «новые двери», о существовании которых ты раньше и не подозревал.


Кстати, в рамках обучения на программе студенты совершают большую исследовательскую работу по изучению собственной «расширенной» семьи, всех родственников, о которых можешь узнать. Такая работа обогащает знаниями о себе через призму историй своих предков. Вся ценность этого процесса в том, что когда через это проходишь, начинаешь себя чувствовать по-другому — занимаешь по отношению к собственной семье исследовательскую позицию, становишься внешним наблюдателем. В этой «внешней» позиции становится легче, т.к. уменьшается обремененность эмоциональными связями и долгом и лучше понимаешь, за что ты ценишь своих близких, лучше осознаешь свое место в этой большой системе. Этот необычный исследовательский опыт потом очень помогает и в учебе, и в работе с клиентами.

Почему семейная психотерапия — системная

Вкратце — «системный подход» заключается в том, любой человек, с одной стороны, всегда является частью какой-либо системы. И трудности одного клиента рассматриваются в этом контексте. И тогда это уже симптом, не столько являющийся личной проблемой, сколько отражающий состояние этой системы — семьи, трудового коллектива и так далее. С другой стороны, каждый всегда является участником какой-либо коммуникации, т.е. взаимоотношения есть всегда. Даже если клиент сейчас одинок, ничего не делает, или молчит, он все равно находится в коммуникации, во взаимоотношениях. Простой пример: родственники сильно поссорились, разъехались, и физически находятся далеко друг от друга и даже не созваниваются. Может показаться, что каждый из них живет уже своей жизнью — и при этом они все равно находятся в отношениях, в некой коммуникации. И «посылают» друг другу сообщение, сигнал, который можно прочитать, например, как: «Мне так тяжело переживать свою обиду, что я до сих пор не могу с тобой разговаривать». И системным семейным психотерапевтам приходится расшифровывать эти разные подобные сообщения, учитывая при этом разные ситуации.

Учеба через практику

Обучение в магистратуре, помимо того, что ты получаешь теоретический базис, построено таким образом, что ты точно станешь практикующим психотерапевтом — такова особенность программы. В обязанность студентов входит показывать свою работу коллегам и преподавателям с учебной целью. Через какое-то время с начала учебы (на второй год) вы должны приходить на занятия со своими клиентами и демонстрировать свою работу. Значит, нужно этих клиентов искать, практиковаться заранее — никому не хочется на занятиях демонстрировать некомпетентность.

Для таких занятий (супервизий) есть специально оборудованное помещение.Раньше использовалось зеркало Гезелла (как в фильмах про полицию), теперь помещение с веб-камерой и микрофоном. В этом помещении идет реальное общение студента-психотерапевта с клиентом, а другие коллеги и преподаватели наблюдают за сессией за экранами мониторов в другой аудитории. Они могут при необходимости вмешаться с целью помощи по ходу сеанса, психотерапевт может выйти и посоветоваться с коллегами. Разумеется, клиент находится в курсе происходящего, он дает на это предварительное согласие, и обычно такие сеансы для него — бесплатные. Когда таким образом показываешь свою работу, получаешь очень ценную обратную связь от преподавателя — тебя могут поправить во время работы, подробно объяснят, где ты ошибся, а что можно было сделать лучше или по-другому.

Обучаясь на программе, ты почти сразу попадаешь в профессиональное сообщество.

Другой обязательный элемент обучения — это «сухая» супервизия, когда клиенты на занятия не приводятся, а студенты докладывают о своей работе с ними, рисуют генограмму семьи клиента, разбирают родственные и эмоциональные связи в нескольких поколениях. Студент рассказывает, с какими трудностями столкнулся в работе с этим случае, что собирается делать дальше, спрашивает совета, получает идеи от сокурсников и помощь от преподавателя.

Когда я закончил программу, то имел уже такой практический опыт, что был абсолютно уверен в своих силах, чувствовал себя уже далеко не начинающим, а вполне компетентным специалистом. А полученные знания и навыки были настолько многообразны, что позволили работать и с супругами, и с детьми, и индивидуально, причем по самым разным проблемам — от психологических травм до трудностей по службе.

Важно не столько быть экспертом, сколько доверять клиенту

Могу признаться, что мой опыт врача во многом мешал мне в процессе обучения, потому что у врача всегда одна позиция — экспертная: «я лучше, чем пациент, знаю, что такое быть здоровым». А вот системная семейная психотерапия учит, в том числе, и «не экспертной» позиции: когда психолог уверен в том, что клиент знает больше и лучше него, как клиенту будет лучше. Задача консультанта в этом случае заключается в том, чтобы помочь клиенту найти те ресурсы, с помощью которых он достигнет желаемого результата. Важно помочь клиенту найти в его жизни (или переживаниях) те эпизоды, опираясь на которые он сможет изменить собственное представление о себе как о проблемном человеке.

Как стать «своим» в среде профессионалов

Обучаясь на программе, ты почти сразу попадаешь в профессиональное сообщество. Для студентов обязательным является посещение открытых заседаний Общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП). Погружаясь в эту среду, ты завязываешь профессиональные связи, узнаешь жизнь большого профессионального сообщества. Очень ценно и неформальное общение — с людьми, которые в твоей области пишут исследовательские статьи и выступают на конференциях.

Студентов также поощряют читать, переводить и докладывать иностранную литературу, в том числе периодическую (есть ряд иностранных журналов, выпускаемых европейским и международным обществами семейных психотерапевтов). Я помню свой опыт: когда берешь подобный журнал, читаешь его и при этом понимаешь, что все, о чем там пишут, тебе хорошо понятно, то становится ясно, что ты учишься на переднем рубеже психологической науки. И это сильно мотивирует.

Работы в России хватает

В западных странах психотерапия входит в программу страховой медицины. У нас отношение к психологам долгое время было сдержанным, и даже настороженным. Дело в том, что в нашей культуре есть много возможностей обсудить личные проблемы, не прибегая к психологу, и это замечательно — далеко не всем нужна психотерапия. Но по своей практике я вижу, что все больше людей воспринимают визиты к психологу не как вынужденное явление, а как полезное. И трудностей с работой у российских психологов не будет, потому что времена наступают тревожные, а в такие времена люди больше нуждаются в поддержке.

Но, чтобы клиенты были, нужно качественно работать. Качественная работа предполагает эффективное образование. Хороший психотерапевт, как и хороший врач, передается из рук в руки, от одного клиента к другому. Восемьдесят процентов моей клиентуры — это люди, которые пришли по рекомендации.

О важности ролей

Считается, что женщины более охотно обращаются к психологу, чему мужчины. Но в системной семейной психотерапии нет представления о гендерных различиях — есть ролевые различия, а мужчина это, женщина или ребенок, не так важно. Вообще брак имеет сейчас скорее эмоциональное, чем юридическое или хозяйственное значение. А кто работает, кто моет посуду, кто сидит с детьми — это вопрос договоренности, не зависящей от пола родителя. Возьмем, например, гомосексуальные пары — там оба партнера одного пола, но они, как правило, играют заметно различающиеся роли.

Чем еще интересна семейная терапия? У нас многонациональная страна и очень разные традиции. Например, в русских семьях принято, что родительская семья жены принимает активное участие в жизни молодой пары, а на Кавказе традиция совсем другая: когда девушка выходит замуж, она как бы переходит из одной семьи в другую, и участие ее родственников в жизни молодой семьи рассматривается как неуважение к молодому мужу. Эти особенности семейному психотерапевту необходимо знать, но, с другой стороны, принципы, на которых мы работаем, позволяют успешно работать с представителями разных культур в разных условиях.

Как психотерапевт — психотерапевту

У каждого терапевта есть возможность «супервизироваться». Это почти обязательная практика: два раза в месяц в ОСКиП каждый специалист может проконсультироваться о профессиональной проблеме с коллегами — конечно, с согласия клиента. И у большинства из нас есть собственный терапевт, с которым ты обсуждаешь уже не профессиональные случаи, а свои личностные трудности, которые, правда, также могут быть связаны с работой. Бывают профессиональные ситуации, которые очень сильно тебя задевают «за живое», потому что проблемы клиентов напоминают о похожих трудностях, которые сам испытывал в своей личной жизни. И лучше об этом поговорить с другим терапевтом: это принесет пользу и тебе самому, и, в конечном счете, повысит эффективность твоей работы.

Вам также может быть интересно:

В лектории ВШЭ поговорят о решении семейных проблем

Вышка продолжает летний лекционный сезон в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Июльские лекции будут полностью посвящены вопросам семейной психологии, так что прийти на них будет полезно всем вне зависимости от научных интересов.

Кризис как важная часть жизни любого человека

Жизнь любой семьи состоит из этапов, которые можно пройти как конструктивно, так и деструктивно. Какие риски возникают на каждом этапе семейной жизни, стоит ли бояться кризисов и как сохранить гармоничные семейные отношения, рассказала в рамках лекционного проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» преподаватель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» Елена Чеботарева.

«Трудно через всю жизнь пронести душевные отношения, а не ролевые»

Почему женщины готовы терпеть насилие в семье, а мужчины боятся говорить о проблемах? Как мужу и жене научиться слышать друг друга и почему не надо стесняться просить помощи? Об этом в интервью новостной службе ВШЭ рассказывает Анна Варга, руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия».

Психотерапевтов обучат работе с семьями

На факультете психологии ВШЭ открывается магистерская программа «Системная семейная психотерапия». Обучение на ней будет проходить под руководством ведущих российских и зарубежных психотерапевтов-практиков. Заявления на поступление принимаются до 15 июля.