Новая наука ответит на вызовы цифровой эпохи
Опубликованы доклады прошедшей в Словении в рамках XVI международной научной мультиконференции «Информационное общество» 3-й конференции по новой научной дисциплине — когнитонике. Организатором конференции выступил сооснователь этого направления, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Владимир Фомичев.
— Владимир Александрович, вы уже рассказывали в своем интервью на портале, что изучает когнитоника, вы говорили о том, что ее можно охарактеризовать как науку о человеке в цифровом мире и задача ее — выявить искажения в когнитивно-эмоциональном развитии личности, вызванных стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и процессом глобализации, и, главное, компенсировать эти искажения. Что нового происходит в когнитонике? Каков был в этом году состав участников и какие основные новые проблемы рассматривались в докладах на конференции в Словении?
— Бросающейся в глаза особенностью XVI мультиконференции «Информационное общество» стал пленарный доклад на ее открытии министра обороны Республики Словения, господина Романа Якича. В этом отразился взгляд Европейского союза на состояние ИКТ и уровень интеллектуально-эмоционального развития молодого поколения как важные стратегические ресурсы страны.
Программа конференции по когнитонике включала в себя 18 докладов, подготовленных 32 учеными из 14 стран.В этом году был рассмотрен целый ряд новых проблем и подходов к их решению. Например, доктор Томас Кэйн из Университета Стирлинга (Великобритания) в своем докладе отметил, что, по имеющимся данным, распределение способностей в разных слоях общества примерно одно и то же. Однако в очень многих странах слабо развиты «социальные лифты». Так, в Великобритании более 50 процентов детей, когда вырастут, будут получать зарплату, не превышающую зарплату их отца. Поэтому общество в целом проигрывает из-за того, что многие способные молодые люди не имеют достаточно высоких амбиций и не попадают на престижные, важные для общества трудовые позиции. В качестве пути решения этой проблемы в докладе было предложено построение «когнитивных тоннелей» в форме видеоконференций, позволяющих школьникам вступить в диалог с известными, скажем, медиками, журналистами, членами парламента… На мой взгляд, это направление исследований важно и для нашей страны.
— Почему повышенное внимание исследователей было уделено именно вопросам образования?
— Стремительность и масштабы изменений в обществе, вызванные бурным прогрессом ИКТ, столь велики, что приводят к серьезным изменениям в когнитивно-эмоциональной сфере у огромного количества людей, особенно у подрастающего поколения. Так, в Великобритании уже предлагается повысить возраст категории так называемых тинэйджеров до 25 лет. Дело в том, что дети проводят за компьютером слишком много времени, это препятствует получению реального социального опыта, и, следовательно, молодые люди уже не могут в полной мере нести ответственность за свои поступки, в отличие от предыдущего поколения, не ставшего «жертвой» поголовной компьютеризации. Современное общество может в скором времени столкнуться с «айсбергом» поздней социализации детей в совокупности с предоставленными детям широкими возможностями для реализации компьютерных навыков (уже сейчас во многих странах школьники взламывают серверы значимых социальных и даже военных объектов).
— Какое решение проблемы предлагает когнитоника?
— Лучшим решением будет являться более ранняя социализация на основе методов обучения и воспитания, обеспечивающих опережающее развитие души по отношению к способности обработки информации. Сегодня такую возможность предоставляет система методов эмоционально-образного обучения, разработанная у нас и являющаяся важной частью конструктивного ядра когнитоники. Исследования показали, что сознание 5-6 летнего ребенка требует «красивого» языка для выражения эмоций, при этом метафорические конструкции часто лучше воспринимаются не на родном, а на иностранном языке, поскольку в таком случае ребенок не ощущает конфликта между языком повседневной жизни и языком художественным. Необходимо учить в полной мере переживать и выражать свои эмоции, вписывать чувство красоты в мировосприятие ребенка. При этом, как было отмечено на конференции в докладе доктора Анжелы Христофиду (Кипр), опиравшейся на результаты трехлетнего исследования, проведенного семью ведущими университетами США, художественное воспитание играет огромную роль в когнитивно-эмоциональном развитии, в формировании базовых жизненных умений (например, изучение музыки положительно влияет на способность быстро обрабатывать информацию в различных сферах деятельности, скажем, на успешность решения геометрических задач).
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого научного направления?
— Специалисты из разных стран предлагают различные методики и способы достижения положительного эффекта, поэтому в рамках конференций по когнитонике достигается синергия подходов. Я назвал бы когнитонику наукой междисциплинарной, кстати, именно по этой причине ее невозможно вместить в рамки какого-либо университетского факультета. Развитие когнитоники происходит и будет происходить в рамках совместной работы ученых разных специализаций многих стран. Так, несколько дней назад поступило предложение от издательства Cambridge Scholars Publishing (Великобритания) объединить лучшие доклады трех прошедших конференций по когнитонике в единое издание. В настоящее время идеи когнитоники поддерживаются учеными из 21 страны пяти континентов: Азии, Африки, Европы, Северной Америки и Южной Америки, поскольку вопросы, которыми занимается когнитоника, со временем становятся лишь актуальней.
Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Фомичев Владимир Александрович
Вам также может быть интересно:
Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами
Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).
Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего
Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».
Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития
Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.
ВШЭ запустила научный кинолекторий вместе с Обществом «Знание», Ленинкой и Госфильмофондом
В столице начал работу Московский научный кинолекторий — совместный проект Высшей школы экономики, Московского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода с сопровождающими лекциями ведущих ученых.
До кончиков пальцев
Ученые НИУ ВШЭ создали модель декодирования движений пальцев для протезов кисти нового поколения. Она позволит не только брать предметы, но и жестикулировать, используя движения каждого пальца.
Диагностика памяти: ИТ-решения для здоровья ума
Высокие технологии становятся неотъемлемой частью здравоохранения, и без компьютера не обходится уже ни одна область медицины. Ученые Вышки разработали мультиязычное планшетное приложение «Тест Рея» — первый полностью автоматизированный и валидный инструмент для диагностики нарушений слухоречевой памяти.
НИУ ВШЭ будет развивать сетевой Центр трансфера технологий
В Минобрнауки России подвели итоги конкурса по поддержке создания и развития центров трансфера технологий (ЦТТ). На конкурс было подано 58 заявок от вузов и НИИ. Поддержку получили 20 проектов, и среди них ЦТТ Высшей школы экономики. Благодаря этому университет планирует стать лидером в реализации кооперационной модели трансфера технологий.
«Мы хотим поделиться своими исследованиями не только с нашей страной, но и со всем миром»
Факультет химии открылся в НИУ ВШЭ всего три года назад, и первый выпуск бакалавров ожидается только в 2023 году. Но уже сейчас его студенты демонстрируют впечатляющие результаты в научных исследованиях, половина студентов 2-го и 3-го курсов имеют публикации в индексируемых в WoS и Scopus научных журналах, почти треть из которых относится к первому квартилю. В чем секрет успеха, новостной службе портала рассказали студенты факультета и академический руководитель образовательной программы «Химия», академик РАН Андрей Ярославцев.
Высшая школа экономики и Сбер подписали соглашение о сотрудничестве
НИУ ВШЭ и Сбер заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и ректор Вышки Никита Анисимов. Соглашение направлено на реализацию совместных проектов образовательного, научного, профориентационного, просветительского и информационного характера.
Радиоактивные бананы и Noize MC: как прошел фестиваль науки «@Павлова»
Что умеют современные генетики, можно ли научить робота писать стихи, как прогнозируют преступность, основываясь на больших данных? Повсеместное проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь и в науку стало главной темой фестиваля, организованного ВШЭ на площадке Digital October.