• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тренды – 2014 в образовании

Предлагаем взгляд экспертов ВШЭ на то, какими могут быть главные тренды 2014 года в экономике, социальной сфере и культуре. Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов рассказывает, что будет происходить, по его мнению, в образовании.

Первый тренд развития образования в 2014 году будет связан с ростом его информационной открытости — от детских садов до Высшей аттестационной комиссии. Будут и дальше развиваться сайты образовательных учреждений, органов управления образованием, что, впрочем, предусмотрено законом «Об образовании в РФ». Но любой закон можно выполнять чисто формально, поэтому важно, чтобы независимые организации предоставляли людям как можно больше сервисов, основанных на открытых данных, — прежде всего, качественных мониторингов и рейтингов.

Второй тренд, во многом связанный с первым, — развитие внешней оценки системы образования. О ее необходимости говорит президент Владимир Путин, Минобрнауки России в октябре 2013 года утвердило методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.

Открытость в сочетании с внешней оценкой — необходимое условие построения гражданского общества. Не менее важно, что все это повышает рефлективность самой системы образования, когда образовательные учреждения лучше видят свои проблемы и проектируют шаги развития. Хотя здесь есть риск — чрезмерное увлечение рейтингами, не имеющими отношения к здравому смыслу, а такие, увы, имели место в уходящем году.

Третий тренд 2014 года — модернизация педагогического образования. Именно педагогического образования, а не педагогических вузов — ведь в трети субъектов Федерации их вообще не осталось, учителей теперь готовят классические университеты. Впервые за длительный период власть переходит от критики педагогического образования к мерам по его развитию. В новом году стартуют пилотные проекты, когда партнером вуза в подготовке учителей на основе сетевого взаимодействия становятся школы, педагогическая практика перестает быть формальностью, а студенты, разочаровавшиеся в педагогике, получают возможность перейти на другие бакалаврские программы, и наоборот, студенты других направлений смогут перейти на педагогику в процессе обучения. Почти на сто процентов уверен, что эти и другие меры дадут позитивный эффект.

Четвертый тренд, а точнее — точка бифуркации — будет связан с новыми стандартами общего образования.

Нужны нетрадиционные для российской школы, интерактивные способы изучения той же литературы вплоть до постановок произведений писателей на сцене, чтобы ребенок мог их понять, почувствовать, прожить.

Несмотря на то, что регионы регулярно рапортуют об их успешном внедрении, мониторинг, проведенный коллегами из Российской академии образования под руководством Галины Сергеевны Ковалевой, показал, что это не так. При том что в начальной школе учебники хотя бы отчасти учитывают основные новшества стандартов — творчество вместо зубрежки, нестандартные задачи вместо задач по образцу, достижение метапредметных и личностных результатов и проч. В основной школе дела обстоят хуже: с действующими учебниками новые стандарты реализовать не удастся. Предстоит реформировать содержание школьного образования, и список из 100 книг или возврат к обязательному школьному сочинению ситуацию не изменят. Нужны нетрадиционные для российской школы, интерактивные способы изучения той же литературы вплоть до постановок произведений писателей на сцене, чтобы ребенок мог их понять, почувствовать, прожить.

Пятый тренд — изменения в организации ЕГЭ, в мае и июне он будет в центре общественного внимания.

Всем известно, что в 2013 году ЕГЭ был проведен с многочисленными нарушениями, и то, что сейчас делает Рособрнадзор по повышению его информационной безопасности, — беспрецедентные меры для последних нескольких лет. Не могу утверждать, что предложения нового главы Рособрнадзора Сергея Кравцова по проведению ЕГЭ — сплошь новшества, скорее наоборот. И в период эксперимента 2001-2008 годов были примеры и привлечения силовых структур, и видеонаблюдения (денег не хватало, поэтому из 100 видеокамер в аудиториях было 90 «пустышек», но какие именно — никто не знал), и установки металлоискателей на входе, и много чего еще. Необходим стандарт проведения ЕГЭ, принятый на федеральном уровне, чтобы организаторы понимали: они несут личную ответственность за происходящее. Уверен, в 2014 году ситуация будет в целом управляемой, что не исключает возможность отдельных «выбросов», как на любых экзаменах с высокими ставками в любых странах мира. Но это не означает, что их нужно отменять.

Есть надежда, что в 2014 году из постановления правительства, определяющего критерии эффективности работы губернаторов, наконец-то вычеркнут показатель, связанный с ЕГЭ, — долю детей, не сдавших обязательные экзамены по русскому и математике. Но вместо этого должны появиться другие критерии, и здесь мы возвращаемся к первому и второму тренду — росту открытости системы образования и развитию внешней оценки. Материал для оценки усилий губернаторов по развитию системы образования в регионах должны давать независимые мониторинги качества образования.

Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Кто такие тьюторы и на каких магистерских программах ВШЭ их готовят?

В российской системе образования будет расти спрос на специалистов, помогающих детям выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Почему это будет происходить и где готовят таких специалистов, рассказал академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения

Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. 

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».