• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публичная политика сильна дебатами

В Подмосковье прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры кафедры публичной политики ВШЭ.

На участие в Зимней школе кафедры публичной политики было подано в срок 72 заявки от иностранных участников, еще 17 заявок было прислано после дедлайна. Конкурс на участие в Зимней школе составил около 6 человек на место. Отбор участников осуществлялся на основе следующих критериев: интерес к предметному полю публичной политики и понимание особенностей этого направления, которое отражается в теме исследования, способность сформулировать тему и гипотезы исследования; мотивация учиться на магистерской программе «Политический анализ и публичная политика» или учиться на двойной PhD-программе кафедры публичной политики. Поскольку заявки поступили из более чем 30 стран дальнего зарубежья организационный комитет решил пригласить на школу не более одного человека от каждой страны, даже если от одной страны было больше двух заявок (в связи с ограниченностью мест). В итоге отобрали 12 участников Зимней школы.

Главным менеджером — организатором школы был Иван Кондратенко. Не обошлось без помощи волонтеров — студентов магистерской программы «Политический анализ и публичная политика», которые встречали иностранцев в аэропортах (Ксения Бараковская, Дмитрий Картавов, Сима Давлет-Кильдеева, Сергей Орлов, Лана Парастаева), обеспечивали им культурную программу в Москве, а также синхронный перевод церемонии торжественного открытия школы и лекций на русском языке (Олег Сон, Джонни Джибладзе, Ася Ходырева, Павел Кипарисов).

Первый целый день школы, начался с выступления первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, который говорил о важности магистерского образования и лидерстве НИУ ВШЭ в этом секторе. Также первый проректор отметил переход ряда магистерских программ Вышки на преподавание полностью на английском языке. Н.Ю.Беляева, как руководитель одной из девяти таких магистерских программ, представила участникам Зимней школы иностранных участников.

В этот же день состоялась сессия «Political Culture Day: Cultural Heritage of countries and Public Policy issues». Перед началом школы организаторы попросили участников выполнить два задания: подготовить небольшую презентацию о том, как политическая культура страны влияет на положение дел с публичной политикой и политический режим (а заодно и с правами человека) на национальном уровне.

Джиджута Пансьяван, участница из Таиланда, работающая волонтером в лагере беженцев в Танзании, рассказывала о свободе слова и самовыражения в ее родной стране — в контексте закона об оскорблении королевской особы (как многие узнали на Зимней школе, преступлением в Таиланде могут считаться даже неосторожные записи в социальных сетях). Нера Валентич из Хорватии, Дина Милованович из Сербии говорили о студенческих протестах на Балканах в новейшее время, почему в них разуверились и как студенческое движение пало жертвой политических манипуляций и эгоизма студентов. Студенты рассказывали, как они (когда-то) смогли изменить историю — сместить Милошевича в Сербии.

Еще из презентаций, прозвучавших на «cultural day», запомнились: сравнительный анализ ситуации в Турции и Норвегии (об этом говорил Ведат Севинсер, выпускник университета Осло и редактор англоязычного сайта о Норвегии родом из Турции), история о движении за прямую демократию в Испании (которое, по словам Алисы Мартини, также выросло из студенческих протестов или, точнее, реакции простых граждан на то, как жестоко были эти протесты подавлены), традиции и разные современные практики референдумов в Швейцарии, о которых говорил участник Зимней школы Марко Руминьяни.

На следующий день студенты устроили презентацию исследовательских проектов. Бурную дискуссию вызвала презентация Шоирахон Нурдиновой, узбекской аспирантки из Латвийского университета, которая пишет сравнительное исследование о гендерном равенстве (и неравенстве) и человеческом измерении в Узбекистане и Латвии; особенно много вопросов было задано о возможностях женщины расторгнуть брак, соотношении традиционного права и действующего законодательства в Узбекистане.

Затем заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ, руководитель магистерской программы Нина Беляева выступила с лекцией «Public policy vs political science», которая собрала не только иностранных, но и российских студентов. В своей лекции Н. Беляева обозначила разницу предметных полей классической политической науки (politics) как изучение процесса борьбы за власть и анализа публичной политики (public policy analysis) как междисциплинарного поля профессиональной деятельности в области политического управления (governance) и научно-исследовательских разработок (policy studies & policy science).

В этот же день на презентацию магистерской программы приехал десант студентов первого и второго курса магистерской программы «Политический анализ и публичная политика». Они рассказали о своих проектах и личных впечатлениях от обучения на магистерской программе.

Всеволод Герасимов рассказал о своем опыте поступления на программу через Олимпиаду ВШЭ для студентов, а Павел Кипарисов — о том, как он поступил по основному конкурсу, о составе документов, входящих в портфолио, а также поделился опытом составления такого пакета документов, который повышает шансы поступления на программу.

Владимир Базавлюк поделился впечатления от участия в международной Летней школе «Практика на Балтике 2012», которая уже 13-й год проводится кафедрой публичной политики и организуется студенческим активом ВШЭ.

Екатерина Вдовинец и Максим Варин рассказали о том, как они проходили стажировку в Университетском колледже Турина и Болонском университете в Италии, какие курсы слушали, как им это помогло для написания магистерской диссертации и в целом для расширения кругозора.

Яна Миночкина рассказала о том, как получила дипломы Сараевского и Болонского университетов, будучи студентом второго курса магистратуры ВШЭ и собирается получить третий диплом магистра публичной политики в Вышке.

Отвечая на вопросы участников школы, студенты рассказали о складывающихся карьерных траекториях, так как почти все уже работают в компаниях, государственных учреждениях или общественных объединениях.

На следующий день модераторами и основными спикерами школы стали молодые преподаватели кафедры А. Потсар, В. Сливяк, Д. Зайцев, которые руководили специализированными сессиями.

В. Сливяк взял на себя самую трудную, утреннюю, сессию последнего дня и смог всех увлечь рассказом у роли экологических движений в формулировании публичной политики в сфере глобального климата, индустриальной политики, о сотрудничестве по проблемам Арктики и контроле над транспортировкой ядерных отходов. Также он рассказал о том, как экологические движения влияют на экономическую политику в США, странах Европы и в России.

А. Потсар организовала и модерировала сессию по правозащитной специализации, в которой принял участие один из ключевых сотрудников старейшей российской правозащитной организации — Московской хельсинской группы — Вадим Карастелев и лидер женской региональной организации Кризисный центр для женщин Петербурга Анастасия Ходырева. На сессии А. Потсар рассказала о примерах трудоустройства наших выпускников, которые получили дипломы по специализации «Права человека и демократическое управление», а также продемонстрировала международные проекты кафедры с зарубежными партнерскими вузами.

Заместитель заведующей кафедрой публичной политики Д. Зайцев построил свою сессию иначе, рассказав подробнее об особенностях преподавания аналитических предметов на магистерской программе, а кроме того пригласил лидеров аналитических центров и представил слушателям сложившиеся карьеры выпускников программы в ведущих аналитических структурах. Молодой зарубежный аналитик Надя Дуглас, приехавшая по обмену из Университета Гумбольта, рассказала не только о своем исследовании, но и жизни зарубежного аспиранта в России, бытовых проблемах и способах их решения, проблемах интеграции в иную культурную среду. Денис Волков, руководитель PR департамента и исследовательских проектов «Левада-Центра» по изучению гражданского общества в России, автор нашумевшего доклада о протестном движении в России, рассказал об особенностях исследовательской и аналитической работы в старейшем социологическом центре России, необходимых умениях и навыках прикладных исследований.

Затем выступил приглашенный зарубежный специалист, давний партнер ВШЭ, лидер Европейской федерации школ со штаб квартирой в Париже Эдуард Ягодник (Edouard Jagodnik), который рассказал о новом способе распространения и контроля знаний в цифровую эпоху. А именно о дистанционной сдаче тестов на знание различных параметров организации и работы европейских институтов, европейских ценностей, условий ведения бизнеса в Европе. Участники сессии смогли узнать об организации этого теста, результаты которого обрабатываются единой сетью, принадлежащей компании Pearson (она, кстати, обрабатывает и результаты теста на сертификат на знание английского языка TOEFL). Участники школы сами попробовали пройти тест Eubat, ответив на часть вопросов. Дискуссия о доступности таких средств обучения возникла между представителями Западной Европы — с одной стороны, и представительницей из Азии и примкнувшим к ней студентам из Восточной Европы — с другой.

Фирменным знаком школ, проводимых кафедрой публичной политики, является завершение групповой работы в виде дебатов. Вела дебаты автор и идейный вдохновитель данного формата групповой работы Н. Беляева. В качестве темы дебатов был выбран вопрос «Global Participation and Global Problem Solving: from «inside» or «outside». What is more effective strategy for influence?» Группа «инсайдеров» доказывала, что более эффективными формами гражданского участия в решении глобальных проблем публичной политики является стратегия сотрудничества с государственными акторами (национальными государствами и международными правительственными организациями). Противоположный тезис доказывала группа «аутсайдеров». Она выступала за альтернативную стратегию поведения неправительственных гражданских акторов — отстаивания и адвокатирования (advocacy) собственной альтернативной политики решения глобальных проблем, без неоправданных компромиссов с государственными акторами и структурами, а наоборот, с давлением на них «извне».

Интересно, что слушатели разделились на группы по уже обозначавшейся линии раскола: «благополучная» Европа и «развивающийся» Восток. Представители Западной Европы выступали за «инсайдерские» стратегии, а ребята из Восточной Европы и Азии — за «аутсайдерский» вариант. Эксперты, составившие жюри дебатов (Эдуард Ягодник, Денис Волков и Иван Кондратенко) отмечали неизбежность пободного раскола. Там, где демократические политические институты принятия решений сложились и работают сравнительно эффективно, как в странах Западной Европы, более распространены стратегии «инсайдерского» сотрудничества. Наоборот, в странах Восточной Европы, где демократические процедуры и институты не столь развиты и распространены, более эффективными являются стратегии отстаивания собственной позиции извне государственных институтов.

Хотя дебаты закончились победой группы «аутсайдеров» (тренер В. Сливяк), она была достигнута с незначительным перевесом итоговых экспертных оценок над группой «инсайдеров» (тренер А. Потсар). Главным результатом дебатов стали приобретенные навыки аргументации и отстаивания собственной позиции, умения прислушиваться к мнениям и аргументам оппонентов, грамотно и терпеливо вести диалог с теми, чью позицию вы не разделяете. Именно таков был итог, подведенный ведущей дебатов Н. Беляевой.

Важно отметить, что на дебаты к нам присоединились русскоязычные студенты, что показало как эффективность формы дебатов для школы, так и заинтересованность российских студентов в групповой работе с зарубежными студентами.

 

А вот что говорят о Зимней школе сами ее участники:

Джонни Джибладзе, Москва:

— Мне опыт работы на Зимней Школе очень понравился, хотя и страшно было, что не потяну синхронный перевод. Да, мы на этой Школе именно работали, но зато и провели пару дней в прекрасной обстановке и в отличной кампании. Наши иностранные абитуриенты — просто потрясающа команда собралась, спасибо за это Ивану Кондратенко!

С каждым есть о чем поговорить — и лично и профессионально. Учиться с кем-то из них в следующем году — это для нас и радость, и гордость и для всей нашей программы огромный потенциал развития.

Олег Сон, Москва:

— Мне очень понравилось работать на Зимней школе. Я никогда не вел синхронный перевод. Было очень полезно попробовать себя в этом качестве. Судя по отзывам зарубежных студентов, это получилось. А мне было очень интересно с ними общаться, поддерживаем контакт и после школы.

Ведат Севинсер, Норвегия:

— Зимняя школа для меня была изумительной и вдохновляющей. Во-первых, высокое качество и преданность преподавателей просто поразительны. Также, команда менеджеров, занимающихся организацией, была дружелюбной и полезной. Они были больше, чем простые координаторы, благодаря их компании и неутомимой готовности помочь, мы получили самые лучшие впечатления от Зимней школы.

Другая положительная сторона программы — это возможность учится как в формальной, так и в неформальной обстановке. Во время семинаров по публичной политике у нас был шанс общаться друг с другом и делиться опытом и впечатлениями.

Один из самых серьезных результатов Зимней школы для меня это появление множества новых друзей, а также новые идеи исследования. Как только вернулся в Норвегию, начал писать программу исследования, связанного с тем, что мы обсуждали на школе и стал искать пути для того, чтобы связать его с Россией и ВШЭ.

Нера Валентич, Хорватия:

— Зимняя школа — это одно из самых интересных образовательных событий, произошедших со мной. Надеюсь приехать учиться в Москву. Мне очень понравилось отношение преподавателей к нам. Наши дискуссии в домике иностранных студентов были самой лучшей частью. Еще не могу не упомянуть волонтеров, встретивших нас в аэропорту, и Олега и Джонни, переводивших нам лекции.

Марко Руминьяни, Швейцария:

— Я по-настоящему наслаждался временем, проведенным в Ершово, место восхитительное: все было отлично, размещение и еда, и само место — типично русское для отдыха загородом. Я просто влюбился в Ершово.

Говоря о семинарах: выбранные темы были весьма интересны, и я, конечно, впечатлен уровнем лекций. Это заставило меня по-настоящему задуматься о перспективах будущего обучения в России, вполне вероятно, в ВШЭ.

Вероника Филлипкова, Словакия:

— Я узнала много нового благодаря интересным лекциям. Школа организована на высшем уровне. Я имею в виду все эти дискуссии, кейс-стади участников из разных стран, место наших встреч (эта маленькая уютная комната, где мы сидели все вместе).

К тому же, у меня появилось много друзей из России, это оказались очень милые и теплые люди, готовые помочь в любую минуту. Даже студенты с других программ были дружелюбными и разговорчивыми, и это было приятно.

Я счастлива тому, что приняла участие в школе, это одно из моих лучших впечатлений. Я люблю Россию, поэтому хочу продолжить свое образование там и очень рада, что есть такая программа как Зимняя школа, давшая мне так много подробной информации.

Джиджута Тан, Таиланд:

— Зимняя школа предоставляет платформу для кросс-культурного общения молодых лидеров. Я думаю, что это важно не только для общения и сотрудничества, но и для расширения академического обмена между социальными активистами и поощрения их активного участия в общественном движении.

Больше того, Зимняя школа создает пространство для обмена идеями, связанными с глобальными проблемами. Участники могут оставаться на связи и следить за ситуациями, происходящими в странах их друзей.

Иована Джиорджиска, Македония:

— Я очень рада, что участвовала в Зимней школе для будущих студентов, организованной при участии кафедры публичной политики, так как это потрясающая возможность узнать больше о русской культуре, воспринять подход лекторов к делам публичной политики, а также получить информацию «из первых рук» от международных участников по соответствующим вопросам в их странах.

Самое привлекательное в Зимней школе — это насыщенная академическая программа и возможность получить знания от профессорско-преподавательского состава, то есть тех людей, которые непосредственно вовлечены в исследования публичной политики в России. Я вдохновилась знакомством с каждым из тех людей, которых я встретила на Зимней Школе, и благодаря им, сама поездка стала одним из самых запоминающих событий в моей жизни.

 

Из приведенных мнений, видно, что зарубежные студенты, которым посчастливилось попасть на Зимнюю школу, заразили своим энтузиазмом и все сообщество наших зарубежных абитуриентов. Те, кому в Ершово попасть не удалось, остались на связи с нами через социальные сети и убедили менеджеров кафедры провести еще несколько таких мини-школ для поступающих иностранцев, на которые они готовы приехать за свой счет, чтобы подробней узнать о конкурсе портфолио и всех секретах поступления.

Так что теперь у нас прибавилось хлопот: готовим серию мини-школ для иностранных абитуриентов, которые планируем проводить в последнюю неделю каждого месяца, до окончания срока приема конкурсных документов.

 

Дмитрий Зайцев, Иван Кондратенко, Сима Давлет-Кильдеева, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»

В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.

На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.

«Зимняя школа по аналитике и Data Science предоставила возможность найти единомышленников»

В начале февраля в Центре культур Вышки прошла Зимняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ. В ней приняли участие более 400 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, «Дзена», «Авито», Альфа-Банка, Samokat.tech, Wildberries, Райффайзен Банка, а также сотрудники ФКН.

«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»

В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».

ФКН ВШЭ проведет зимнюю школу по программной инженерии — 2024

26–29 февраля 2024 года факультет компьютерных наук ВШЭ в третий раз проведет зимнюю школу по программной инженерии. Она будет посвящена современным инструментам и методам разработки программного обеспечения. С 26 по 28 февраля школа будет проходить в онлайн-формате, 29 февраля — в московском кампусе Вышки на Покровском бульваре. Зарегистрироваться для участия можно до 22 февраля.

Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».  Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

На ФКН Вышки прошла вторая зимняя школа по программной инженерии

В этом году для участия во второй зимней школе по программной инженерии на факультете компьютерных наук ВШЭ было подано 625 заявок из 90 городов. Основными темами стали архитектура ПО, мобильная разработка, цифровые двойники, искусственный интеллект, разработка облачных сервисов, API, техдолг, QA, программные системы, Flutter, распределенные системы.

Тест-драйв бизнес-образования: в Высшей школе бизнеса ВШЭ прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры

10 и 11 февраля в Высшей школе бизнеса прошла Зимняя школа — образовательный интенсив для поступающих в магистратуру от ведущих преподавателей Вышки и экспертов из бизнеса. Мероприятие состоялось при поддержке корпоративных партнеров магистерских программ — «Б1», «Яков и партнеры», Kept, «ЛитРес», Unilever, МТС, НЛМК, УГМК, NielsenIQ, Straumann Group, Aero, «Ростелекома» и АФК «Система».

Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала соорганизатором зимней школы «Плавучего университета»

«Плавучий университет» — федеральный проект, помогающий студентам и молодым ученым погрузиться в научные исследования, связанные с науками о Земле, и побывать в большой экспедиции на борту научно-исследовательского судна. Но прежде чем попасть на борт НИС, нужно пройти подготовку и профессиональный отбор. Для тех, кто мечтает отправиться в научный рейс, и проводится зимняя школа.

«Мы решили провести Зимнюю школу по аналитике и DS, чтобы участники зарядились от классных спикеров»

В конце января Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ была организована Зимняя школа по аналитике и Data Science. В ней приняли участие более 250 человек. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, Ozon, IVI и  «Афиши» , а также сотрудники ФКН ВШЭ.