• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая наука ответит на вызовы цифровой эпохи

Опубликованы доклады прошедшей в Словении в рамках XVI международной научной мультиконференции «Информационное общество» 3-й конференции по новой научной дисциплине — когнитонике. Организатором конференции выступил сооснователь этого направления, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Владимир Фомичев.

— Владимир Александрович, вы уже рассказывали в своем интервью на портале, что изучает когнитоника, вы говорили о том, что ее можно охарактеризовать как науку о человеке в цифровом мире и задача ее — выявить искажения в когнитивно-эмоциональном развитии личности, вызванных стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и процессом глобализации, и, главное, компенсировать эти искажения. Что нового происходит в когнитонике? Каков был в этом году состав участников и какие основные новые проблемы рассматривались в докладах на конференции в Словении?

— Бросающейся в глаза особенностью XVI мультиконференции «Информационное общество» стал пленарный доклад на ее открытии министра обороны Республики Словения, господина Романа Якича. В этом отразился взгляд Европейского союза на состояние ИКТ и уровень интеллектуально-эмоционального развития молодого поколения как важные стратегические ресурсы страны.

Программа конференции по когнитонике включала в себя 18 докладов, подготовленных 32 учеными из 14 стран.В этом году был рассмотрен целый ряд новых проблем и подходов к их решению. Например, доктор Томас Кэйн из Университета Стирлинга (Великобритания) в своем докладе отметил, что, по имеющимся данным, распределение способностей в разных слоях общества примерно одно и то же. Однако в очень многих странах слабо развиты «социальные лифты». Так, в Великобритании более 50 процентов детей, когда вырастут, будут получать зарплату, не превышающую зарплату их отца. Поэтому общество в целом проигрывает из-за того, что многие способные молодые люди не имеют достаточно высоких амбиций и не попадают на престижные, важные для общества трудовые позиции. В качестве пути решения этой проблемы в докладе было предложено построение «когнитивных тоннелей» в форме видеоконференций, позволяющих школьникам вступить в диалог с известными, скажем, медиками, журналистами, членами парламента… На мой взгляд, это направление исследований важно и для нашей страны.

— Почему повышенное внимание исследователей было уделено именно вопросам образования?

— Стремительность и масштабы изменений в обществе, вызванные бурным прогрессом ИКТ, столь велики, что приводят к серьезным изменениям в когнитивно-эмоциональной сфере у огромного количества людей, особенно у подрастающего поколения. Так, в Великобритании уже предлагается повысить возраст категории так называемых тинэйджеров до 25 лет. Дело в том, что дети проводят за компьютером слишком много времени, это препятствует получению реального социального опыта, и, следовательно, молодые люди уже не могут в полной мере нести ответственность за свои поступки, в отличие от предыдущего поколения, не ставшего «жертвой» поголовной компьютеризации. Современное общество может в скором времени столкнуться с «айсбергом» поздней социализации детей в совокупности с предоставленными детям широкими возможностями для реализации компьютерных навыков (уже сейчас во многих странах школьники взламывают серверы значимых социальных и даже военных объектов).

— Какое решение проблемы предлагает когнитоника?

— Лучшим решением будет являться более ранняя социализация на основе методов обучения и воспитания, обеспечивающих опережающее развитие души по отношению к способности обработки информации. Сегодня такую возможность предоставляет система методов эмоционально-образного обучения, разработанная у нас и являющаяся важной частью конструктивного ядра когнитоники. Исследования показали, что сознание 5-6 летнего ребенка требует «красивого» языка для выражения эмоций, при этом метафорические конструкции часто лучше воспринимаются не на родном, а на иностранном языке, поскольку в таком случае ребенок не ощущает конфликта между языком повседневной жизни и языком художественным. Необходимо учить в полной мере переживать и выражать свои эмоции, вписывать чувство красоты в мировосприятие ребенка. При этом, как было отмечено на конференции в докладе доктора Анжелы Христофиду (Кипр), опиравшейся на результаты трехлетнего исследования, проведенного семью ведущими университетами США, художественное воспитание играет огромную роль в когнитивно-эмоциональном развитии, в формировании базовых жизненных умений (например, изучение музыки положительно влияет на способность быстро обрабатывать информацию в различных сферах деятельности, скажем, на успешность решения геометрических задач).

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого научного направления?

— Специалисты из разных стран предлагают различные методики и способы достижения положительного эффекта, поэтому в рамках конференций по когнитонике достигается синергия подходов. Я назвал бы когнитонику наукой междисциплинарной, кстати, именно по этой причине ее невозможно вместить в рамки какого-либо университетского факультета. Развитие когнитоники происходит и будет происходить в рамках совместной работы ученых разных специализаций многих стран. Так, несколько дней назад поступило предложение от издательства Cambridge Scholars Publishing (Великобритания) объединить лучшие доклады трех прошедших конференций по когнитонике в единое издание. В настоящее время идеи когнитоники поддерживаются учеными из 21 страны пяти континентов: Азии, Африки, Европы, Северной Америки и Южной Америки, поскольку вопросы, которыми занимается когнитоника, со временем становятся лишь актуальней.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.

ВШЭ запустила научный кинолекторий вместе с Обществом «Знание», Ленинкой и Госфильмофондом

В столице начал работу Московский научный кинолекторий — совместный проект Высшей школы экономики, Московского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода с сопровождающими лекциями ведущих ученых.

До кончиков пальцев

Ученые НИУ ВШЭ создали модель декодирования движений пальцев для протезов кисти нового поколения. Она позволит не только брать предметы, но и жестикулировать, используя движения каждого пальца.

Диагностика памяти: ИТ-решения для здоровья ума

Высокие технологии становятся неотъемлемой частью здравоохранения, и без компьютера не обходится уже ни одна область медицины. Ученые Вышки разработали мультиязычное планшетное приложение «Тест Рея» — первый полностью автоматизированный и валидный инструмент для диагностики нарушений слухоречевой памяти.

НИУ ВШЭ будет развивать сетевой Центр трансфера технологий

В Минобрнауки России подвели итоги конкурса по поддержке создания и развития центров трансфера технологий (ЦТТ). На конкурс было подано 58 заявок от вузов и НИИ. Поддержку получили 20 проектов, и среди них ЦТТ Высшей школы экономики. Благодаря этому университет планирует стать лидером в реализации кооперационной модели трансфера технологий.

«Мы хотим поделиться своими исследованиями не только с нашей страной, но и со всем миром»

Факультет химии открылся в НИУ ВШЭ всего три года назад, и первый выпуск бакалавров ожидается только в 2023 году. Но уже сейчас его студенты демонстрируют впечатляющие результаты в научных исследованиях, половина студентов 2-го и 3-го курсов имеют публикации в индексируемых в WoS и Scopus научных журналах, почти треть из которых относится к первому квартилю. В чем секрет успеха, новостной службе портала рассказали студенты факультета и академический руководитель образовательной программы «Химия», академик РАН Андрей Ярославцев.

Высшая школа экономики и Сбер подписали соглашение о сотрудничестве

НИУ ВШЭ и Сбер заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и ректор Вышки Никита Анисимов. Соглашение направлено на реализацию совместных проектов образовательного, научного, профориентационного, просветительского и информационного характера.

Радиоактивные бананы и Noize MC: как прошел фестиваль науки «@Павлова»

Что умеют современные генетики, можно ли научить робота писать стихи, как прогнозируют преступность, основываясь на больших данных? Повсеместное проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь и в науку стало главной темой фестиваля, организованного ВШЭ на площадке Digital October.