• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Зарабатывать деньги и исполнять общественную миссию"

Профессор ГУ-ВШЭ Александр Архангельский — филолог, телеведущий, писатель, критик — рассказывает о том, как в свое время поступал в вуз, размышляет о специфике гуманитарной части ЕГЭ и проблемах журналистского ремесла.

— Александр Николаевич, в эти дни абитуриенты выбирают вузы, в которых будут учиться. У каждого свои приоритеты, множество различных обстоятельств влияет на их выбор. А как вы в свое время выбирали вуз?

— Я учился в Педагогическом институте имени Ленина, на факультете филологии. Это была судьба. Никаких связей, которые помогли бы мне попасть в престижные по тем временам вузы, у меня не было, и я пошел туда, куда реально мог поступить, и не жалею об этом. Во-первых, я получил достаточно свободного времени на академическое самообразование. Во-вторых, я встретил в Пединституте блестящих преподавателей, среди которых были Алексей Федорович Лосев и мой учитель Валентин Иванович Коровин, на кафедре которого я потом защищал диссертацию.

— Должен ли, на ваш взгляд, доступ к высшему образованию быть максимально открытым или будет разумнее создать на этом пути определенные барьеры?

— Я бы предпочел, чтобы на пути к собственно диплому были барьеры. Некоторое время я преподавал в Университете Женевы, и там после двух лет обучения студенты проходят очень жесткий отсев: если человек не тянет, он просто уходит из университета. Достаточно строгая система оценки знаний действует и в Вышке. И подобный подход мне кажется вполне адекватным, но шанс попробовать себя, поступить в вуз, естественно, нужно предоставлять всем.

— Многие считают, что ЕГЭ не позволяет адекватно оценивать уровень гуманитарной подготовки выпускников школ. Каково ваше отношение к этой проблеме?

— Я думаю, что сейчас надо думать не о том, как покрасноречивей обличить ЕГЭ, а о том, как действовать в рамках сложившейся ситуации. Специфика гуманитарного знания такова, что единая модель без поправок, без уточнений работать не будет. Значит, нужно думать над тем, как сделать эту модель гибкой, как наполнить ЕГЭ иным содержанием. На мой взгляд, в ЕГЭ по литературе часть "С" разумнее было бы превратить в другую форму сочинения. И проводить ЕГЭ по всем гуманитарным предметам, возможно, стоит в два дня, как это делается, например, в Польше.

— Является ли журналистика, по вашему мнению, "полноценной" профессией?

— Журналистика — ремесло, очень важное для общества, наделенное миссией служения, но все-таки ремесло. Что касается тех, кто идет в журналистику, но хочет стать писателем, это их право. Вопрос в том, какой журналистикой они будут заниматься — очерковой или аналитической — и легко ли будет совместить по времени работу и писательство. Но от "яканья" и изложения своих тонких впечатлений от окружающей жизни на первых курсах все равно придется отказаться, потому что в журналистике важно, прежде всего, собрать информацию и внятно донести ее до аудитории. Публицистика — это отдельная ниша, и те, кто туда пойдет, должны понимать, что конкурировать им придется гораздо жестче, чем в нише собственно журналистики. Там мест под солнцем меньше, критерии отбора строже, и выживет действительно сильнейший.

— Нигде специально не готовят журналистов для желтой прессы, тем не менее, их армия растет. Каково ваше, университетского преподавателя, отношение к этому сегменту журналистики?

— К сожалению, желтая журналистика — это тоже журналистика. Вы работаете на адресата и продаете ему информацию в той форме, в какой он ее хочет получать. Здесь можно рассуждать о сложности нравственного и профессионального выбора, но запретить вы ничего не сможете. Своим студентам я на первой лекции говорю, что они пришли в профессию, в которой нет однозначного решения существующих внутри нее проблем. Они одновременно будут зарабатывать деньги и исполнять общественную миссию, все время пытаясь найти выход из этого противоречия. Если же они предпочтут плыть по течению, их утянет на дно.

— Насколько востребована сейчас качественная журналистка, скажем, такой жанр, как журналистское расследование?

— Вообще жанр расследования в его западном понимании у нас отсутствует. Те расследования, которые у нас были и отчасти проводятся до сих пор, в массе своей либо заказные, либо неграмотные, либо и заказные, и неграмотные одновременно. Безусловно, есть отдельные исключения, есть смелые журналисты, но расследование — это жанр, а не только проявление смелости. Кроме того, когда ты таким жанром занимаешься, нужно быть не только смелым, но и осторожным, нужно отдавать отчет, что ты ходишь по минному полю. Что же касается бескомпромиссности в журналистике, то журналист всегда зависит от издания, информационной среды, запросов, собственных взглядов, наконец. Журналистика — компромиссная профессия, вопрос только в том, где находится предел твоего компромисса, где та черта, за которую ты никогда не переступишь.

— Вы много лет работаете на телевидении. Нашли ли вы ответ на вопрос, кто кого создает — телевидение телезрителя или наоборот?

— Телевидение зависит от запроса зрителя и само же этот запрос формулирует. Это ловушка, в которой находятся и производители, и потребители телевизионного продукта. Другое дело, что время от времени телевидение должно решаться на разрушение существующих форматных границ, иначе оно не будет развиваться. Большие телевизионные начальники это понимают и, надо отдать им должное, иногда решаются экспериментировать, ставить в эфир то, что может и "не пойти" у зрителей.

— Александр Николаевич, что бы вы посоветовали своим будущим студентам?

— Прежде всего, нужно отдавать себе отчет в том, что мы не можем научить студентов действовать в условиях, которые выпадут на их долю через пять-шесть лет — все слишком быстро меняется в профессии, особенно в нынешнюю цифровую эпоху. Если раньше телевидению требовались люди, которые могли говорить с миллионами, то развивающееся интернет-телевидение потребует людей, которые могут говорить с тысячами, а это совсем другая профессия. Поэтому бесполезно учить современных студентов на примере прошлых журналистских приемов. Мы все время занимаемся поиском новых решений, моделируем ситуации, которые на телевизионном рынке только возникают, форматы, которые еще только складываются. Так что если вы не боитесь придумывать новые ходы для решения будущих задач, отношения у нас сложатся. Я делаю ставку на самостоятельно мыслящих людей, способных обосновать свое мнение, даже если я с ним не согласен.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышло в свет учебное пособие Института медиа ВШЭ по деловой журналистике

30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику». Первое собственное пособие Вышки по данной теме подготовили сотрудники Института медиа ВШЭ и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

«Я знаю, что в моей жизни будет еще не одна Олимпиада»

На завершившейся в Рио Олимпиаде работали несколько выпускников НИУ ВШЭ. Елена Стенькина, Дарья Смирнова и Евгения Долина рассказывают о том, как благодаря Вышке они пришли в спортивную индустрию, хотя еще несколько лет назад даже не представляли себе, что будут как-то связаны со спортом.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.