• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможность осознанного выбора

Об образовательных моделях, на которых основан оригинальный стандарт Высшей школы экономики по направлению «Бизнес-информатика», рассказывает декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ Виктор Никитин.

— Виктор Васильевич, каковы, на ваш взгляд, главные особенности оригинального стандарта ВШЭ по направлению «Бизнес-информатика»? Чем этот стандарт отличается от государственного?

— Прежде всего мы, как и другие факультеты Высшей школы экономики, в новом стандарте «уходим» от преподавания «мелких» дисциплин, продолжительность которых составляет два-три модуля, и ориентируемся на более продолжительные курсы, не менее шести-восьми модулей, в течение которых можно заложить действительно устойчивые знания у наших студентов. Наращивание устойчивых аналитических и исследовательских компетенций — это наша цель, для достижения которой перестроены все три блока дисциплин: математический, социально-экономический и профессиональный.

— В чем выражаются содержательные изменения в этих блоках?

— Кроме продолжительности курсов, важно выстроить именно тот набор дисциплин, который будет способствовать развитию аналитических и исследовательских компетенций. В экономическом блоке в отличие от федерального стандарта третьего поколения по бизнес-информатике, который был разработан тоже нами, в оригинальном стандарте Высшей школы экономики появились такие фундаментальные дисциплины, как «Экономическая теория и институциональная экономика», «Экономика фирмы», «Теория организаций». В совокупности это позволит сформировать у студентов серьезные фундаментальные знания об экономической составляющей работы компаний, деятельности организаций на рынке труда, экономических отношениях между агентами на рынке.

В математическом блоке перестройка не столь радикальна, но также есть изменения: увеличивается количество часов на такие дисциплины, как «Теория полезности и принятие решений», «Теория управления», «Математическое моделирование». О последней надо сказать особо, так как в нашем оригинальном стандарте мы уделили серьезное внимание курсам, связанным с моделированием, и в математическом, и в профессиональном блоках. Для специалистов в области бизнес-информатики необходимы знания по различным аспектам моделирования — математического, имитационного моделирования систем и процессов. Поэтому в блоке профессиональных дисциплин появился курс «Моделирование процессов и систем», как продолжение курса «Математическое моделирование».

Одной из особенностей оригинального стандарта ВШЭ стало разделение дисциплин профессионального блока на два направления: «Информационные системы в бизнесе» и «ИT-бизнес и инновации».

— В чем новизна такой организации дисциплин профессионального блока?

— Суть нововведения заключается в предоставлении студентам, начиная с третьего курса, возможности выбрать одно из двух названных направлений, или профилей, если угодно. Во-первых, через подобную профилизацию, как я уже сказал, мы «уходим» от мелкого дробления профессиональных дисциплин, плюс это дает возможность выбора студентам. Например, если студент хочет заниматься вопросами управления информационными системами, он выбирает профиль с соответствующим набором и общепрофессиональных, и специальных дисциплин, таких как «Распределенные информационные системы», «Автоматизация учета на предприятии», «Логистика», «Корпоративные информационные системы», «Интеллектуальные системы». Но с другой стороны, наши студенты с удовольствием и плодотворно занимаются вопросами организации и управления бизнеса в сфере ИТ. И для них мы предлагается альтернативный блок с другим набором дисциплин: «Управление персоналом», «Информационное право», «Деловые коммуникации» и другие. Таким образом, студенты уже в бакалавриате на старших курсах имеют возможность сделать осознанный выбор, в каком профессиональном направлении они буду развиваться дальше.

В стандарте есть несколько «изюминок», на которые мне хотелось бы обратить особое внимание тех, кто склонен заниматься ИТ-бизнесом и инновациями: у нас появится курс «Технология изобретательства», направленный на решение вопроса, как делать технологические изобретения и инновации.

— Вы считаете, что можно научить изобретать? Интересно, кто будет преподавать такой предмет?

— Технологий, методов изобретательства много, один из них — знаменитая теория решения изобретательских задач («ТРИЗ») Генриха Альтшуллера, которая была создана тридцать лет назад, и сейчас активно развивается в мире, даже более успешно, чем в России. Но это не единственная, а лишь одна из ряда методик. Наш курс — это обобщение различных методик изобретения нового в технологической сфере. Мы хотим пригласить известных людей, которые работают в сфере изобретательства, инноваций, IТ-технологий и смогут интересно рассказать, как на практике происходит процесс создания чего-то нового в технической сфере. Курс будет построен как серия связанных друг с другом мастер-классов разных преподавателей, но начнется он не в следующем году, так что у нас есть время подготовиться.

И еще одна особенность нового стандарта: кроме производственной практики мы вводим, начиная уже с первого курса, научно-исследовательскую практику, в рамках которой студенты нашего факультета получат возможность выполнять исследовательские работы на базовых кафедрах предприятий, с которыми у нас сложились партнерские отношения. Сегодня у нас семь таких базовых кафедр ведущих компаний в сфере информационных технологий и интернета, на площадках которых наши студенты будут проходить научную практику. Это должно позволить им окунуться в активную деятельность по созданию новых технологий и инноваций.

— Какие образовательные модели лежат в основе нового образовательного стандарта по направлению «Бизнес-информатика»?

— Бизнес-информатика (Business Informatics) — молодое направление, наш стандарт близок к тому, что в англо-саксонском мире называется Information System, но есть и свои особенности, более характерные для немецкоговорящих стран Европы. Бизнес-информатика активно развивается в Германии, Австрии, Швейцарии. В Германии, например, такие ИТ-гиганты как «SAP», «Software AG/IDS & Scheer AG» двигаются в направлениях, существующих на стыке информационных технологий и бизнеса. В мире, во многом благодаря усилиям IBM, активно развивается наука о сервисах (Service Science). Это тоже область бизнес-информатики. При построении стандарта мы смотрели на учебные программы Университета Ридинга в Великобритании, наших партнеров в Германии, в частности, Университета Мюнстера, с которым у нас осуществляется программа двойных дипломов, Мюнхенского технологического института, Венского университета, Калифорнийского университета. Профилирование менеджмента и бизнеса в ИТ и собственно информационные технологии и системы — это один из основных принципов построения образовательных программ бакалавриата в этих университетах.

— В связи с появлением нового стандарта учебная жизнь студентов станет сложнее?

— Мы предполагаем и хотели бы, чтобы учиться стало интереснее, хотя возможно станет и труднее. Впрочем, и сейчас обучение на нашем факультете отличается сложностью и насыщенностью. Новый стандарт как раз позволит студентам уменьшить количество обязательных дисциплин, а сосредоточить  внимание на том, что им интереснее. Мы предлагаем студентам сделать выбор, в каком направлении они хотят развиваться, но это не значит, что пойдя одной дорогой, они полностью откажутся от другой. Наша цель не загнать студентов в жесткие профессиональные рамки, а предоставить им возможность осознанного выбора, чему и сколько учиться.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Выпускники направления “Бизнес-информатика” обладают визионерским видением»

Сегодня более 130 российских вузов в 60 городах страны готовят выпускников по направлению «Бизнес-информатика». Перспективы этого направления подготовки обсудили в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ в рамках конференции «20 лет развития направления “Бизнес-информатика” в России».

Как получить дополнительное образование по бизнес-информатике в Вышке

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 15-летие. О том, что нового школа предлагает потенциальным слушателям, о возможностях дистанционного обучения и о том, как правильно выбрать программу ДПО, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.

УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию

3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.

Переход на новый стандарт начинается с изменения роли учителя

17 декабря в Институте образования ВШЭ состоялась конференция, посвященная перспективам нового образовательного стандарта старшей школы. Директорам школ и учителям был представлен опыт введения стандарта в Лицее ВШЭ.

Как преподавать бизнес-информатику

В Высшей школе экономики прошло ежегодное заседание Учебно-методического совета по направлению обучения «Бизнес-информатика» и тематически связанная с ним международная конференция «Управление ценностью компании с помощью субъектно-ориентированного подхода».

Ярослав Кузьминов: «Проверка Счетной палаты позволила привлечь внимание к системным проблемам, ограничивающим эффективность работы университета»

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов выступил на коллегии Счетной палаты Российской Федерации, которая была посвящена рассмотрению результатов проверки НИУ ВШЭ.

ВШЭ открывает новые международные лаборатории

28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.

Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году

В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.

Ученый совет одобрил регламент оценки публикационной активности научных работников ВШЭ в 2013 году