• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я нахожусь в нужном месте, и это удивительно приятно»

Соня Костина поступает на магистерскую программу факультета психологии ВШЭ «Персонология и экзистенциальная психотерапия». «Субъективная концепция смысла жизни должна быть связана с поступками человека», — считает она.

— Соня, что вас привлекает в профессии психолога? Почему, окончив бакалавриат Вышки, вы решили продолжить образование на магистерской программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия»?

— Тут сошлось несколько факторов. Во-первых, принимая важные жизненные решения, я всегда стараюсь прислушиваться к тому, что и как во мне откликается. Этого же принципа я придерживаюсь в науке — скажем, все мои работы, написанные в бакалавриате, были посвящены темам, которые тем или иным образом «зацепили» меня, в которых мне было интересно разбираться.

Во-вторых, у нас читал лекции Альфрид Лэнгле, мы провели с ним четыре дня, которые были заполнены интенсивными занятиями по экзистенциальному анализу. И вот, слушая профессора Лэнгле, я поняла, что его идеи о жизни и человеке, об отношениях, которые должны выстраиваться между клиентом и консультантом, в целом его подход к терапевтической работе, — все это хорошо «ложится» на мое мировоззрение. Экзистенциально-аналитическая теория близка мне тем, что воздействие на человека осуществляется в форме бережного сопровождения, при доверии к самому человеку, его ресурсам и силам. После этого «интенсива» я начала читать книги по экзистенциальному анализу. Не могу сказать, что проштудировала сразу сотни томов по данной проблематике, но то, что я узнавала и до сих пор узнаю, подталкивает меня и дальше личностно и профессионально развиваться в этом направлении.

Ну и, в-третьих, сфера моих научных интересов тесно связана с экзистенциальной проблематикой, в своей выпускной работе в бакалавриате я попыталась выявить взаимосвязи между категорией смысла жизни и его воплощением в деятельности. И я вижу логическое развитие этой темы именно в рамках обучения на магистерской программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

— Смысл жизни — пресерьезная тема для выпускной квалификационной работы. Удалось ли вам получить какие-то конкретные результаты?

— Исследуя эту проблематику, мы с моим научным руководителем Евгением Николаевичем Осиным предположили, что субъективная концепция смысла жизни, то есть те содержания, которые человек вкладывает в данное понятие, должны быть связаны с реальной деятельностью субъекта, его поступками и жизнетворчеством. И в своей работе я предприняла попытку выявить и исследовать различные стратегии жизнетворчества, которые позволяют людям выстраивать реальную жизнь в соответствии со своими смыслами.

— Что еще важно для вас при обучении в магистратуре?

— Меня воодушевляет перспектива обучения и общения с теми людьми, которые преподают на программе. Для меня важно быть на одной волне с человеком и хоть иногда чувствовать, что мы рассуждаем в одном направлении. А на программе собрано максимальное количество преподавателей, которые отвечают моим запросам, которые подходят на роль моих наставников, и это, повторюсь, для меня очень ценно.

— Вы уже пробовали себя в профессиональной деятельности? Где-то работаете?

— Сейчас я сотрудник Научно-учебной группы позитивной психологии и качества жизни ВШЭ и связываю свое профессиональное развитие с академической деятельностью, мне бы хотелось после магистратуры поступить в аспирантуру.

Когда училась в бакалавриате, я попробовала себя в тренинговой деятельности, собственно, еще готовясь к поступлению на факультет психологии, была уверена, что именно тренингами и буду заниматься в дальнейшем, но провела месяц на практике в Институте тренинга «Петербург», «прощупала» эту работу и поняла, что на данный момент это не мое.

— То есть в будущем вы бы хотели заниматься консультированием и терапией?

— Пожалуй, да. Понимаете, пока я только прикоснулась к сфере консультирования, наблюдала несколько консультационных сессий и супервизий, в учебном формате пробовала что-то сама проводить. Этого опыта мало. Но я чувствую в себе ресурсы для того, чтобы в будущем консультировать. Надеюсь, за следующие два года я узнаю многое, что позволит мне приступить к самостоятельной консультативной практике.

— Если вернуться к поступлению в бакалавриат, как вы выбирали вуз?

— Я три года готовилась к поступлению в ГИТИС, специально занималась с режиссером, у которого хотела учиться. Но поварившись немного в театральной сфере, поняла, что не хочу провести в ней всю свою жизнь. По результатам профориентационных тестов выходило, что, кроме театра, у меня есть склонности к психологии и политике. Когда я сказала родителям, что хочу заниматься психологией, сначала это было воспринято прохладно, но потом они как-то свыклись с этой идеей. Я стала готовиться к поступлению на психологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. О Вышке, точнее, о вышкинской межрегиональной олимпиаде, мне рассказала мама моего одноклассника, который готовился к поступлению сюда. Я приняла участие в олимпиаде и поступила.

— Вы довольны тем, что все так сложилось? Не будете скучать по театральной атмосфере?

— Я уверена, что нахожусь в нужном месте. И это удивительно приятное ощущение, оно является для меня дополнительной точкой опоры, которая помогает преодолевать сложности в учебе и жизни.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.