• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В следующем учебном году в Школе дизайна НИУ ВШЭ обновится формат магистратуры

Арсений Мещеряков, руководитель Школы дизайна

К программе «Дизайн», которая  реализуется сейчас, добавится программа «Коммуникационный дизайн». Внутри учебных процессов также произойдут перемены, а среди профилей магистратуры «Дизайн» появится новый — «Дизайн книги». Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков рассказал о том, как поделятся бюджетные и коммерческие места, зачем нужен уровень «с нуля», для какого дизайнера в России всегда будет масса работы и как зарабатывать во время учебы.

— Почему вы решили поделить магистратуру на бюджетную и коммерческую?

— На программе «Дизайн» с 2016 года будут бюджетные места, а на «Коммуникационном дизайне» — нет. Мы разделили их таким образом в силу того, что «Коммуникационный дизайн» — крайне востребованная программа. Один ее профиль рассчитан на повышение уровня уже опытных дизайнеров, другой — на начинающих, собирающихся получить эту профессию. И в том, и в другом случае студенты имеют возможность почти сразу использовать получаемые навыки, опыт и связи для зарабатывания денег. Поэтому и программа коммерческая. Другие направления, сосредоточенные в магистерской программе «Дизайн», а это «Мода», «Режиссура анимации» и «Территориальный брендинг и дизайн городской среды» — не имеют такого моментального прикладного применения и нуждаются в бюджетных местах, их будет 20. 

 Чем разделение программ будет интересно студентам — где будет проходить новая «граница» специальностей? 

— Сегодня огромное количество анимации используется в коммуникационном дизайне, и наоборот. Между дизайном среды и коммуникационным дизайном тоже нет четкой границы — большое количество работ связано с навигацией, с дизайном интерьеров — например, музейными интерьерами. Такую работу выполняют не классические художники интерьеров или архитекторы, а часто — дизайнеры, которые вышли из графического дизайна: достаточно вспомнить Эрика Белоусова. За счет наших дисциплин студенты могут прицельно получать нужную им специализацию и при этом пробовать и другие направления, даже совмещать их. 

Мы видим, что книга как объект возвращается, но за последние 5-7 лет, пока процветал миф о смерти печатного слова, очень сильно деградировала профессия дизайнера книги

Если говорить об индустрии моды, то между дизайнером одежды и коммуникационным дизайнером более четкая граница. Да, для понимания современного языка дизайна необходимы одни и те же знания, но применять их в данном случае нужно в разных местах — поэтому мы приняли решение разделить обучение.  

— Коммуникационный дизайн вы также поделили на профили — зачем?

— Мы поделили программу на уровни, — на базовый и продвинутый — то есть, для начинающих и для имеющих опыт и знания в дизайне. Поскольку дизайнер — это хорошо оплачиваемая профессия, сразу дающая возможность зарабатывать, на продвинутый уровень часто приходят сложившиеся специалисты просто для того, чтобы лучше делать свою текущую работу, тогда как базовый уровень выбирают люди, стремящиеся найти новую профессию и работу — и быстро ее находят. В новой магистратуре «Коммуникационный дизайн» мы намеренно поделили уровни так, чтобы люди без дизайнерской подготовки могли учиться в своей среде, равно как и профессионалы. 

Кстати, для опытных дизайнеров в программе «Дизайн» мы дорабатываем четвертый профиль, который скорее всего уже появится в 2016 году.


Занятия в Школе дизайна

— Какой области он посвящен?

— Это «Дизайн книги». Мы видим, что книга как объект возвращается, но за последние 5-7 лет, пока процветал миф о смерти печатного слова, очень сильно деградировала профессия дизайнера книги. Мы хотим объяснить, что такое современная полиграфия и современный издательский процесс, в результате которого книга становится арт-объектом, равно как и журнал — и прелесть их в том, что это объект осязания, предмет роскоши, если хотите, и имеет совсем иную концепцию, нежели блоги в сети или цифровая литература. Я вижу классных дизайнеров, но они не понимают, как может быть устроена современная книга, допускают технологические ошибки и нуждаются в повышении профессионального уровня.

— Как будущий магистр выбирает себе профиль?

— Сам. Профили во многом продолжают направления, которые есть в нашем бакалавриате, где в новом году мы откроем еще два важных для нас профиля — «Дизайн и фотография» и «Дизайн и программирование». Когда у нас появится опыт работы с интерактивными технологиями на бакалаврском уровне, мы планируем открыть эти направления и в магистратуре — тогда нашим будущим выпускникам бакалавриата будет интересно продолжить профессиональный рост на новом уровне. 

— Что будет представлять из себя учебный процесс в обновленной магистратуре?

— Во всех направлениях структура образовательной программы простая и внятная. Существуют всего 3 большие дисциплины. Креативное проектирование — главная творческая дисциплина, где под руководством куратора студенты работают над персональными проектами.

Технологические дисциплины (Технологии дизайна) — это различные программы, работая с которыми студенты на примере собственных проектов учатся переводить свои творческие замыслы на цифровой язык.

Теоретическая часть (История и теория искусства) — история искусств и профильные предметы в зависимости от направления обучения: например, история костюма на направлении «Мода» и т.д.

Коммуникационный дизайн — универсальная профессия, потому что сегодняшние потребности индустрии уже не ограничиваются только графикой, они включают в себя и интернет, и анимацию и т.д.

По этой схеме построено обучение и на «Дизайне», и на «Коммуникационном дизайне». При этом обучение выстроено так, что все дисциплины идут в связке, а темы, которые студенты проходят, к примеру, на «Истории и теории искусств», прошивают их творческие задания. При этом у каждой группы свой постоянный куратор.


Работы студентов направления «Мода» образовательной программы «Дизайн»

— Чем обязанности куратора отличны от обязанностей других преподавателей?

— Куратор — это особо полезный человек для группы, практик, хороший современный дизайнер. У нас, как правило, кураторами работают люди с мировым именем, как Игорь Гурович, Андрей Логвин, либо молодые, модные, перспективные дизайнеры, завоевавшие уже авторитет у молодежи — Протей Темен и т.д. Это люди с определенным весом и глубиной доверия. У нас, честно говоря, нет предпочтения в пользу опыта или в пользу молодости, мы стараемся не противопоставлять, а объединять — чтобы традиции дизайна постигались через самые современные технологии. Поскольку дизайн очень быстро меняется, нам очень важно все время обновляться. В этом смысле обучение здесь немного похоже на моду — нужно все время быть в правильном стиле, это не та профессия, где нужно стоять на каких-то незыблемых академических позициях, здесь все меняется. Дизайнеру нужно быть модным.

— В таком случае: не трудно будет преподавателю с такими компетенциями «опуститься» до преподавания базового уровня «Коммуникационного дизайна»?

— Ничуть. Базовый уровень — вообще наша фундаментальная программа, она ежегодно обновляется, это та программа, на которой выстроена вся Школа дизайна. Эту программу разрабатывали несколько опытнейших дизайнеров таким образом, что студенты за год осваивают базу полностью, а занятия ведут самые классные преподаватели. Это важный фундамент именно для человека «с нуля», тогда как человеку, который уже закончил условную «Строгановку» и пришел к нам на продвинутый уровень, нужно заниматься повышением квалификации.

— Кого из преподавателей вы пригласили специально для расширенной магистратуры?

— «Режиссуру анимации» будут курировать блестящие режисеры-аниматоры Михаил Алдашин и Алексей Алексеев. Кроме того, к нам приходят замечательные Михаил и Михаил Лабазовы, — отец и сын, известные архитекторы, преподаватели. Они придут с новыми концепциями, и мы с их помощью начинаем двигаться на еще один континент, связанный с архитектурой — дизайн городской среды. 

Как в Москве, к примеру, может применить себя человек с дипломом дизайнера городской среды?

— В Москве городская среда развивается таким образом, что вместо асфальта легла плитка, появились велодорожки, исчезли стихийные парковки. Идея есть, а хороши или плохи детали — решает горожанин. Слоган города — «Лучший город земли». Посмотрим. Мегаполис всегда труден для работы, кроме того в России еще масса городов, вообще не охваченных преобразованиями, так что работа есть. 

С одной стороны, программа сильно развивает общий уровень дизайнера, с другой — она вполне прикладная, потому что тенденции создания брендинга города, и создания у города «лица» повсеместны. И люди, имеющие такой опыт, могут оказаться на гребне спроса.

— Какие возможности для заработка и проявления творческих амбиций вы предоставляете магистрам? Например, в вашей лаборатории при Школе дизайна, на стажировках?

— Мы постоянно ищем такие возможности. Лаборатория дизайна — это большая структура с большими амбициями, она является даже не вспомогательным инструментом, а одним из главных. Это важная часть концепции Школы. Работа Лаборатории — искать новые рынки, находить возможности для работы и применения студентов. Начиная с третьего курса бакалавриата студенты участвуют в тех проектах, которые мы собираем в Лаборатории. Два магистра и два бакалавра уже являются штатными сотрудниками Лаборатории, занимаются разработкой наших сайтов. 

Думаем и про моду. Сейчас ведем переговоры о перспективах сотрудничества с Музеем моды, который хочет развивать брендинг и всячески сотрудничать. В этом случае для магистров направления «Мода» открываются интересные возможности. Также мы планируем наладить сотрудничество «Моды» с театрами для получения опыта в работе с театральным костюмом.


Занятия в Школе дизайна

— Можно сказать, какие именно профессии могут получить выпускники новой магистратуры и где они смогут работать?

— Коммуникационный дизайн — универсальная профессия, потому что сегодняшние потребности индустрии уже не ограничиваются только графикой, они включают в себя и интернет, и анимацию и т.д. Не так давно графический дизайн стал коммуникационным, потому что информация, которой служит дизайн, передавалась, передается и будет передаваться, какие бы формы она ни принимала. Поэтому дизайнер сейчас легко находит работу. На начальном уровне ты можешь заниматься буклетами, на высоком уровне — делать огромные книги, крупные рекламные кампании и т.д. 

Профессиональные связи — очень важный вопрос, даже главный.  Как раз магистратура нужна для погружения в среду, общения с профессионалами, это достигается с помощью обучения через проекты

На магистерском профиле «Анимация» студенты готовятся к большой творческой карьере. Руководители профиля, режиссер-аниматор Михаил Алдашин и Алексей Алексеев — это люди, которые вместе с Александром Татарским начинали всю нашу новую анимацию, это совершеннейшие фанатики с очень высокими требованиями, и их задача сделать такую магистратуру, которая институционализирует студента в профессиональном сообществе как художника. Они готовят режиссеров для фестивальной жизни и реализации собственных проектов, которые просто обязаны стать известными. Требования к поступающим у них очень высокие!

«Территориальный брендинг и дизайн городской среды» будет готовить профессионала, ориентированного на работу с городом и его неисчерпаемыми потребностями в информации. «Мода» скорее направлена на то, чтобы готовить дизайнеров со своими творческими историями, при этом знакомыми с разными областями индустрии — модной журналистикой, байингом, мерчандайзингом, продюсированием. Наш принцип  — задать вкус к творчеству и развить концептуальное мышление, с которыми выпускник сможет встроиться в индустрию. Сейчас невозможно научить чему-то от и до, можно дать лишь ключи, а дверь открывать надо самому.  

— Что насчет важных связей профессионала и самой среды/индустрии? Как вы этому способствуете?

— Профессиональные связи — очень важный вопрос, даже главный. Если говорить про профессию, важно не кем они будут работать, а где они будут работать. Как раз магистратура нужна для погружения в среду, общения с профессионалами, это достигается с помощью обучения через проекты —  не просто учебные задания, а реальные проекты с представителями индустрии. «Индустрия» в данном случае — это большая часть наших преподавателей, гости просмотров, наших открытых мероприятий, руководители стажировок и т.п. 

— У вас на сайте есть цифровое портфолио студентов — могут ли сторонние наниматели пользоваться им в качестве такого узкоспециализированного hh, чтобы искать себе сотрудника по личным критериям?

— Такая возможность уже есть, любое портфолио открыто. Это наше лицо, мы работаем над тем, чтобы максимально усовершенствовать и продвигать этот ресурс как открытую платформу для поиска талантливых дизайнеров. Для меня как для руководителя Школы дизайна и как заказчика и арт-директора с опытом, этот инструмент незаменим. Я знаю, что происходит в Школе, могу получать обратную связь, ставить оценки за работу прямо в сети, могу найти для проекта подходящего студента. 

Еще один плюс проекта «Портфолио» — объективизм. Представьте, один преподаватель добрый и ставит хорошие оценки даже за низкий результат. А «злой» преподаватель ставит оценки ниже за большие достижения. Поскольку это дизайн, и тестом его не проверишь, оценка всегда более-менее субъективна. Портфолио как раз дает возможность объективной оценки через дистанционный просмотр работ разными преподавателями, и пусть в этой сфере полной однозначности добиться невозможно, но прозрачности — да.

Вам также может быть интересно:

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.

Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»

В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№

С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.

Студенты Школы дизайна ВШЭ представят перформанс в театре «Практика»

26 марта факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ покажет новую работу в рамках сотрудничества с театром «Практика». Студенты 1-го курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна подготовили перформативную программу к спектаклю «Кровоизлияние в МОСХ», поставленному «Практикой» по пьесе Алексея Житковского.

«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»

Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.

Выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в «Рекорде» откроется 12 марта

Бакалавры 1-го курса профиля «Коммуникационный дизайн» нижегородской Школы дизайна ВШЭ представят свои работы 12 марта в Центре культуры «Рекорд». Креативные проекты студенты разрабатывали в течение второго модуля обучения, который предполагает создание двух и более серий шрифтовых и графических плакатов. Кроме того, каждому обучающемуся необходимо было придумать персонажа, который смог бы стать олицетворением их концепта.

«На языке дизайна»: открытые лекции Школы дизайна Вышки

Зимний сезон лекций посвящен главной и базовой теме, с которой началась Школа дизайна ВШЭ 11 лет назад — коммуникационный дизайн. Также слушатели смогут узнать больше об онлайн-бакалавриате школы. Лекции с кураторами профилей — топовыми представителями индустрии — будут выходить каждую среду февраля в 18:00 на Youtube-канале Школы дизайна.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.

Семинары по созданию авторских книг пройдут в MMOMA при участии Школы дизайна ВШЭ

С 31 января по 27 марта в Образовательном центре Московского музея современного искусства (ММОМА) пройдет цикл встреч, посвященных экспериментальным форматам печатных изданий. Каждая лекция будет дополнена мастер-классом, где все желающие смогут попробовать разные техники, задать вопросы, получить навыки создания книжного произведения. Среди ведущих практических занятий — преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ Юлия Блюхер и Ксения Плотникова, а также студенты Вышки.

Студентка Вышки сняла клип для группы «Пикник»

Студентка 3-го курса направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна Вышки Ольга Гальченко в рамках учебного задания создала мультипликационный клип на песню «Шарманка» группы «Пикник». Музыканты заметили и оценили работу Ольги. Они предложили студентке разместить видео на своем канале. Об истории появления мультфильма она рассказала в интервью.