• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наши студенты могут получить сертификаты Стэнфорда»

20 сентября в Высшей школе экономики началась ежегодная неделя Стэнфордского университета. О прошлогодних и предстоящих мероприятиях рассказывает Наталья Винокурова, помощник декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ по международной деятельности.

— Наталья Андреевна, как проходила неделя Стэнфорда раньше?

Неделя Стэнфорда прошлого года прошла весьма бурно и имела большой успех у студентов. Действительно, от профессуры Стэнфорда студенты всегда ожидают получить как можно больше современных знаний в области мировой политики и мировой экономики. И самым, пожалуй, значимым событием был приезд Стива Краснера, который считается классиком в этой отрасли. Его лекции очень понравились студентам, они открыли для себя и новые направления в мировой экономике, которым в России уделялось мало внимания раньше. Например, экономика окружающей среды. Этот курс прочитал весьма интересно, четко и последовательно декан экономического факультета Ларри Гулдер. Интересными были лекции и по экономике образования. Поэтому у наших студентов неделя Стэнфорда вызвала большой интерес. К нашей радости и радости стэндфордских профессоров, если слушатели замечали, что лекции читались слишком упрощенно, то говорили об этом, и лекторы шли навстречу, предлагая более глубокий и детальный анализ.

По окончании недели Стэнфорда мы вручили нашим студентам сертификаты о посещении лекций, которые подписал каждый из приезжавших к нам преподавателей Стэнфорда. Конечно, этот сертификат, может быть, никаких особых преимуществ не имеет, но само по себе то, что человек посещал лекции профессора Стэнфорда и получил его автограф, конечно, греет душу, — своеобразный дополнительный «плюсик» в резюме. Но мы не хотим ограничиваться только этим, поэтому спросили у американских коллег, можно ли получить стэндфордский сертификат? Нам сказали, что это возможно, если ребята напишут эссе по правилам Стэнфорда. В таком случае эссе оценивается и выдается сертификат по конкретной дисциплине конкретного профессора Стэнфорда.

— Какова программа недели Стэнфорда этого года?

— В этом году на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ будут прочитаны лекции двух преподавателей Стэнфорда: профессора Ника Хоупа, директора Стэнфордского центра международного развития, и Эрики Гулд, преподавателя из школы международных политических исследований. Ожидается, что Ник Хоуп прочтет четыре лекции по разным аспектам международного развития (Aspects of International Development). Нику интересен Восток, он дает экономический и политический анализ развития этого региона. Эрика Гулд представит свой взгляд на глобализацию, тематика ее занятий — «Глобализация и ее противоречия» (Globalization and Its Discontents). Сильные стороны Эрики как преподавателя заключаются в том, что она дает очень интересный методический материал, как построить лекции, провести семинарские занятия. У нее замечательный опыт, и ее лекции в Стэнфорде пользуются большим успехом у студентов.

Мы планируем выдать сертификаты тем, кто посетит все запланированные лекции с 20 по 24 сентября. В дальнейшем наши студенты могут получить задания, выполнить их, и по этим дисциплинам получить сертификаты Стэнфорда.

Но этим сотрудничество со Стэнфордом не ограничивается. В России вызывает большой интерес, как преподаются за рубежом те или иные дисциплины. Поэтому в рамках программы сотрудничества мы предусмотрели не только академические обмены, лекции, но и проведение совместных методических семинаров. Один из таких семинаров в рамках недели Стэнфорда запланирован на 21 сентября. Так что во вторник, в 16.00, ждем всех желающих, но молодых преподавателей — в первую очередь. Тема этого семинара очень актуальна для нас: написание письменных работ. Какая роль отводится письменным работам в системе американского высшего экономического образования? Какими навыками должен обладать студент? Какие он должен продемонстрировать компетенции? Что вообще дает письменная работа? Эти и многие другие вопросы мы как раз и будем обсуждать на семинаре. Думаю, что нам есть, что обсудить. К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что наши ребята не умеют писать ни научных статей, ни курсовых работ, очень слабо оформляют даже дипломные работы.

В дальнейшем мы планируем отправить молодых преподавателей на стажировку в Стэнфорд. Мы хотели бы получить хорошие курсы по экономике окружающей среды и по международным отношениям. Параллельно активно в сотрудничество включаются студенты, у них есть своя организация SURF, появляются совместные научные проекты, реализуются научные идеи.

Надо сказать, что сотрудничество со Стэнфордским университетом в стадии становления, и, конечно, есть много сложностей и проблем. Однако этот поезд пусть медленно, но все же движется. Мы «отчитались» очень хорошо перед американской стороной на представлении проектов в июне 2010 года. Наш проект вызвал большой интерес, мы надеемся встроить в нашу постоянную программу некоторые курсы по международным отношениям и мировой экономике. А дальше — посмотрим. Пока мы сохраняем оптимизм.

— На предстоящей неделе Стэнфорда упор будет сделан на экономику и политику Китая. Чем это вызвано?

— Интерес к этой проблематике неслучаен. Раньше все говорили о японском чуде, теперь мы получили китайское. Китайцы смогли преодолеть много сложностей и барьеров в весьма короткие сроки. Сейчас уровень образования в Китае такой, что скоро, вероятно, мы будем ездить учиться в Пекинский университет, а не китайцы в МГУ. Это, разумеется, вызывает интерес к модели развития Китая как нового экономического и политического центра на международной арене. Мы просили американских коллег сделать многосторонний анализ этих процессов с упором на роль и место в них США, Китая, Европы и, разумеется, России. Полагаю, что во время лекций Нику Хоупу будет задано много вопросов о роли китайской экономики в современном мире. Наверное, у студентов вызовет интерес обзор сильных и слабых сторон экономики Китая, насколько острым может быть торговый конфликт между США и Китаем, как развит в Китае сектор высоких технологий, каковы перспективы его роста и прочее.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Дипломатическое образование должно быть междисциплинарным

Инал Ардзинба, выпускник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, сочетает учебу в аспирантуре этого же факультета с карьерой международника.

«Стоит ставить перед собой максимально высокую планку»

Иван Королев с отличием окончил бакалавриат факультета экономики ВШЭ и магистратуру Российской экономической школы. В 2012 году получил добро на обучение в аспирантуре от четырех ведущих университетов мира и теперь учится в аспирантуре Стэнфорда.

В Стэнфорде используют больше «картинок»

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.

Конвейерное обучение штучных специалистов

29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.

«В Японии нет особых проблем с нарушением прав человека»

«Гражданское общество в Японии: своеобразие в международном сравнительном контексте» — с лекцией на эту тему на  семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ 24 января выступила Маки Кайта, аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук японского университета Цукуба.

Роберто Унгер: экономика против экономики

14 декабря в Высшей школе экономики с открытой лекцией выступил известный бразильский ученый, профессор Гарвардской школы права, экс-министр стратегического развития Бразилии Роберто Мангабейра Унгер.

Открытый урок преподавателя Сасаки

30 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ состоялся открытый урок по японскому языку ведущего преподавателя школы «Интеркультура» (Токио) Сасаки Хаято. Своими впечатлениями от занятия поделились студенты факультета, изучающие японский язык.

Религия и гражданское общество: польский взгляд на Россию

Факультет философии ВШЭ организовал серию встреч с польским социологом религии профессором Енджеем Моравецким и провел научную конференцию «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность».