• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистранты Банковского института: учеба в Европе

Выпускники практико-ориентированной программы «Финансовый аналитик» Банковского института ВШЭ делятся впечатлениями об обучении в университетах-партнерах. Яна Цыганова рассказывает об Университете прикладных наук Вены, Владимир Трынов — о Берлинском университете имени Гумбольдта.


— По какой программе вы проходите обучение в вузах-партнерах? Какие курсы выбрали для изучения?

Яна Цыганова: Во втором семестре 2012-2013 учебного года я получила возможность поехать на один семестр по обмену в Австрию, в Университет прикладных наук Вены (Fachhochshule des BFI Wien), который считается одним из лучших в Австрии по подготовке финансистов. Так как отношения с этим вузом Высшая школа экономики установила только в этом году, я стала первой студенткой по обмену с этим университетом. Я учусь на узкоспециализированной прикладной финансовой программе в Банковском институте ВШЭ и именно поэтому я выбрала программу «Quantitative Asset and Risk Management» в Университете прикладных наук Вены. Эта программа так же, как и программа «Финансовый аналитик» Банковского института ВШЭ, строит свои курсы в соответствии с программой CFA Institute. Мне было важно освоить те финансовые дисциплины, которые не так широко освещены в моей московской программе. Скажем, в мою программу обучения попали следующие курсы: Asset Class Foreign Exchange, Portfolio Asset Management, Asset Class Credit Products, Asset Class Interest Rate Products, Structured Products, и, конечно же, я взяла курс немецкого языка и австрийской культуры, который был доступен всем студентам, приехавшим в Университет прикладных наук Вены по обмену.

Я очень рада, что свой последний семестр магистратуры провела именно в Вене и благодарна своему вузу за эту возможность.

Владимир Трынов: Я прохожу обучение в Университете имени Гумбольдта на экономическом факультете по программе «Master's Program in Economics and Management Science» (MEMS). Так как программа международная и открыта для приема студентов со всего мира, она состоит из курсов, которые преподаются на английском языке. Набор курсов достаточно широк, потому что на обучение по обмену отводится целый год.

В целом состав программы можно описать тремя блоками дисциплин: во-первых, по экономической теории, затем — в области финансов и бизнеса, и еще есть блок математических дисциплин.

В каждом блоке есть обязательные предметы к изучению, как, например, микроэкономика, макроэкономика. Эти предметы участники программы должны пройти и сдать в любом случае. Однако распространена практика перезачета этих дисциплин из вуза, в котором данные предметы уже были сданы ранее. Именно так дело обстоит у студентов программы «Финансовый аналитик» Банковского института ВШЭ.

Продолжая обучение, студенты могут выбрать самостоятельно последующие предметы к изучению. Для получения допуска к написанию магистерской работы и, как следствие, для завершения программы MEMS необходимо пройти и сдать минимальное количество предметов по выбору из каждого блока. Минимальное количество определяется суммой кредитов набранных предметов, как и в НИУ ВШЭ, каждый блок имеет свой минимальный объем кредитов для завершения. Это минимальное количество кредитов студент может по своему усмотрению заполнить теми предметами, которые ему интересны.

К назначенному сроку каждая группа должна была сдать отчет с выкладками, результатами проведенных тестов, включая статистические приложения и полный анализ полученных результатов. Анализ проводился на реальных данных, собранных студентами самостоятельно.

Для себя в зимнем семестре я выбрал предметы, которые отчасти были необходимы для более полного усвоения материала текущих предметов летнего семестра и которые мне показались интересными. Среди них были: Corporate Finance, Introduction to Financial Accounting, Asset Management и Strategic Marketing. В первом семестре моего обучения я специально не выбрал много предметов, чтобы сориентироваться в учебном плане и специфике изучения. Отдельно стоит упомянуть про предмет Strategic Marketing: данная дисциплина состояла из лекций и серии домашних работ, выполнявшихся в группах. К назначенному сроку каждая группа должна была сдать отчет с выкладками, результатами проведенных тестов, включая статистические приложения и полный анализ полученных результатов. Анализ проводился на реальных данных, собранных студентами самостоятельно. Дисциплина, на мой взгляд, была интересной, чувствовалась групповая работа при поиске решения реальных задач.

В летнем семестре я набрал больше предметов и семинаров для изучения. В список моего летнего семестра входят следующие курсы: Financial Statement Analysis, Financial Engineering, Theory of Social Choice, Game Theory. Последние два предмета не относятся к области моих интересов, однако они позволят мне выполнить требования по закрытию блоков дисциплин.

Хотел бы остановиться более подробно на видах семинара, которые есть в моем индивидуальном учебном плане. Привычный для студентов Вышки семинар здесь называется Tutorial. Он представляет собой обсуждение тем, более тесно связанных с фундаментальными аспектами дисциплины; студенты готовят презентации по статьям и учебному материалу, в конце сдают индивидуальную работу на 10-15 страниц с анализом и результатами исследованной проблемы. В моем нынешнем расписании присутствуют два стандартных семинара: Software in Operational Research и Environmental and Resource Economics.

Второй вид семинаров — кейс-семинар. Он идет по предмету «Corporate Finance». Как может быть ясно из названия, на этом семинаре студенты разбирают реальные бизнес-кейсы деятельности компаний, как и в Банковском институте НИУ ВШЭ. Материалы кейсов изданы Harvard Business School, к каждому кейсу имеется список вопросов, на которые студенты в командах подготавливают письменные отчеты с решениями и обоснованием. На занятии преподаватель проводит разбор правильного решения и координирует дискуссию среди разных команд в процессе обсуждения их решений.

И, наконец, третий вид семинаров — семинар для написания магистерской выпускной работы, Thesis Seminar. В европейской системе обучения этот семинар, по своей сути, ближе к научно-исследовательским семинарам НИУ ВШЭ. В ходе занятий профессор презентует материал, отражающий специфику исследования при написании выпускной работы, в дальнейшем начинается презентация научно-исследовательских статей, которые студенты выбирают из предложенного списка и подготавливают к обзору.

В свою очередь, с темой магистерской диссертации в Университете Гумбольдта я еще не определился. Дело в том, что студентам Гумбольдта предоставляется возможность писать работу в течение трех месяцев: от момента регистрации в системе заявки на старт написания работы и до момента сдачи ее научному руководителю. При этом работу можно начать писать в следующем семестре относительно того, в котором были сданы экзамены по регулярным предметам. В принципе можно даже наоборот сделать: написать работу, не закрыв минимум по блокам регулярных дисциплин. В этом случае участник программы числится студентом до тех пор, пока не сдаст экзамен по последнему предмету, закрывающему минимум кредитов.

— Насколько интенсивным было ваше обучение на этих программах?

Интенсивность аудиторных занятий на моей магистерской программе в Вене не сильно отличается от московской (даже была чуть ниже), а вот домашней подготовки требуется явно больше. Как и в Москве, финансовые дисциплины здесь преподают профессионалы своего дела, практики, способные структурировано донести до студентов и теорию финансов, и реалии современных рынков по всему миру.

Яна Цыганова: Интенсивность аудиторных занятий на моей магистерской программе в Вене не сильно отличается от московской (даже была чуть ниже), а вот домашней подготовки требуется явно больше. Как и в Москве, финансовые дисциплины здесь преподают профессионалы своего дела, практики, способные структурировано донести до студентов и теорию финансов, и реалии современных рынков по всему миру. Хотелось бы особенно отметить, что, несмотря на то, что в моей группе я единственный студент, не владеющий достаточно свободно немецким языком, все занятия ведутся только на английском, равно как и все материалы, которые рекомендуются нам для подготовки. Для меня это очень ценно, так как нет никаких барьеров в процессе обучения.

В целом мне показалось, что учиться в Венском университете прикладных наук несколько сложнее. Возможно, причина в более строгой дисциплине во всем. Такая система прибавляет мотивации, ведь пересдачи летнего семестра только осенью. Однако,несмотря на сложности обучения, учиться очень интересно. Я смогла познакомиться с рядом финансовых продуктов, о структуре и свойствах которых не знала раньше, был решен не один реальный кейс, прочитано много статей.

Владимир Трынов: После обучения на факультете экономики и в Банковском институте ВШЭ магистерская программа в Университете имени Гумбольдта не является чем-то совершенно новым для меня. Характер и методика преподавания мне знакомы, материал курсов в меру сложный.

Первое время было непривычно слету схватывать английскую речь, но эта заминка со временем прошла, и сейчас я в принципе не замечаю, что слушаю на английском, а про себя рассуждаю на привычном русском языке. Да и природа финансовых дисциплин сложилась из терминов на английском языке. Поэтому когда преподаватель дает объяснения на языке оригинала, то и понимание сути излагаемого материала проходит лучше и логичнее.

Что отличает европейское образование от российского, так это большее количество реальных примеров из практики, реальных бизнес-кейсов. При этом постоянно присутствует теоретическое объяснение разобранных ситуаций, преподаватели часто приводят примеры из недавних событий на рынке того или иного сектора. Также я заметил, что материал разных курсов по финансовым дисциплинам был в некоторой степени взаимоувязан. То есть, когда я приходил с одной лекции на другую, складывалось впечатление, что речь идет о той же теме, но по другим аспектам, и таким образом по пройденному материалу складывалась более полная картина на основе разных курсов лекций.

Однако темп преподавания и насыщенность курсов ощутимые. В этом деле помогает то, что все материалы лекций и семинаров можно заранее скачать и распечатать с университетской интернет страницы, где преподаватели могут их публиковать. К слову, в Европе очень активно привлекаются программные приложения для отладки и повышения эффективности повседневной деятельности. Многие предметы тесно увязаны с работой в статистических программах, поэтому студент должен уметь разбираться в них хотя бы на уровне начинающего пользователя. Навыки программирования часто встречаются в требованиях к вакансиям на соискание должности в компании. В этом плане я считаю, что в НИУ ВШЭ было недостаточно практики использования возможностей вычислительной техники в рамках изучаемых курсов. В остальном мне как студенту НИУ ВШЭ вполне комфортно продолжать обучение в Университете имени Гумбольдта. Конечно, во многом благодаря тому, что ВШЭ, и в частности Банковский институт, уже давно ориентируются на западные стандарты обучения и дают своим студентам крепкие фундаментальные знания, прививает полезные навыки, дающие возможность уверенно ориентироваться в текущей экономической ситуации.

— А какие-то национальные особенности учебно-образовательного процесса за рубежом вы отметить можете?

Вообще всему Университету прикладных наук в Вене присуща строгая дисциплина. Это касается как студентов, так и педагогов. Вся посещаемость строго контролируется считыванием личных штрих-кодов, задания публикуются и сдаются только через единый образовательный портал, который не забывает напоминать о подходящих сроках сдачи той или иной работы. Преподавателям отводится строго две недели на проверку любой контрольной, по истечении которых, в системе напротив личного кода студента непременно появляется его оценка. Это удобно, когда все работает как часы.

Яна Цыганова: Вообще всему Университету прикладных наук в Вене присуща строгая дисциплина. Это касается как студентов, так и педагогов. Вся посещаемость строго контролируется считыванием личных штрих-кодов, задания публикуются и сдаются только через единый образовательный портал, который не забывает напоминать о подходящих сроках сдачи той или иной работы. Преподавателям отводится строго две недели на проверку любой контрольной, по истечении которых, в системе напротив личного кода студента непременно появляется его оценка. Это удобно, когда все работает как часы.

Заметное отличие австрийской образовательной практики от той, что присуща Высшей школе экономики, пожалуй, заключается, в том, что после проверки преподавателем все итоговые работы студентов хранятся в секретариате, и они доступны для сканирования вместе с пометками преподавателей. Однако — никаких апелляций при условии, что экзамен сдан.

Владимир Трынов: Я бы отметил одну бытовую особенность. В Берлине очень много студентов, и все они выглядят, именно как нормальный студенческий «слой населения». Это заметно по тому, как они одеваются, как ведут себя, как общаются — все непринужденно, свободно, без заминок и как будто на одной волне. Как известно, Германия — страна очень свободных нравов. Наверное, по этой причине нет социальной напряженности, публика более благосклонно относится друг к другу.

Вторая особенность — в течение семестра много народа можно встретить в библиотеке университета. Здание Jacob-und-Wilhelm-Grimm-Zentrum, построенное по современным стандартам и архитектурному стилю, было сдано в эксплуатацию совсем недавно, в 2009 году. Внутри 6-этажного здания много места для самостоятельной работы как с использованием своей техники, так и на компьютерах самой библиотеки. Естественно, это не просто библиотека, это целый центр по хранению информации на физических и электронных носителях, оборудованный автоматизированными системами по приему и получению книг, материалов и необходимой информации. К удобству публики в здании расположена столовая, залы с диванами и креслами, индивидуальные комнаты для работы в полной тишине, а также читальный зал под стеклянной крышей всего корпуса. Так как библиотека закрывается в 12 ночи, это очень популярное место для выполнения текущих заданий по предметам.

— При столь плотной учебной нагрузке удалось ли вам выделить время на путешествия, общение с другими студентами?

Яна Цыганова: Хотелось бы отдельно сказать о том, что отдел международных связей Университета прикладных наук Вены старается всячески помочь преодолеть все трудности, тебя всегда проконсультируют и приободрят. Помимо этого, эти люди также позаботились о насыщенной культурной программе своих подопечных, ведь, учась в таком городе, как Вена, было бы преступлением не изучить каждый уголок этого красивого города и его окрестностей. Вместе с другими студентами я съездила покататься на горных лыжах в Альпы, в окрестности Зальцбурга, а оперативное выполнение домашних заданий позволяло выделить время даже на небольшие евротуры.

Владимир Трынов: Так как программа предназначена для набора студентов из-за рубежа, состав потока интернациональный. В целом в университете наблюдается некоторое преобладание студентов из Китая, России и Германии. Хотя немало ребят и из стран Евросоюза, США, Африки. В таком многонациональном коллективе всегда интересно пообщаться.

Если говорить о путешествиях, кроме Берлина, я побывал в Дрездене, Лейпциге и Гамбурге. Города друг от друга сильно отличаются, хотя, безусловно, все они европейские и тихие по сравнению с Москвой.

Наталья Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Банковский институт ВШЭ и Институт CFA: магистерская программа «Финансовый аналитик»

В 2014 году Банковский институт ВШЭ отмечает пять лет сотрудничества с Институтом CFA, США(CFA Institute), международной организацией, объединяющей свыше ста тысяч финансовых специалистов во всем мире. Одним из итогов успешного сотрудничества стало открытие в 2011 году первой в Восточной Европе магистерской программы «Финансовый аналитик», которая имеет официальный статус программы-партнера CFA Institute.

Мой опыт адаптации: учеба в Калифорнии

Выпускница магистратуры факультета психологии ВШЭ Ксения Бубукина, поступившая в California State University, Los Angeles, написала о своем опыте поступления в американский вуз, особенностях обучения в нем, а также перспективах получить работу после окончания.

Маленькая страна — большие возможности

Выпускник факультета права ГУ-ВШЭ Павел Анненков, получивший одновременно с вышкинским магистерский диплом (LLM) Университета Люксембурга (по соглашению о студенческом обмене между двумя университетами), рассказывает о своей учебе за рубежом.

Для студентов ВШЭ Институт Конфуция сделал исключение

В сентябре три студента факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики отправятся на годичную стажировку в Цзилиньский университет (Китай).

Как живется американским аспирантам

10 июня состоялась встреча студентов Высшей школы экономики и аспиранта Принстонского университета (США), выпускника ГУ-ВШЭ Андрея Рачкова.

В составе IMESS

1 февраля состоялась встреча студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников ГУ-ВШЭ с руководителями программы International Masters in Economy, State & Society из Университетского колледжа Лондона.

«Ключевой аргумент — стремление»

Ксения Лачина, выпускница факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, окончила магистратуру Лондонской школы экономики, успешно строит карьеру в Лондоне, собирается пересечь Атлантику на парусной яхте.

Музей городских экспериментов

О том, ценят ли в американских университетах диплом Вышки, кому принадлежит Нью-Йорк и что такое «городское развитие», рассказывает выпускник Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ 2008 года Федор Новиков.

Москва — Кентербери: магистральная линия

О совместной магистерской программе Школы российских исследований ГУ-ВШЭ и департамента международной политики Университета Кента в Кентербери "Международные отношения в евроатлантическом и евроазиатском сообществах" рассказывает декан Школы российских исследований Леонид Ионин.

Российский бизнес и ЕС: без стереотипов

Недавно Артем Булатов, выпускник бакалавриата факультета политологии ГУ-ВШЭ, вернулся в Москву из Великобритании, где прошел первый год его обучения на совместной магистерской программе ГУ-ВШЭ и Университета Кента "Международные отношения в евроатлантическом и евроазиатском сообществах".